Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кревская и люблинская унии.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
07.07.2019
Размер:
47.62 Кб
Скачать

Введение

История Польши насчитывает не одно столетие. Польша имеет очень давнюю историю, это государство находилось в центральной Европе.

В средневековье соседями Польши были Болгария, Чехия, Германия, Русско–Литовское государство. Но, несмотря на свою давнюю историю, Польша не всегда на протяжении своей истории существовала как единое и независимое государство.

Если говорить об изучаемом нами историческом периоде, то с момента своего появления в Европе как самостоятельного государства, Польша успела побывать под властью трех государств – России, Пруссии и Австро – Венгрии. Но период бесславного существования Польши приходится на Новое Время, а в период средневековья Польша представляла собой серьезную политическую силу, с которой считались многие государства континентальной Европы.

В этом реферате будет рассматриваться период объединения двух государств – Польши и Литвы, причины, ход и последствия этого объединения.

I глава

«Кревская уния 1385, соглашение о династическом союзе между Великим княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князь Ягайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём. Кревская уния была подписана 14 августа в замке Крево (ныне на территории БССР). Ягайло с братьями обязался принять католичество вместе со всеми подданными, присоединить к Польше земли Великого княжества Литовского и способствовать возвращению утраченных Польшей земель. Кревская уния содействовала объединению сил литовского, польского, русского, белорусского и украинского народов в борьбе против агрессии Тевтонского ордена. Вместе с тем Кревская уния отвечала интересам польских феодалов, стремившихся захватить украинские, белорусские и русские земли, входившие в состав Великого княжества Литовского, и литовских феодалов, рассчитывавших при поддержке Польши продолжить захват русских земель». (1)

Несмотря на то, что это цитата из Советской Исторической Энциклопедии 1976 г. выпуска, она не потеряла своей актуальности и значимости.

«Польско-Литовская Кревская уния 1385г., создавшая одно общее государство из двух чуждых и разноплеменных народов, была результатом не взаимного тяготения этих народов друг к другу, а результатом сложившейся внешне-политической обстановки для королевства Польши и Великого Княжества Литвы».(2)

Оба эти государства находились под угрозой:

  • немецкой агрессии с северо-запада (Тевтонский Орден),

  • татар с юго-востока

  • требований крепнувшей Москвы возврата исконно русских земель, заченных Литвой и Польшей и лежащих на восток и северо-всток от границ этнографических Польши и Литвы.

Сопротивляться в немцам, татарам и Москве Литва и Польша по отдельности не могли. Но, будучи объединенными, они представляли собой большое государство, которое могло успешно бороться за сохранение своих границ и всех включенных в его границы русских территорий-частей, распавшейся Киевской Руси.

Кроме того, эта уния была чрезвычайно выгодна католической церкви, открывая перед ней возможности для распространения на восток, в новом государстве, которое официально считалось католическим, но на территории которого проживало значительное количество русских, православно ориентированных людей.

Возможность унии была облегчена еще и тем обстоятельством, что Ягайло находился во враждебных

отношениях с Великим Княжеством Московским, особенно после того, как он неудачно пытался помочь татарам в Куликовской битве. После поражения в этой битве татар, престиж Москвы необычайно возрос и она уже открыто выступила на политическую сцену в качестве «Собирателя Руси».

«Собирание» же Руси означало для Литвы потерю всех ее русских земель, составлявших 90 % всей территории Великого Княжества Литовского.

Если учесть тяготение к Москве, как к центру православия и русской государственности не только широких народных масс, но и православного дворянства и духовенства этих русских территорий, то станет понятно, почему он с такой легкостью и готовностью пошел на соглашение с Польшей, принял католичество, окрестивши по католическому обряду всех литовцев и подписал унию в Креве (1385 г.). Другого выхода у него не было, альтернативой неподписанию такого договора был распад Великого Княжества Литовского.

