Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга. часть 3.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
4.09 Mб
Скачать

Функциональное состояние определяют, преимущественно, как ту фоновую актив­ность центральной нервной системы, в условиях которой проходит та или иная форма деятельности.

ТакН. Н. Данилова приводит следующее определение функционального состояния: «...поня­тия "уровень активации" соответствует представление о функциональном состоянии индивида как того фона, на котором реализуется данная конкретная деятельность...» и далее — «функцио­нальным состоянием обозначается общее состояние многих структур, как условие протекания процессов не в одной, а во множестве структур мозга»8.

Любая человеческая деятельность (в том числе и деятельность по выявлению скрываемой информации при помощи полиграфа) может быть как успешной, так и недостаточно эффектив­ной. Каждому человеку наличном опыте известно состояние «общей слабости», сонливости или, напротив, состояние повышенной работоспособности, так сказать — состояние «прилива сил».

В самых разных областях деятельности человека успешность ее выполнения зависят от уров­ня его функционального состояния. Соотношение между функциональным состоянием и успешностью выполнения деятельности обычно описывают в виде колоколообразной кривой. Таким образом, можно говорить о феномене оптимального функционального состояния, т. е. о том фоновом уровне активационных процессов в ЦНС, который обеспечивает достижение наиболее высокой работоспособности абстрактной функциональной системы при ее оптимальном и неоптимальном состояниях. На рис. 7.6 отобра­жено различие в признаках работоспособности абстрактной функциональной системы при ее оптимальном и неоптимальном состоянии

Рис. 7.6. Схема, отображающая различия в признаках работоспособности абстрактной функциональной системы при ее оптимальном и неоптимальном состоянии.

По оси ординат эффективность функции; по оси абсцисс — время осуществления деятельности. Fon — максимум эффективности при оптимальном состоянии системы; F — максимальная эффективность при неоптимальном состоянии системы; ДРои — флуктуации максимума функции; ДРн — флуктуации минимума функции; t1 — время врабатывания (адаптации); t2 — длительность стабильного периода; t3 — время восстановления (возврата функциональной системы к

исходному уровню)

Е. П. Ильин в 1965 году выделил несколько критериев оптимального функционального со­стояния, а именно:

  1. максимальное проявление функции, включенной в данную деятельность;

  2. адекватность реагирования на стимулирующие воздействия;

  3. длительность сохранения максимального проявления функции;

  4. мобильность функциональной системы, т. е. быстроты достижения максимального рабочего уровня и успокоения системы после работы8.

Н. Н. Данилова в связи с вопросом о том, явления какого порядка определяют уровень функ­ционального состояния, называет четыре таких фактора, а именно:

1. Мотивация (ведущий мотив) — то, ради чего осуществляется данная конкретная деятель­ность; мотивация представляет собой то, ради чего осуществляется та или иная конкретная дея­тельность. Чувство долга, обязательность, стремление подтвердить собственную непричастность или, наоборот, «переиграть» специалиста и тем самым уйти от ответственности — наличие всех этих мотивов приводит к чрезвычайной заинтересованности (со знаком «+» или «—») в прохож­дении проверки на полиграфе. Отсутствие мотивации (например, у нерадивого полиграфолога в ходе проведения лабораторных исследований) порождает безразличие к ситуации выполнения той или иной деятельности, формальное отношение к своим действиям, что неизбежно снижает уровень функционального состояния.

В отношении функционального состояния и мотивационных процессов действует следую­щая закономерность: чем выше уровень оптимальной мотивации, тем выше уровень функцио­нального состояния.


Рис. 7.7. Хаотический характер регистрируемых в ходе проверки физиологических реакций у лица, находящегося в состоянии перевозбуждения (гиперреактивности)


Однако в более широком плане эффективность деятельности (уровень функционального со­стояния) и мотивация ее выполнения подчиняются так называемому закону Йеркса-Додсона, который гласит, что продуктивность деятельности возрастает до своего максимума приблизи­тельно пропорционально интенсивности мотивации, затем, несмотря на дальнейшее увеличение интенсивности мотивационных процессов, продуктивность деятельности (уровень функциональ­ного состояния) продолжает оставаться неизменным (на уровне максимума), а в случае превыше­ния определенного уровня интенсивности мотивации продуктивность деятельности начинает снижаться, вплоть до полной ее дезорганизации (рис. 7.6).

Применительно к практике полиграфных проверок это означает, например, что непричаст­ное к тому или иному эпизоду лицо в силу «запредельной» мотивации — подтвердить собствен­ную непричастность, демонстрирует разбалансировку функционального состояния, которая про­является в хаотическом характере регистрируемых физиологических реакций, неподдающихся объективному анализу (рис. 7.7).

