Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voprosy_k_zachyotu_po_istorii_literatury_Drevne....docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
320.51 Кб
Скачать

4)Особенности жанра жития в литературе XI-XII веков («Житие Феодосия Печерского» или «Житие Алексея Человека Божия»).

«Четьи Минеи» существовали на Руси, видимо, уже в XI в. (древнейший дошедший до нас Успенский список «Четьей Минеи» за май, написанный на Руси, относится к началу XII в.) ' «Пролог» — в XII в. Последний включил в себя на русской почве, кроме того, назидательные легенды-новеллы, заимствованные из «Патериков» (см. ниже), и статьи поучительного характера. Воз­ник он, нужно думать, в результате сотрудничества южнославян­ских и русских церковных деятелей, в месте, где те и другие могли встречаться, скорее всего в Константинополе. Уже в ранней его редакции, помимо биографий греческих и югославянских святых, находятся «памяти» русских святых — Бориса и Глеба, княгини Ольги, князя Мстислава, Феодосия Печерского. В дальнейшем на русской почве «Пролог» пополняется обширным материалом и ста­новится популярнейшей книгой в руках религиозного читателя.

Все жития, упомянутые ранее, строились по одному композиционному признаку; нередко наравне с главной идеей выступала тема постоянного сопротивления бесам и искушению. Нередко встречались внутренние монологи, психологизмы. Они раскрывали душевное состояние действующих лиц. Обычная была та же диалоговая форма речи, служащая для оживления повествования и для его драматизации. Иногда агиограф отвлекался от описания, предаваясь рассуждениям патетического характера, подкрепляемых цитатами из «священного писания». В некоторых житиях встречался и сам портрет святого, схематично нарисованный путём перечисления основных его примет.

Житие это начинается с рассказа о рождении в Риме будущего святого от знатных родителей, о его приверженности с детских лет к учению, о бегстве из родительского дома сейчас же после того, как его женили на девице из царского рода. Прибыв в чужой город и раздав нищим всё, что он имел, он сам живёт там семна­дцать лет в нищенском одеянии, во всём угождая богу. Слава о нём распространяется по всему городу, и, убегая от неё, он решает удалиться на новое место, но «волею божиею» корабль, на котором он плыл, прибывает в Рим. Не узнанный никем, принятый за странника, он поселяется в доме своих родителей, которые вместе с его супругой неутешно скорбят об исчезнувшем сыне и муже. И тут он живёт ещё семнадцать лет. Слуги, нарушая распоряжение своих господ, всячески издеваются над ним, но он терпеливо пере­носит все обиды. Умирая, Алексей в оставленной перед смертью записке открывается перед своими родными и описывает свою жизнь после ухода из дома. Его торжественно хоронят при огром­ном стечении народа. При этом глухие, слепые, прокажённые, одер­жимые бесами чудесно исцеляются.

Как нетрудно видеть, в житии Алексея мы находим ряд суще­ственных моментов житийного жанра, отмеченных выше: тут и происхождение святого от благочестивых и знатных родителей, и его ранняя склонность к учению, и пренебрежение к сладостям земной жизни, и суровый аскетизм, и блаженная кончина, и, на­конец, посмертные чудеса, совершаемые у гроба святого.

В житии имеются и диалогическая речь, и лирические плачи-монологи. В са­мом изложении присутствуют элементы украшенного, риторическо­го стиля в соединении с авторским лиризмом. Традиционными в этом житии являются и указание на бездетность родителей свя­того до его рождения, и уход из родительского дома, и раздача святым своего имущества нищим, и уклонение от славы людской, и т.д.

Житие Алексея, подобно другим памятникам древней русской литературы и житийной в частности, подвергалось редак­ционным переработкам вплоть до XVII в., оказало влияние на ряд последующих произведений нашей оригинальной литературы и, на­конец, легло в основу популярного духовного стиха.

Те же типологические особенности можно увидеть в «Житии Феодосия Печерского».

В конце XI – начале XII веков монахом Киево-Печерского монастыря Нестором было написано «Житие Феодосия Печерского», Феодосий – один из основателей, а впоследствии игумен этой знаменитой обители.

Оригинальное преподобническое житие (т.е. житие преподобного, святого инока. Наряду с преподобническими выделялись и другие категории житий по типу героя: праведнические, мученические, святительские и т.д.) во многом соответствует канонам византийской агиографии и в то же время даёт широкую картину не только разных сторон монастырского быта, но и всей русской действительности XI века. Во вступлении агиограф благодарит Господа за то, что сподобил его поведать о святых подвижниках

При этом Нестор сообщает, что прежде им уже было написано «о житии и погублении Бориса и Глеба». Так Нестора можно считать автором двух древнейших русский житий. В то же время нельзя утверждать тождество Нестора-агиографа и Нестора-летописца (автора «Повести временных лет»), так как тому нет никаких документальных подтверждений.

«Житие Феодосия Печерского» дошло о нас в составе Успенского сборника XII-XIII веков и в ряде позднейших списков.

Композиция жития представляет собой цель эпизодов, объединённых фигурой главного героя. С большой психологической достоверностью Нестор описывает обстоятельства прихода Феодосия в монастырь, к его основателю Антонию. Родившийся, по всей видимости, в состоятельной семье, Феодосий погружён в возвышенные помыслы, ищет свой путь к Богу, не играет со сверстниками, одевается в старую одежду, что вызывает непонимание у близких.

Юноша уходит из дома вместе с паломниками, но мать настигает его и жестоко наказывает. Материнская любовь становится преградой на пути святого к монастырской жизни. Но Феодосий одерживает над матерью нравственную победу и убеждает её тоже принять постриг.

Нестор рисует образ идеального игумена, наставника и труженика, который внешне ничем не отличается от братии. Описывается история взаимоотношений настоятеля Киево-Печерского монастыря со светской властью. Феодосий выступает как обличитель княжеской распри, когда в 1073 году сыновья Ярослава Мудрого Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский изгнали своего брата – Киевского князя Изяслава, и Святослав незаконно занял Киевский престол. Позже он гневался и даже грозил Феодосию заточением, но настоятель оказался непреклонен.

Писали, что преподобный Феодосий – отец русского монашества. Труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный русский путь трудничества (Федотов)