Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции Шерстюк / Lektsia_7_Ekonomicheskaya_politika_sovetskoy_vlasti_Voenny_kommunizm_NEP.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
04.06.2019
Размер:
111.1 Кб
Скачать

II. Новая Экономическая Политика #

1) Советская Россия в конце 1920 г.  начале 1921 г. #

а) Положение в сельском хозяйстве #

К весне 1921 года, когда окончилась гражданская война и военная интервенция, политика военного коммунизма перестала быть терпи­мой для большей части крестьянства, разоренного воинами и истощенного неурожаем.

Естественным ответом на отсутствие рынка, изъятие излиш­ков через продразверстку было сокращение крестьянами площади посевов. Они производили то, что было необходимо для пропитания семьи. #

Распределение дворов по размеру посевных площадей

1917

1919

1920

%

%

%

С посевными до 4 десятин

58,0

72,1

86,0

С посевными от 4 до 8 десятин

21,7

17,5

6,5

С посевными свыше 8 десятин

9,0

3,8

1,7

В 1920 г. сельское хозяйство давало около половины довоенной продукции. Одной из важных причин этого было, наряду с общей военной разрухой, измельчение наделов и исчезновение крупных хозяйств.

Главный ущерб, который сельское хозяйство понесло от войн и разрухи, заключался, прежде всего:

  • в гибели большого числа мужчин, #

  • а затем в потере большой части рабочего скота.

По официальным данным, с 1916 по 1922 г. общее сокращение тягловой силы составило 40%, и даже в 1928 г. довоенный уровень не был восстановлен. #

После окончания гражданской войны экстраординарные меры советской власти по изъятию с/х продукции стали для крестьянства неприемлемыми и нетерпимыми. Крестьяне начали выступать против Советской власти.

б) Положение в промышленности #

Положение в промышленности было еще хуже. В 1920 г. продукция тяжелой промышленности составляла около 15% довоенной. # Производство в сталелитейной промышленности находилось к 1921 г. на уровне последнего года царствования Петра I. # Производительность труда составляла 39% от уровня 1913 г. Имевшиеся запасы материалов были полностью израсходованы, а гражданская война и блокада союзников препятствовали их возобновлению. Туркестан, единственный источник снабжения хлопком-сырцом, был полностью отрезан до осени 1919 г., прибалтийские страны, один из основных источников льна, отошли от России, и торговля с ними не возобновлялась до 1920 г. Снабжение нефтью с бакинских и кавказских промыслов было полностью прекращено с лета 1918 г. до конца 1919 г. Только в 1920 г. вновь стали доступны крупнейшие угольные и железорудные бассейны Украины. Основным фактором промышленного упадка был топливный кризис. Согласно подсчетам, проведенным # в мае 1919 г., промышленность получала лишь 10% топлива. # Из 70 тыс. верст железных дорог в евро­пейской части России только 15 тыс. не были разрушены в результате мировой и гражданской войн. # Подвижной состав пострадал в той же пропорции: в конце 1919 г., когда кризис достиг критической точки, более 60% локомотивов были выведены из строя.

Рабо­чий класс также был подорван хозяйственной разрухой. Многие фабрики и заводы стояли. Рабочие голодали и уходили в деревню, становились кустарями, мешочниками. Шел процесс деклассирования рабочих, являвшихся основной опорой режима. Голод и усталость явились причиной недовольства части рабочих.

в) массовые выступления крестьян, рабочих и матросов.

Самым грозным предупреждением новой власти стали массовые крестьянские восстания. В его основе лежало острое не­согласие крестьян с политикой продразверстки. Восстания проходили под лозунгами «За Советы без коммунистов», за свободу торговли. Неотъемлемая черта крестьянских возмущений – их жестокость. Вспоротые и набитые зерном животы продотрядовцев, вырезанные семьи комбедовцев и красноармейцев  картина русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». Как и всегда в России, к участникам крестьянских мятежей была безжалостна и власть. Против повстанцев были брошены лучшие военачальники Красной Ар­мии: Тухачевский, Уборевич, Якир. Взятие заложников, рас­стрелы тех, кто предоставлял убежище семьям повстанцев, высылка целых деревень, даже применение газов для очистки лесов от повстанцев – все это помогало усмирить, но не могло умиротворить.

Но пока крестьянские армии не угрожа­ли городам – крупным пролетар­ским центрам власть была относительно спокойна и могла, в целом, контролировать ситуацию. Последним же звонком стали волнения рабочих и красы и гордости революции – матросов в Москве и Петрограде.

Поэтому уже в конце зимы 1921 г. в ЦК РКП(б) было принято принципиальное решение о переходе к Новой экономической политике.