Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по военке.docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
108.65 Кб
Скачать

1 Вопрос

3. Возрастание роли морально-психологического фактора в современной войне.

В современных условиях ряд объективных тенденций развития военного дела обусловливают возрастание роли морально-психологического фактора в современной войне.

Во-первых, практика боевых действий показывает, что, чем выше интенсивность морально-психологического обеспечения, тем меньше цена победы в бою, сражении или войне, т.е. потери личного состава, материально-технических и природных ресурсов. Кроме того, общемировой опыт в развитии средств и методов ведения войны свидетельствует о том, что последствия интенсивно проводимой информационно-психологической борьбы с противником могут быть настолько эффективными, что ведение разрушительных и экологически опасных боевых действий во многих случаях становится бессмысленным.

Задача всесторонней подготовки военнослужащих к действиям в боевых условиях становится одной из наиболее актуальных в системе морально-психологического обеспечения войск и сил флота, как в мирное, так и в военное время. Ее конечной целью является формирование у личного состава таких знаний, навыков и умений, которые определяют эффективность боевых действий не только величиной урона, наносимого врагу, но и минимальной собственной ценой победы. Другими словами, высшим приоритетом при планировании и осуществлении боевых действий и операций становится задача сохранения личного состава, что достигается реализацией человекосохраняющих технологий вооруженной борьбы.

Данным общим термином можно обозначить широкий круг новых политико-управленческих, информационных и морально-психологических систем, предназначенных для оптимизации боевой деятельности на основе приоритетной роли человеческого фактора в военном деле и минимизации человеческих потерь в достижении победы в бою, сражении или войне в целом. Перспективными с точки зрения человекосохраняющих технологий является развитие форм и методов информационно-психологической борьбы и морально-психоло-гического обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время. Разработка и освоение таких технологий требуют усиления гуманитарной подготовки военных кадров, основанной на системе человековедческих знаний.

Во-вторых, анализ истории войн и военных конфликтов показывает, что в них отчетливо просматривается тенденция применения воюющими сторонами специальных сил и средств, направленных на достижение морально-психологического и информационного превосходства над противником. В армиях многих стран мира неотъемлемым компонентом подготовки и проведения боевых операций стала информационно-психологическая борьба. За последние десятилетия произошло превращение эпизодически проводимых на войне пропагандистских кампаний в систему согласованных по задачам, месту и времени информационно-психологических акций и операций. Следует подчеркнуть, что развитие сил и средств информационно-психологической борьбы рассматривается как тенденция, противоположная процессу возрастания роли человеческого фактора в современной войне.

Среди новейших способов достижения военно-политических целей бурно развивается теория и практика психологической войны, которая понимается как борьба между государствами и вооруженными силами за достижение превосходства в духовной сфере и превращение полученного преимущества в решающий фактор достижения победы над противником. Психологические виды оружия основаны, как правило, на технологиях и средствах (свойствах объектов) способных не только деморализовать противника, сломить его волю к сопротивлению, но и снизить эффективность применения военнослужащими боевой техники и вооружений, в том числе информационно-управляющих систем.

По наблюдениям некоторых военных экспертов информационно-психологические операции начинаются задолго до начала боевых действий. Они стирают различия между мирными и немирными условиями, военными и невоенными средствами ведения борьбы, что значительно затрудняет определение начала информационной агрессии. Другими словами, боевые действия, как правило, начинаются с духовного противоборства, с войны «нервов», с информационно-психологических акций и операций, проходящих без выстрелов и фронтов.

В-третьих, сегодня крупнейшие мировые державы вышли на принципиально новый технологический уровень разработки неизвестных ранее видов оружия. Наряду с космическим, высокоточным и так называемым несмертоносным оружием за рубежом активно создается новый класс информационно-психологического оружия, которое предназначено для целенаправленного воздействия на здоровье, психику и поведение военнослужащих противника. Характер воздействия данного оружия рассчитывается на временное выведение из строя, расстройство здоровья, подавление воли к сопротивлению и «зомбирование» психики (манипулирование сознанием и перестройка мышления), а также на программирование поведения воинов и, в конечном счете, на деморализацию и психическую деградацию живой силы противника.

