Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТЭМА 3А.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
01.05.2019
Размер:
93.7 Кб
Скачать

2. Оккупация Германией Дании и Норвегии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и Франции. Капитуляция Франции.

Накануне наступления во Франции Германия предприняла неожиданное вторжение в Данию и Норвегию. Наступление на эти слабые в военном отношении и не участвующие в войне страны было предпринято с целью «укрепления северного фланга» Германии. Это создавало дополнительную угрозу английскому флоту и в некоторой степени нейтрализовало английское морское превосходство в Северном и Балтийском морях. Для Германии Норвегия так же была важна как транзитный коридор для экспорта шведской железной руды через незамерзающий порт Нарвик. В 1940г., например, Германия должна была получить из Швеции 11, 5 млн. тонн руды, что покрывало 80% её потребностей.

1 марта 1940г. Гитлер подписал директиву на проведение одновременной операции против Норвегии и Дании под кодовым названием «Везерюбунг» («учение на Везере»). Он предполагал с помощью морских и воздушных десантов занятие Осло, Тронхейма, Нарвика и ряда других городов, а так же важнейшие аэродромы. Чтобы нейтрализовать действие британской авиации был создан 5-й воздушный флот (500 боевых и 500 транспотных самолётов).

1 апреля 1940г. Гитлер утвердил окончательный вариант плана «Везерюбунг» и назначил вторжение на 9 апреля 1940 г. Предупреждённое противниками Гитлера из германской военной разведки о грозящей опасности, норвежское правительство, за четыре дня до вторжения, не оценило её серьёзности и первые решения об усилении боевой готовности приняло только вечером 8 апреля; выполнение их было сорвано вторжением.

Датская армия не оказала сопротивления немецким войскам и маленькая Дания была захвачена в течение одного дня 9 апреля. В Норвегии военные действия затянулись более чем на полтора месяца.

9 апреля германский посланник Бройер вручил правительству Норвегии меморандум и список из 13 требований; главное из них—прекратить сопротивление и обеспечить лояльное сотрудничество армии и флота с вермахтом. Ультиматум был отвергнут, было объявлено о проведении частичной мобилизации, но норвежское правительство не решалось начинать активные боевые действия и согласилось на переговоры с германским посланником. Нерешительность правительства сказалась и на действии вооружённых сил Норвегии, которые не имели ясного представления вступать ли им в борьбу с агрессором или нет. Поэтому уже 9 апреля немецкие части вошли в Осло. Норвежское правительство, король, парламент и командование успели эвакуироваться в глубь страны. Без какого-либо сопротивления были захвачены Берген, Кристиансенн, Тронхейм. Без единого выстрела был сдан Нарвик.

Замешательство первого дня вторжения усугублялось действиями Квислинга—вождя норвежских фашистов и бывшего военного министра Норвегии. Составив список собственного кабинета, он потребовал немедленного прекращения мобилизации и заключению мира с Германией. Это подтолкнуло короля и правительство Норвегии к более решительным действиям. Но в приказе командующего Рюге подчёркивалось, что норвежские войска должны вести только сдерживающие бои и не давать втягивать себя в решающие сражения. В армии рушилась дисциплина. Часть войск перешла границу и укрылась в Швеции. 2, 3 и 4 дивизии, оборонявшие районы Осло, Кристиансенна и Бергена сдались в плен. Без боя капитулировал гарнизон Хортена—главной военно-морской базы страны.

Западные союзники были тоже застигнуты врасплох и лишь в отдельных местах оказали противодействие высадке немцев. 10 апреля 5 английских эсминцев атаковали противника во фьордах у Нарвика. Были потоплены 2 из 10 немецких эсминцев, транспорт с оружием и 6 торговых судов. 13 апреля при поддержке с воздуха англичане потопили ещё 8 германских эсминцев. Англо-французское командование предприняло попытки выбить немцев из Нарвика и Тронхейма, но безуспешно. Немцы господствовали в воздухе, имели лучшую подготовку, больше артиллерии и танков. В конце апреля в Лондоне было решено эвакуировать союзные войска из Центральной Норвегии. 3 мая был подписан акт о капитуляции норвежских войск в Центральной Норвегии. Борьба продолжалась в Северной Норвегии куда была переброшена большая часть союзных войск. К 10 мая в районе Нарвика было сосредоточено около 25 тыс. чел. и почти весь флот и 28 мая город был взят штурмом. Но 10 мая началось германское вторжение в Бельгию и Нидерланды, поэтому союзники уже 23 мая приняли решение вывести свои войска из Норвегии. Эвакуация закончилась 8 июня, а 10 июня, после отъезда в Англию короля Хокона VII и правительства сложила оружие норвежская армия.

