Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по Беспаловой.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
208.2 Кб
Скачать

23. Ведущие публицисты 50-60х г.Г (по выбору)

АГРАНОВСКИЙ, АНАТОЛИЙ АБРАМОВИЧ (1922-1984), русский публицист, прозаик, кинодраматург. Родился 8 января 1922 в Харькове в семье журналиста. В 1937 отец Аграновского был репрессирован. В 1939 Аграновский поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического института им. К.Либкнехта. В 1943-1944 был курсантом Военно-авиационной школы стрелков-бомбардировщиков, затем был направлен на учебу в Высшее военно-авиационное училище штурманов (1944-1946). По окончании учебы занялся военной журналистикой. В 1946-1947 печатался в газете Московского военного округа "За храбрость". Уже в первые годы работы Аграновского особенно привлекал жанр очерка.

После демобилизации работал художником-мультипликатором, помощником кинооператора, ретушером, художником-оформителем, писал сценарии фильмов. В 1956-1958 учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького СП СССР. По окончании курсов Аграновский полностью посвятил себя публицистической деятельности. Он был сотрудником "Литературной газеты", печатался в журналах "Знамя" и "Новый мир". В 1961 стал специальным корреспондентом газеты "Известия".

Любимым героем Аграновского был энтузиаст, борющийся за общественную пользу в разных сферах деятельности. Несмотря на публицистическую страстность, присущую всем его материалам, Аграновский не навязывал читателю однозначного взгляда на описываемые события, предоставляя ему возможность делать самостоятельные выводы. Он неоднократно подчеркивал, что суть его журналистской позиции заключается в доверии к читателю.

Для Аграновского было характерно внимание к своим героям: за некоторыми (как офтальмолог С.Н.Федоров, которого он "открыл") он следил в течение нескольких лет. В 1970-е годы Аграновского называли "журналистом номер один". Многие яркие публицисты периода перестройки называли себя его учениками. В течение жизни он издал более 20 книг, в которых в полной мере воплотился его журналистский и человеческий опыт. По одной из версий, Аграновский является автором второй части трилогии Брежнева "Возрождение". Член Союза писателей и Союза журналистов СССР. Лауреат премии Союза журналистов СССР. Умер Аграновский в Москве 14 апреля 1984.

24. Советский самиздат и тамиздат: основные этапы развития, ведущие типы изданий.

Реакцией общества на запреты и сокрытие информации, на отсутствие в стране свободы слова, подавление духовной свободы и инакомыслия, на искусственное ограничение круга чтения явился самиздат. Самиздатовские издания представляли собой оппозиционное, альтернативное официальной, доминирующей идеологии явление, средство политической борьбы оппозиции. В издательском плане самиздат - это самореализующееся, выходящее без правовой регистрации и соблюдения принятых редакторских стандартов и положений явление неподцензурной периодической печати, реализуемое в рукописном, машинописном или (на более поздних этапах) компьютерном варианте.

История самиздата в СССР начинается с 20-х гг., однако сам термин стал функционировать во второй половине 50-х гг., и после публикации в газете "Известия" о выходе в свет машинописного журнала "Синтаксис" начал использоваться широко. Становление самиздата нового времени произошло в период хрущевской "оттепели", а наибольшее развитие он получил при Л.И. Брежневе. Уже в 60-х гг. нелегальные рукописные и машинописные издания стали представлять собой достаточно массовое явление. Провозвестником многих самиздатовских традиций стал журнал "Синтаксис". Вышло всего три номера журнала - 1 - в декабре 1959 г., 2 - в феврале 1960 г., 3 - в апреле 1960 г., после чего редактор журнала А. Гинзбург был арестован и сослан.

Другие издания 60-х гг. - это, в основном, художественные произведения, статьи, документы и материалы, относящиеся к общественно-политической жизни страны. В самиздате вышли романы А. Солженицына и "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Технология власти" А. Авторханова, сборники стихотворений И. Габая и Н. Горбаневской, запрещенные произведения В. Аксенова, А. Кузнецова, А. Галича, брошюры А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе" и Р.А. Медведева "Перед судом истории", "Правда о современности" и пр.

Среди документов и материалов следует отметить письма А. Твардовского и В. Каверина - К. Федину, П. Антокольского - П. Демичеву, три письма Л. Чуковской - М. Шолохову, А. Маковскому и в редакцию "Известий". В последнем из названных писем автор говорит о той огромной, еще не оцененной роли, которую играет самиздат в духовном возрождении страны: "В наши дни один за другим следуют судебные процессы: под разными предлогами - открыто прикрыто и полуприкрыто - судят слово устное и письменное. Слово подвергают гонению как бы для того, чтобы еще раз подтвердить старую истину, полюбившуюся Льву Толстому: "Слово - это поступок". Наверное, слово и в самом деле - поступок, если... не в силах пробиться к читателю великая поэзия и великая проза, насущно необходимые каждому. Я бы сказала: необходимые как хлеб, но на самом деле своей пронзительной правдой они нужнее, чем хлеб".

