Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18-25 Сада.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
45.89 Кб
Скачать
  1. Возможные нежелательные ассоциации

Работая над звуковой стороной речи необходимо учитывать, что иногда звуковая оболочка слов и их сочетаний может вызывать нежелательные смысловые ассоциации, придающие слову смешной или бранный оттенок, соответственно, искажается коммуникация . Это может происходить в силу разных причин:

  • при передаче имен собственных средствами другого языка. Например, название классической древней хроники истории распространения буддизма в Тибете «Дебтер онбо» Гой-лоцзавы Шоннупэла переводится в русской традиции двумя сочетаниями «Голубые анналы» и «Синяя летопись». В настоящее время последний вариант является предпочтительным, хотя в 30-е годы Ю.Н. Рерих назвал свой перевод и комментарии «Голубые анналы». Еще один пример – переименование машины «Жигули» в «Ладу» при выходе на мировой рынок. Чтобы избежать ошибок такого рода, необходимо всегда учитывать социокультурную ситуацию в той стране, на язык которой передается имя собственное, то или иное название, и весь спектр социально и исторически обусловленных возможных коннотаций;

при аббревиации, например одиозные имена-новоделы советских времен: Персострат (первый советский стратостат), Даздраперма (да здравствует Первое мая)

25) Понятие звукописи и фоники.

Звукопись в художественной речи

В работе писателя над стилем произведения более высокой ступенью, чем достижение благозвучия, является использование фоники для создания особой выразительности, образности речи. Применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности речи называется звукописью. Звукопись состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли.

Если мы обратим внимание на звуковую сторону произведения, то сразу увидим, что седьмое двустишие находится в выделенной позиции. Несмотря на отсутствие рифм между двустишиями в сочетании Дантова дива напрашивается совсем другое слово, слово, которого поэтесса избегала в своей поэзии, слово рифмующееся и дразнящее культурную память читателя. Эта строфа в сочетании с предыдущей является, по сути, эмоциональной кульминацией всего стихотворения. Нервная череда воспоминаний  обрывается констатацией полной земной отрешенности лирической героини и утверждением некоего высшего, трансцендентного покоя.

Аллитерация на н и повторение созвучия не в первой строчке двустишия подчеркивают отрицание; звуковое подобие существительных - громы Гомера, Дантово диво - усиливают их выразительность, причем первые два слова выделяются «громкими» созвучиями (г - р - о - м), два другие - своей «непохожестью» на них (д - и - в - а).

Дальше следует описание этого нового состояния лирической героини, описания, в котором строки с мягкими сонорными звуками словно соревнуются со строками, в которых их нет. И мы чувствуем, что и в этом «новом покое» героиня не спокойна до конца. Однако в последней строфе обе строчки содержат мягкий л, и несмотря на внешне зловещий смысл, они передают состояние лирической героини как светлое обновление, выход в иное измерение.

Стилистическая «активность» фоники зависит от эмоциональной окраски речи. Для того чтобы звуковая сторона речи стала заметной, необходимо отчетливое выделение слов при чтении и подчеркивание выразительных звуков; это требует особой интонации, возможной лишь в поэзии и высокоэмоциональной прозе.

В литературоведении существует термин фоника. Это раздел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к Ф., а ритмообразующая ее роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Основной прием фоники – повтор. Повтор сходных согласных называется аллитерацией, сходных гласных – ассонансом. Однако важен не только факт повтора, но и позиции повторяемых звуков. Звуковые повторы гласных ощутимы и отчетливы только тогда, когда они образуются ударяемыми гласными. Повторы согласных, хотя и сохраняют ощутимость, где бы они ни стояли, но приобретают особую яркость, когда они непосредственно предшествуют ударяемым гласным. Ф. не ограничивается рассмотрением лишь звуковых повторов стиха, но учитывает также общее распределение звуковых масс, сходство или контрасты звуков по способу их произношения, смену тембров и т. п. Сумму всех средств звуковой организации стиха обычно называют инструментовкой. При анализе фонической организации стиха следует иметь в виду, что число звуков каждого языка сравнительно невелико, вследствие чего близкое соседство одинаковых звуков в ней всегда в некоторой степени наличествует, не являясь признаком ее художественной организации. Поэтому о звуковых повторах в стихе нельзя говорить отвлеченно, а лишь в сопоставлении с фонетической системой данного языка.

Примером благозвучия, музыкальности русской поэтической речи может быть четверостишие М.Ю. Лермонтова:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Для характеристики фоники этих строк очень важно обилие звонких согласных, сонорных и низкий процент глухих. Самая звучная строка четверостишия - вторая, самая «глухая» - третья.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]