После операции на северном фланге Гитлер сразу же стал форсировать подготовку к нападению на Францию, что бы ворваться в эту страну, так сказать, в «ореоле славы». В гитлеровской ставке давно велась разработка планов наступательных операций на западном фронте. 10 октября 1939 г. Гитлер подписал «приказ №6»—о подготовке военной операции против Франции. В нём был определён и стратегический план: наступление предполагалось вести через Бельгию и Голландию. Для дезинформации противника переброска войск из Польши на Запад представлялась как «мера предосторожности» в связи с концентрацией французских войск для защиты Бельгии и Голландии. К весне 1940 г. на западных границах Германии было сосредоточено до 115 дивизий. К 24 февраля 1940 г. окончательный вариант нападения на Францию был утверждён.

10 мая самолёты люфтваффе бомбардировали немецкий город Фрейбург; немцы обвинили в этом французскую авиацию. Гитлеровские войска, воспользовавшись этой провокацией, как предлогом для агрессии, без объявления войны широким фронтом двинулись на Бельгию, Голландию и Люксембург, открывая себе путь во Францию.

Впервые в широком масштабе были применены авиадесантные войска, которые захватили важнейшие опорные пункты бельгийской и голландской оборонительных систем. Был захвачен и бельгийский форт Эбен-Эмаэль, считавшийся неприступным.

Германское командование строило свои рассчёты на том, чтобы заставить французские и английские войска вступить в Бельгию и окружить их там. Тем временем основное ядро немецких сил должно было осуществить глубокий прорыв через Арденны и Северную Францию к побережью Ла Манша. Этот рассчёт оказался верным. Как только в Париже была получена просьба Бельгии о помощи, большой группе французских и английских соединений было приказано двинуться на территорию этой страны. Одновременно немецкие войска начали операции на «линии Мажино», чтобы задержать там войска противника. Главные же силы германского вермахта в это время форсированным маршем прошли по территории Люксембурга и 12 мая вышли на реку Маас. В течение трёх дней они взломали фронт на протяжении 100 км. В прорыв хлынули немецкие танковые и моторизованные дивизии. Французские армии начали отступать к Парижу и на запад, к морю.

Как только началось наступление германских войск, французское правительство и командование запаниковали. Когда же 15 мая капитулировала Голландия, премьер-министр Франции Рейно обратился к Черчиллю с отчаянным призывом: «Вчера вечером мы проиграли битву. Дорога на Париж открыта. Пришлите нам все самолёты и войска, какими вы распологаете». В столице тем временем воцарились сумятица и неразбериха. Был отдан приказ эвакуировать парламент. В министерстве иностранных дел жгли документы.

17 мая франко-английские войска начали отступление из Бельгии. Немецкие войска вступили в Брюссель и 21 мая достигли побережья между рекой Соммой и г. Булонь, тем самым расчленив англо-французский фронт надвое. Голландские и бельгийские силы капитулировали.

22 мая на совещании с участием Черчилля и Рейно было решено предпринять контрнаступление, чтобы ликвидировать прорыв немецких войск к Ла Маншу. Однако в ночь с 23 на 24 мая английское командование получило приказ сняться с позиций и отступать к Дюнкерку. Становилось очевидным, что последние надежды остановить германское наступление провалились. В правительстве Франции всё большую роль стали играть сторонники заключения мира с Германией—новый главнокомандующий генерал Вейган и маршал Петен.