Но Кревская уния вызвала взрыв негодования среди всего населения русских земель, которое вылилось в вооруженную борьбу, возглавленную двоюродным братом Ягайла — Витовтом, которому содействовало крупное и мелкое русское дворянство, которое тогда было православным и чувствовало себя частью Руси.

После длительной и кровавой борьбы поляки должны были уступить и пойти на компромисс. В 1392 году соглашением в г. Острове Витовт был признан пожизненным правителем Литвы, а вскоре затем он стал именовать себя Великим Князем Литвы и вел политику почти совершенно независимую от Польши, хотя формально Кревская уния и не была расторгнута.

Литва находилась между двух государств – Польши и Московского княжества, соответственно, были видимы все процессы, происходившие в этих государствах. В Польше начинался процесс политической децентрализации, своеволие магнатов и шляхты набирало свою силу на фоне полного бесправия крестьянства. В то же самое время в Москве шла быстрая централизация, сокращение прав князей, бояр и дворян, но сохранялась пусть и относительная, по сравнению с Польшей, свобода крестьян, которые, как известно, до конца XVI века могли свободно менять своего помещика.

Не удивительно поэтому, что симпатии значительной части литовских магнатов и шляхты, несмотря на русское происхождение и православную веру склонялось к Польше в то время, как народные массы тяготели к Москве.

Таким образом, можно сделать вывод, несмотря на то, что народные массы в целом тяготели к Москве, политический курс Литвы прокладывала знать, то она пошла по путям введения социального порядка по польскому образцу, и более тесного сближения с Польшей.

Полтора столетия (весь XV и первая половина XVI века) продолжалось своеобразное сосуществование Литвы и Польши, то сближая и почти полностью объединяя эти два государства, то их несколько отделяя и ослабляя между ними связь.

Окончательная инкорпорация Русско – Литовского государства и Польши произошла во время правления Сигизмунде Августе (1548-1572), который был избран и королем Польши и Великим Князем Литвы.

В результате распада Тевтонского Ордена, католическая Польша включила в сферу своего влияния часть территорий, прежде ему принадлежавших – с Лифляндией была заключена уния (1561г.) - по которой Лифляндия фактически входила в орбиту Польско-Литовского государства. Уния эта дала выход Польше на Балтийское море, но в то же время и новые спорные границы с Москвой, из-за которых вскоре (в 1558 г.) вспыхнула война.

Имея всю восточную границу с Москвой, а пограничные земли населенными единоверным и единоплеменным с Москвой народом, Сигизмунд Август стремился упорядочить внутреннюю жизнь в своем огромном государстве, состоявшем из поляков, литовцев и русских (украинцев, белоруссов), наладить взаимоотношения этих народов и возможно теснее слить их в одном государстве.

Сигизмунд-Август старался проводить в начале своего правления либеральную политику в религиозном вопросе и не допускать притеснения своих православных подданных католиками. Этим он вызвал симпатии всех православных, которые, благодаря этому, начали видеть в нем своего защитника. Симпатии эти сыграли впоследствии (когда он уже полностью подпал под влияние католиков) немалую роль при проведенном им слиянии в одно государство связанных только персональной унией Польши и Литвы.

Слияние это было осуществлено «Люблинской Унией» в 1569 году.

«Сигизмунд Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы не участвовали в политических предприятиях периода средневековья».(3)

Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

1. Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство — «Речь Посполитую»

2. Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше. 3. Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.

4. Общая монета и финансовая политика. 5. Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.

6. Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех «русских» (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.

7. Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию, поскольку видели к себе хорошее отношения со стороны польского короля. Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1 июня 1569 года подписали этот документ. Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.

Вся территория, границы которой тогда простирались на юге — по линии Каменец-Подольск — Умань — Днепр (с запада на восток); на востоке — Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере — несколько южнее Припяти, а на западе — по Карпатам — все отошло к Польше.

Таким образом, «в результате подписания этого документа, кончился более чем двухсотлетний период сосуществования русских земель с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше». (4)