До 70-х гг. советский самиздат представлял собой, в основном, листовки, брошюры, книги, т.е. непериодические издания. Попытки издания журналов были, но они носили, в основном, разовый характер: зафиксированы, наряду с упоминавшимся "Синтаксисом"(1960), по одному номеру "Бумеранга" (1960), "Феникса" (1961), "Коктейля" (1961), "Фонаря" (1963), "Времен года" (1962), "Мастерской" (1964), "Чу" (1965), "Сфинксов" (1965) и три номера "Сирены" (1962). Лишь в конце 60-х - начале 70-х гг. наметилась тенденция выпуска в самиздате продолжающихся и периодических изданий, которая становится одной из наиболее устойчивых тенденций дальнейшего развития.

Путей создания самиздатовской периодики было два. Первый: вышедшие в свет сборники-брошюры продолжили свое существование под первоначальными названиями с обозначением на титуле нумерации выпусков (например, "Общественные проблемы", сост. В.Н. Чалидзе) и превратились в продолжающиеся или периодические издания. Второй путь - это создание собственно периодических изданий с характерными для периодики типологическими признаками.

Несомненно, самым ярким явлением собственно периодического издания конца 60-х - начала 70-х гг. была "Хроника текущих событий", которая готовилась и самиздатовским способом издавалась в Москве, передавалась на Запад и печатным способом воспроизводилась издательством "Хроника" в Нью-Йорке, после чего вновь завозилась нелегально в СССР. А.И. Солженицын говорил о "Хронике" в своем интервью в 1973 г.: "Несколько лет самоотверженная "Хроника" утоляла всеобщую естественную человеческую жажду знать, что происходит. Она сообщала, хотя и в очень неполной мере, фамилии, даты, места, тюремные сроки, формы преследований, она выносила из пучины незнания на поверхность хоть малую-малую долю чашей ужасной истории - и за то разгромлена и растоптана..."

Разгром "Хроники текущих событий" - это временное приостановление ее путем репрессий в 1972-1973 гг. Однако весной 1974 г. "Хроника" вновь вышла в свет и издавалась еще в течение нескольких лет, несмотря на репрессии в отношении ее авторов и распространителей С. Ковалева, Т. Великановой, Т. Ходоровича и др.

"Хроника текущих событий" представляла собой тетрадь журнального формата объемом в несколько десятков страниц. Наиболее типичная структура ее - разделы "В лагерях и тюрьмах" со списками политзаключенных, информацией о переводах, хроникой протестов и болезней, "В психиатрических больницах" с аналогичным содержанием, публикации в защиту подвергнутых репрессиям по политическим мотивам, материалы по проблемам национальных меньшинств (крымских татар, евреев, немцев) и преследования верующих. Особое внимание "Хроника" уделяла различным явлениям протеста, политическим процессам, оппозиционным публикациям в прибалтийских республиках. Под рубрикой "Письма и заявления" публиковались материалы в защиту осужденных, протесты в связи с политическими репрессиями. "Новости самиздата" сообщали о выходе в свет различных материалов, изданных в СССР и за рубежом, "Краткие сообщения" воспроизводили хронику действий известных правозащитников, факты задержаний, изъятий материалов, действий следователей. При этом информация журнала отличалась конкретностью, насыщенностью, указывались конкретные фамилии, часы, места и т.д.

Всю совокупность самиздатовской литературы 70-х гг. можно разделить на следующие основные группы: 1) оригинальные тексты, созданные авторами, проживающими на территории страны, и нелегально размноженные; 2) перепечатки политических и художественных произведений с зарубежных изданий, нелегально ввезенных в страну (использовались текстологические публикации институтов славистики и русистики западноевропейских стран, издания ИМКА-пресс, публикации изданий русского зарубежья "Посев", "Грани", "Континент", "Русская мысль" и др.); 3) воспроизведения текстов запрещенных авторов по книгам и журналам прежних лет, сохранившимся в личных собраниях и спецхранах государственных библиотек.

Следует отметить, что создатели и распространители самиздатовской литературы проявляли большое гражданское мужество, так как их действия попадали под статьи 190 ("распространение заведомо ложных... порочащих... измышлений") и 70 ("Агитация и пропаганда, проводимая в целях подрыва...") Уголовного кодекса, и многие из них понесли наказание в виде лишения свободы. Несомненно, самиздат 60-70-х и начала 80-х гг. сыграл роль возбудителя общественных перемен, предвосхищая более поздние политические изменения. Во времена перестройки самиздат вышел из подполья.