По мнению военных экспертов, создание новых видов информационно-психологического оружия отражает общую тенденцию перехода от традиционных войн, для которых характерно стремление к истреблению противника, к войнам информационной эры, в которой упор будет делаться на том, чтобы временно вывести противника из строя, деморализовать его, сломить волю к сопротивлению, не обязательно уничтожая его и боевую технику. При этом старая истина - «когда мало боевой техники, нужно очень много солдат» - теряет свою актуальность, так как умелое применение информационно-психологического оружия позволяет в определенной мере нападающей или обороняющейся стороне компенсировать недостаток вооружения, боевой техники и даже живой силы.

Стратегия национальной безопасности США предусматривает наличие в арсеналах американской армии ядерного, обычного и «не летального оружия». Силы общего назначения США имеют на вооружении информационное оружие, предназначенное для решения широкого круга задач. Разрабатываются различные сценарии информационных войн, в специальных лабораториях разыгрываются виртуальные модели боевых действий (информационные удары и атаки), для их осуществления ведется подготовка сил и средств, а в реальных военно-политических конфликтах специальными подразделениями отрабатываются стратегия и тактика ведения информационной войны. Аналогичные программы разрабатываются во Франции, Великобритании, ФРГ, Израиле, Японии, Италии, Китае, ЮАР и других странах.

Таким образом, Россия в современных условиях сталкивается с новым вызовом ее безопасности - угрозой войны, с применением новых видов информационного и психологического оружия, что объективно повышает роль и значимость морально-психологического фактора в современной войне.

Информационно-психологическая борьба направлена на подрыв духовного потенциала противника - важнейшего компонента его боевой мощи. Военными стратегами ряда ведущих стран Запада она рассматривается, с одной стороны, как важный компонент обеспечения подготовки и проведения военных операций, а с другой стороны, как самостоятельный вид боевых действий. Она становится решающим фактором вооруженной борьбы. В этой связи особую важность приобретает осознание военными теоретиками и полководцами доминирующей роли человеческого фактора в вооруженной борьбе.

В-четвертых, исследования, проведенные в войсках, выявили прямое влияние высокого морально-психологического состояния воинов на уровень боеспособности. Если за основной критерий взять потери в живой силе, которые наиболее ощутимо сказываются на состоянии морального духа войск, то при низком уровне морально-психологического состояния личного состава боеспособность частей и подразделений утрачивается уже при 10 - 20 % потерь, в то время как при высоком уровне - лишь при 50 - 60 % . Таким образом, чем выше моральный дух войск, тем выше стойкость соединения, части при понесенных боевых потерях. Из данного вывода вытекает важная обратная закономерность - чем ниже будет морально-психологическое состояние противника в результате целенаправленных психологических операций, тем ниже будет уровень его боеспособности.

Успех, достигнутый в информационно-психологической борьбе, может не только предопределять (создавать предпосылки), но в ряде случаев и определять (быть основным фактором) победу в вооруженной борьбе. Силы и средства информационно-психологической борьбы способны не только ограничивать реализацию боевых возможностей оружия, но и значительно снижать боеспособность частей и соединений противника в целом. В тоже время специалисты утверждают, что распространение знаний об особенностях применения противником приемов психологической борьбы и формирование у военнослужащих умений их выявлять позволяют нейтрализовать их негативное воздействие.

Таким образом, в период подготовки и ведения боевых операций перед органами воспитательной работы встает ряд актуальных задач морально-психологического обеспечения, которые требуют учета реальных возможностей противника в области использования новых видов информационно-психологического оружия, и принятия комплекса мер по защите личного состава от информационно-психологического воздействия противника.

В-пятых, по мнению ряда аналитиков, военно-силовая «стратегия сокрушения» все больше уступает место «стратегии непрямых действий», основу которой составляют невоенные способы воздействия на противника. В ней активная роль отводится информационно-психологическим методам и средствам: блокированию средств массовой информации и связи; убеждению общественности в легитимности проведения военных операций; подрыву морального духа вооруженных сил противника; стимулированию оппозиционных движений; разжиганию социальных, национальных и религиозных противоречий; формированию дружественного образа войск, выполняющих полицейские функции; пропагандистскому обеспечению гуманитарных миссий и т.д. В этой связи показательно, что с помощью подмены общепринятой в мировом сообществе терминологии целенаправленно изменяется психология восприятия ("менеджмент восприятия") мировой общественностью насильственных метод разрешения конфликтов в международных отношениях. Так, акты агрессии называются операциями по принуждению к миру, боевые действия вооруженных сил на чужой территории именуются миротворческими операциями, вмешательство в дела суверенных государств преподносится как гуманитарная интервенция, а экономическая и культурная экспансия как международная помощь.

