Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по Беспаловой.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
208.2 Кб
Скачать

6. Особенности функционирования журналистики белого движения в годы Гражданской войны.

Структура прессы белогвардейского направления в некоторых аспектах была аналогичной партийно-советской, зачастую совпадали и методы журналистской деятельности двух противоборствующих сторон. Идеи белого движения активно пропагандировались официальными правительственными изданиями, такими как "Вольная Кубань", "Ставропольские губернские ведомости", "Донской вестник", "Вестник Верховного управления Северной области", "Свободная Россия", "Вестник Верховного круга" и мн. др. В белой армии выходила разнообразная военная печать - армейская, дивизионная, гарнизонная. В числе самых крупных изданий этого типа были газеты "Вестник Донской Армии", "Голос Сибирской Армии". Выпускалась периодика для войск противника, велась пропаганда среди населения прифронтовых территорий. Активно использовались листовки, брошюры, плакаты, создавались агитпоезда, устанавливались новые радиостанции и пр.

Так же, как и на территории Советской России, информационное обслуживание прессы осуществлялось в основном централизованно. В частности, деятельность Осведомительного агентства (Освага), созданного в Добровольческой армии, практически охватывала весь Юг России. В Сибири при правительстве А.В. Колчака был организован специальный отдел печати, который не только снабжал информацией гражданские и военные газеты, но и контролировал деятельность печати.

В отличие от Советской России белогвардейцы допускали разные формы собственности в издательском деле, в том числе, частную. Политический спектр партийной прессы был очень широк - от черносотенцев и монархистов до демократов и социалистов. На территории "белой России" частично были возобновлены те дооктябрьские издания, которые были закрыты большевиками в 1917-1918 гг. Выходили многочисленные "независимые", "надпартийные" издания, бульварная периодика. В то же время здесь присутствовала практически такая же жесткая политическая цензура, как и у большевиков. Так, например, первым же приказом военного губернатора на Ставрополье все большевистские издания запрещались, прекращался выпуск близких к эсерам "Трудового слова", "Трудового крестьянина". Таким образом, был восстановлен дофевральский статус печати.

Белогвардейской пропагандой активно использовались фальсификации (контрафакции) - издание листовок, воззваний, газет от имени советских органов. Об одном из таких случаев говорилось в телеграмме Реввоенсовета XI Армии в конце 1918 г. До сведения всех частей и подразделений доводилось, что "деникинским кадетским лагерем издается провокационная газета "Красный солдат", причем заголовок и подзаголовок газеты является точнейшей копией газеты "Красный солдат" издательства Революционного Совета XI Армии". Отличить фальсифицированную газету, указывается в телеграмме, легко: "Обычное кадетское черносотенное направление... проглядывает в каждой строчке подлеца-газеты. В газете помещается также военная сводка с описанием только кадетских побед". Фабриковались не только красноармейские газеты, но и "Правда", "Беднота", "Известия".

С печатью белогвардейцев сотрудничало много высокопрофессиональных журналистов, имевших богатый опыт работы в дооктябрьской прессе. Например, газету "Юг России" редактировал популярный фельетонист А. Аверченко, редактором-издателем газеты "Приневский край" был писатель А. Куприн, основу редакции газеты "Юг" составили ведущие сотрудники закрытого большевиками "Русского слова". В различных "белых" изданиях сотрудничали М. Булгаков, В. Вересаев, 3. Гиппиус, В. Короленко, С. Маршак, П. Милюков, Н. Устрялов и мн. др.

После поражения белого движения, окончания гражданской войны и иностранной интервенции белогвардейская печать прекратила свое существование, хотя некоторые издания были возобновлены за пределами России и стали частью эмигрантской прессы.