Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Трансформация власти.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
3.84 Mб
Скачать

Состояние российского села

В современных учебниках истории принято критиковать по­литику советского государства в отношении села. Обыгрывается художественно-афористический тезис о деградации «русской де­ревни». В действительности в инфраструктурном отношении со­ветское село имело достаточно интенсивную динамику развития. Если уж и говорить о деградации сельских поселений в России, то наиболее применима эта оценка именно к современному перио­ду отечественной истории. Развитие многих инфраструктурных направлений было за 2000-е гг. фактически свернуто (сократи­лось или осталось на прежнем уровне). По некоторым показате­лям развитости происходила даже ликвидация существовавших ранее инфраструктур. Такому разрушению подверглась, в част­ности, система почтовой связи. А между тем, далеко не все села обеспечены на сегодня телефонным сообщением и, лишившись почты, они элементарно оказываются отрезанными от «большой земли» (рис. 1.29-1.31)30.

Рис. 1.29. Ввод в действие автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности

Рис. 1.30. Удельный вес сельских населенных пунктов, не обслуживаемых сетью почтовой связи

Рис. 1.31. Число почтовых ящиков на 10 тыс. чел. сельского населения

Российское образование

Продолжился начатый в 1990-е гг. тренд деградации россий­ского образования. Основу его составил процесс тотальной ком­мерциализации российской образовательной системы. Резуль­татом перевода на коммерческую основу явилась ликвидация нерентабельных учреждений. А о какой рентабельности детского сада, школы или профессионально-технического училища мож­но говорить применительно к российской провинции? Развитие там образовательных инфраструктур определялось в советское время соображениями стратегического характера. Теперь вопро­сы стратегии, очевидно, не берутся в расчет. В 2000-е гг. после­довательно велось сокращение численности дошкольных обра­зовательных учреждений. Соответственно, произошло итоговое уменьшение численности работающего в них персонала педа­гогических кадров. Демографические причины здесь не играют роли. Численность детей, приходящихся на соответствующее количество мест, устойчиво возрастала. Сохранившиеся детские сады оказались в итоге переполнены, нормы ясличных и детса­довских групп перекрыты (рис. 1.32-1.33)31.

Рис. 1.32. Численность дошкольных образовательных учреждений

Аналогичный процесс ликвидации «нерентабельных» учреж­дений происходил в 2000-е гг. в сфере среднего образования. В сельской местности за десять лет оказалось ликвидировано более 10 тыс. школ. Устойчиво сокращалась численность учитель­ского контингента. Все разговоры о повышении социального ста­туса школьного учителя оказались на поверку бессодержательны (рис. 1.34—1.35)32. Впрочем, справедливости ради надо признать, что ситуация с несколькими учениками на школу, рассчитанную на сотни учащихся, в действительности имеет место.

Рис. 1.33. Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях

Рис. 1.36. Численность учреждений начального профессионального образования

Рис. 1.37. Подготовлено квалифицированных рабочих на 10 тыс. чел.

занятого населения


Позитивным на фоне деградации других образовательных структур выглядит, на первый взгляд, рост численности учреж­дений высшего образования. Но количество в данном случае не только не соотносится с соответствующим улучшением качества, но, напротив, отражает процесс размывания прежних качествен­ных потенциалов. Ценность диплома о высшем образовании в результате коммерциализации и поточной профанации обуче­ния резко девальвировала. Отражением доминанты коммерциализационных механизмов в новой образовательной системе мо­жет служить сравнение доли различных специальностей в общей структуре выпускников.

Показательно в данном случае сопоставление удельного веса выпуска по специальностям физико-математического и экономи­ческого профиля (рис. 1.38)34. Когда-то, в период научно-техни­ческого прорыва СССР, направления физики и математики были наиболее популярными. В 2000-е гг. их популярность последова­тельно снижалась. Для массового восприятия эти специально­сти оказались лишены ореола коммерческой успешности. Вмес­те с тем, происходил стремительный рост экономистов. Диплом по этому направлению получает каждый третий из российских выпускников вузов. Парадоксальность сложившейся ситуации состоит в том, что привлекательность экономических специаль­ностей росла параллельно с процессом сырьевой структурной де­градации самой экономики.

Рис. 1.38. Выпуск специалистов государственными и муниципальными высшими учебными заведениями по группам специальностей и направлениям подготовки (по классификатору 2003 г.)