В-шестых, неоспоримым историческим фактом является общая для XX века тенденция массированного использования идеологического фактора в подготовке сознания личного состава армий и флотов крупнейших держав мира к ведению вооруженной борьбы. Наряду с другими факторами укрепления морального духа войск (нравственность, вера, право, общественное мнение) он и сегодня способен играть интегрирующую роль в сплочении и духовной мобилизации личного состава на выполнение оборонных задач. Идеология, опирающаяся на основы православия, государственные интересы, военно-патриотические традиции, национальную психологию и культуру, исторический опыт Российских Вооруженных Сил, может выступать государственно-патриотической доктриной новой системы воспитания военнослужащих.

Опыт показывает, что в решении боевых задач моральный, психологический, религиозный и культурный факторы, сохраняя свою значимость для морально-психологического обеспечения, в конечном итоге подчиняются более актуальному в условиях войны идеологическому фактору, который через систему жизненно важных идей, потребностей и интересов народа (нации) выражает и провозглашает духовные приоритеты вооруженной борьбы: ее цели, задачи, характер, особенности и т.д.

Вместе с тем важно помнить и другой урок истории. В недалеком прошлом принципиальной ошибкой всей системы политработы в армии и на флоте было формирование морального духа войск (сил) преимущественно на основе идеологического, классового, партийного подходов. Упор делался на идеологическую пропаганду, политическую риторику и агитационные призывы. При этом игнорировался фактор веры, недооценивались психологические, нравственные, культурные и правовые компоненты в воспитании военнослужащих.

Таким образом, государственно-патриотическая идеология выражает духовные ценности военнослужащих, концентрирует нравственные и психологические императивы служения Отечеству, учитывает исторический опыт и традиции, опирается на военно-правовую базу и таким образом служит своеобразной системой духовных координат, определяющей роль и место военнослужащих в современном государстве.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что государственно-патриотическая идеология может выступать основой духовного потенциала Вооруженных Сил и способствовать реализации таких функций военно-социального управления, как целеполагание, социальная ориентация, мотивация военной службы, духовная мобилизация, воспитание и др. Базируясь на государственно-патриотических традициях, она могла бы органично дополнять правовые основы деятельности Вооруженных Сил, отражать приоритеты внешней и внутренней политики государства, перспективы социального развития страны и роль в этих процессах армии и флота. Отечественная история учит: когда Вооруженные Силы имеют идейное единство, они способны оказать сопротивление самому грозному и сильному противнику и победить его.

Из вышеизложенных аргументов вытекают следующие выводы:

исторический опыт подтверждает, что основными факторами в войне наряду с вооружением и способами ведения боевых действий являются моральный дух и психологическое состояние воинов, решающих на поле брани судьбу победы;

качественные изменения, происходящие в техническом оснащении армии и флота, в формах и способах вооруженной борьбы, неизмеримо повышают роль и значение человека как главного фактора войны, предъявляют небывало высокие требования к его боевой и морально-психологической подготовке;

ожесточенность и динамичность современных боевых действий требуют от личного состава исключительной мобильности мышления, способности быстро освобождаться от возможных депрессий, стрессовых состояний, неврозов и фобий; в эти критические моменты очень важно интенсивно использовать арсенал форм, методов и средств морально-психологического обеспечения, умело выбирать наиболее действенные из них в тех или иных конкретных условиях;

система морально-психологического обеспечения формирует у воинов необходимые морально-боевые и психологические качества, которые способствуют поддержанию высокой бдительности, готовности личного состава противостоять духовной и вооруженной агрессии; вместе с тем высокий моральный дух, информированность и преданность воинскому долгу позволяют военнослужащим быть устойчивыми к враждебным информационно-психологическим воздействиям.