  1. Содержание деятельности и величина сенсорной нагрузки. Очевидно, что уже в самой специфике деятельности (в нашем случае — прохождение проверки на полиграфе) содержатся определенные требования к уровню функционального состояния. Что касается сенсорной на­ грузки, то применительно к ситуации проверки на полиграфе можно преимущественно гово­ рить о стимульной и процедурной монотонии, которая зачастую ведет (в особенности у непри­ частных к устанавливаемому событию лиц) к относительно быстрому снижению уровня функ­ ционального состояния. Снижение уровня функционального состояния сказывается, в свою оче­ редь на снижении уровня ответных реакций, вплоть до полного их исчезновения. При этом субъективная значимость стимула является определяющим фактором, определяющим динами­ ку адаптации к условиям монотонии полиграфной проверки: чем более значим для опрашивае­ мого лица тот или иной стимул, тем большее время требуется для развития адаптационных процессов.

  2. Исходный фоновый уровень активности ЦНС, обусловленный предшествующей деятель­ ностью субъекта. Например, тяжелая физическая нагрузка или состояние сонливости (после бес­ сонной ночи) резко отрицательно влияют на выраженность физиологических реакций, которые в ходе проверки регистрирует специалист-полиграфолог (рис. 7.8).

Файл Обследуемый Сервис Окно Справка

: *- Гру| 3* * Tpyi Tpyi + Tpyi

Рис. 7.8. Снижение выраженности физиологических реакций (уплощение КГР и разбалансировка по кардиоканалу) в ответ на стимул в состоянии физического утомления

4. Индивидуальные особенности субъекта. Так, к примеру, интраверты (за исключени­ем экспансивных шизоидов) показывают ухудшение функционального состояния (выражен­ности реакций) в ходе полиграфной проверки, в то время как экстраверты в этих же услови­ях могут длительно поддерживать оптимальные показатели физиологических реакций (рис. 7.9).

Рис. 7.9. Индивидуальные особенности динамики функционального состояния

(реактивности) обследуемых лиц в зависимости от длительности процеду­ры проверки:

Vвыраженность реакций; Nколичество предъявленных тестов; А, В, С — кривые, отображающие индивидуальные особеннос­ти

Таким образом, «реальный уровень функционального состояния является результатом слож­ного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида»9.

Помимо указанных четырех факторов, Данилова выделяет группу фармакологических регу­ляторов функционального состояния. В связи с этим рассмотрим в качестве примера влияние алкоголя на уровень функционального состояния и, следовательно, на объективность полиграф­ной проверки.

Алкогольное опьянение (алкогольная интоксикация) неизбежно вызывает нарушения в функ­ционировании центральной нервной системы, которые проявляются в дезорганизации процес­сов восприятия, мышления, изменениях критического отношения к действительности (в психиат­рическом смысле), а также в нарушениях волевых процессов. Алкоголь, концентрируясь в крови, достигает своей максимальной концентрации через 2—3 часа после поступления в организм чело­века.В психиатрии (наркологии) выделяют три степени алкогольного опьянения: легкую, сред­нюю и тяжелую. Легкая степень алкогольного опьянения (содержание чистого алкоголя в крови до 2 промилле) не приводит к выраженным нарушениям психофизиологических процессов, при этом, как правило, негативных последствий на следующий день не наблюдается. Средняя степень опьянения (содержание в крови от 2 до 3 промилле чистого алкоголя) сопровождается дезоргани­зацией психофизиологических процессов, при этом снижается критическое отношение к своему поведению, растормаживание примитивных влечений, снижение уровня логического мышления и т.д. На следующий день неизменно имеют место головные боли, общее ухудшение самочувствия, снижение интеллектуальной продуктивности и т. д. Тяжелая степень опьянения (содержание чистого алкоголя в крови превышает барьер 3 промилле) приводит к резко выраженной дезорга­низации психических и физиологических процессов. На следующий день наблюдаютсяфизическая слабость, состояние субдепрессии и другие аффективные нарушения, а также резкое снижение интеллектуальной продуктивности. В состоянии алкогольного опьянения не­избежно снижается «критика» в отношении собственной деятельности, происходит измене­ние «состояния сознания». Это приводит к тому, что рассчитывать на адекватные реакции на специально подобранные в целях «детекции лжи» стимулы не приходится. В состоянии ал­когольного опьянения, а также в восстанови­тельной фазе «возможно проявление полного или частичного безразличия к своей судьбе, снижение уровня мотивации, направленной на избегание наказания. При обследовании чело­века в данном состоянии возможны ошибки в заключениях по результатам тестирования. Такие ошибки, как правило, связаны с необос­нованным снятием подозрений в совершении расследуемого преступления»10. .,F Поэтому инструкции, которые регламен­тируют использование полиграфных прове­рок, запрещают их проведение в том случае, если опрашиваемое лицо находится в состоя­нии алкогольного опьянения. В том случае, если лицо, подлежащее опросу с использова­нием полиграфа, употребляло алкоголь (сред­няя и тяжелая степень опьянения) накануне, полиграфная проверка может быть проведена не раньше чем через 24 часа после приема ал­коголя. Временная динамика ключевых па­раметров опрашиваемого лица в зависимости от степени алкогольного опьянения (средняя степень) приведена на рис. 7.10., а пример неадек­ватного характера физиологических реакций опрашиваемого, находившегося в состоянии тяже­лого похмелья, изображен на рис. 7.11.