В обстановке крайней спешки и паники происходила эвакуация английских и французских войск из Дюнкерка. Горящий город почти беспрерывно бомбила немецкая авиация. С лихорадочной поспешностью люди кидались на борт подходивших судов, бросая вооружение. К 31 мая было эвакуировано 150 тыс. англичан и только 15 тыс. французов. К 3 июня немецкие войска захватили полуразрушенный город, 40 тыс. французских солдат и офицеров попали в плен.

Правительство Франции предприняло попытку добиться начала переговоров о перемирии с Германией при посредничестве Италии. Но итальянское правительство заявило, что Муссолини «будет воевать с Францией даже в том случае, если она предложит Италии Тунис, Корсику и Ниццу».

6 июня немецкие войска прорвали линию обороны созданную французами на реке Сомме. На следующий день образовался прорыв на реке Эн. Французские войска начали откатываться на юг. Сражения продолжались лишь в отдельных местах. К 9 июня германские войска подошли к правому берегу Сены. На следующий день, когда исход войны был уже очевиден, Италия объявила Франции войну, нанеся ей удар в спину.

Французское правительство не собиралось защищать столицу и спешно эвакуировалось на юг. Париж был объявлен открытым городом. Оттуда на юг хлынул поток беженцев, смешавшись с отступающими частями армии. В 8 часов утра 14 июня в Париж парадным маршем вступили германские войска.

В этот же день «министерский караван» французского правительства прибыл в Бордо. Большинство министров настаивали, чтобы Германию запросили об условиях перемирия. 16 июня премьер-министр Рейно подал в отставку и рекомедовал назначить на своё место Петена, который дал своё согласие. Германии и Италии было направлено обращение с просьбой о перемирии.

Однако Гитлер не торопился с ответом, а немецкие войска продолжали двигаться на юго-запад. Целью Гитлера было поставить Францию в такие условия, которые полностью бы исключили её дальнейшее участие в войне на стороне Англии.

Наконец 20 июня германское командование согласилось заключить перемирие. 21 июня в Компьенском лесу под Парижем, в том самом вагоне, где в 1918 г. маршал Фош продиктовал германским представителям условия перемирия, французскую делегацию встретило высшее нацистское руководство во главе с Гитлером. По условиям перемирия французские вооруженные силы на земле, на море и в воздухе должны были прекратить сопротивление. Они подлежали разооружению и демобилизации. Оружие, снаряжение и оборонительные сооружения передавались Германии или ставились под германо-итальянский контроль. Две трети территории Франции подвергались оккупации. Военный флот, за исключением кораблей, которые оставлялись французскому правительству для охраны его интересов в колониальной империи, должен был быть демобилизован и разооружен под контролем Германии и Италии. Франция обязывалась вернуть немецких пленных и выдать политических эмигрантов, в то время как французские пленные (около 1,5 млн. человек) оставались в Германии «до заключения мира». Франции вменялась оплата расходов на содержание оккупационной армии. На неоккупированной территории Франции разрешалось содержать 100-тысячную армию. В оккупированной зоне поддержание «внутреннего порядка» брали на себя немецкие войска.

22 июня соглашение было подписано. Французская делегация отправилась в Рим. 25 июня перемирие с обеими странами вступило в силу.

Так за невиданно короткий срок (6 недель) первоклассная мировая держава потерпела поражение и сдалась на милость победителя. И только из-за того, что у нацистского руководства имелись определённые рассчёты, связанные с будущим французских колоний и военного флота, Франция не была превращена в колонию Третьего Рейха.

Таким образом, поражение Франции было обусловлено целым комплексом причин: 1) отставанием военной подготовки от тех требований, которые предъявляла война в конце 30-х годов; 2) чрезмерными надеждами на «линию Мажино», которая изображалась неприступным барьером, способным отразить любую попытку нападения; 3) ошибками в стратегическом планировании; 4) плохой работой военной промышленности, неразберихой со снабжениейм; 5) недостаточной помощью союзников; 6) срывом советско-французских переговоров в конце 30-х гг. и отсутствие поддержки со стороны СССР.