В теоретической психофизиологии нередко имеет место отождествление функционального состояния с понятием уровня бодрствования. В 60-х годах прошлого века идея о том, что актива­ция нервных центров обусловливает уровень бодрствования, была положена в основание став­шей знаменитой схемы Дж. Моруцци, согласно которой «разные формы инстинктивного поведе­ния, включая сон, могут быть размещены на шкале уровней бодрствования»11. При этом, согласно точке зрения Моруцци, каждому уровню (типу) инстинктивной поведенческой активации соот­ветствует свой собственный уровень активации ретикулярной формации. Схема Моруцци при­ведена на рис. 7.12.

Позднее к мозговым структурам (кроме ретикулярной формации), определяющим акту­альный уровень бодрствования, стали относить некоторые области продолговатого мозга и мое-та (ядра шва, синтезирующие медиатор серотонин), гипоталамуса, таламуса, а также фронталь­ную (лобную) кору.

В то же время приходится констатировать, что если такого рода схемы, а также академические-

нейрофизиологические исследования фено­мена функционального состояния (например эксперименты Н. Н. Даниловой и Е. Н. Соко­лова по исследованию вызванных потенциалов зрительной коры кролика (!) в зависимости от функционального состояния животного — см. Данилова Н. Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М.: Изд-во Моск. ун­та, 1985) и представляют интерес для теорети­ческой психофизиологии, то для такой узкой и специфической области как инструментальная «детекция лжи» они, с прагматической точки зрения, не имеют никакого значения.

В этой связи, исключительно на основании практического опыта, мы предлагаем ввести (применительно к области полиграфных прове­рок) сугубо операциональное понятие «опти­мального психофизиологического коридора» в состоянии опрашиваемого лица, практичес­кое значение которого заключается в том, что

Рис.7.12. Соотношение уровней активации

ретикулярной формации, форм инстинктивного

поведения и субъективных переживанивод» обследуемого лица в рамки этого коридора обеспечивает максимальную объективность процедуры инструментальной «детекции лжи»12.

Применительно к практике полиграфных проверок под оптимальным психофизиологи­ческим коридором условно принимается такое комплексное динамическое (психическое и физи­ологическое) состояние обследуемого лица, при котором достигается адекватный характер вос­приятия и субъективной оценки, предъявляемых в ходе полиграфной проверки стимулов, а равно адекватная степень аффективного реагирования на предъявляемые стимулы, а выраженность изменения динамики регистрируемых в ходе проверки физиологических процессов стано­вится приблизительно пропорциональной субъективной (личностно-смысловой значимо­сти того или иного стимула).

При этом степень адекватности обследуемого лица (рис. 7.13) может быть определена исклю­чительно экспертно с опорой на ниже перечисленные признаки:

  1. психический статус (в частности — индивидуальные психологические особенности опра­ шиваемого, эмоциональный фон, отношение опрашиваемого к процедуре проверки, интеллекту­ ально-образовательный уровень, физическое самочувствие обследуемого, его синтонность и т. д.);

  2. общий вид полиграммы (минимальное количество артефактов, яркий и хорошо диффе­ ренцируемый характер реакций);

  3. устойчивое превышение выраженности реакций в ответ на любую контрольную тематику

Рис. 7.13. Полиграмма отражает состояние опрашиваемого лица, находящегося в состоянии

оптимального психофизиологического коридора. Запись полиграммы произведена на профессиональном КП «Поларг»

по сравнению с выраженностью реакций на нейтральные стимулы (о контрольных и нейтраль­ных стимулах см. раздел «Технология проведения полиграфных проверок»);

4) устойчивое превышение выраженности реакций на тематические контрольные стимулы в сравнении с выраженностью ответных реакций на контрольный вопрос комплекса вины и симп­томатический контрольный вопрос (об указанных видах контрольных вопросов см. раздел «Тео­ретические, методологические и практические основы полиграфных проверок»).

Итак, рассмотрением понятия оптимального психофизиологического коридора мы заканчи­ваем обзор тех тем, относящихся к общей физиологии (психофизиологии) человека, которые име­ют чрезвычайно важное значение применительно к теории и методологии инструментальной «детекции лжи».

В следующем разделе мы переходим к изложению наиболее важных, с точки зрения полигра­фолога, сведений из области психологии, поскольку, как уже было сказано выше, целенаправлен­ное манипулирование определенными психическими процессами представляет собой вторую и наиболее важную (помимо узко физиологической стороны «детекции лжи») составляющую пси­хофизиологического метода выявления скрываемой информации.