Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
[]_Filosofiya. Mifologiya Drevnei YAponii(BookF....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
714.24 Кб
Скачать

В

Распространение Буддизма

раннем буддизме упор делался не на мировоззренческие вопросы, а на нормы поведения человека. Эти нормы не отрицали того, что содержалось в приемлемых для народа уже испытанных кодексах жизни. В результате буддизм быстро завоевал многочисленных сторонников. Его победное шествие из Индии по Южной и Восточной Азии началось в III в. до н.э. На рубеже новой эры буддизм рас­пространился в Китае, в IV в. – в Корее и в VI-VII вв. утвердился в Японии.

Естественно, такая громадная по числу адептов религия не могла долго сохранять единство и довольно скоро стала дробиться на секты. Самый существенный раскол произошел в I в., когда в рамках буддизма определились два направления: хинаяна и махаяна. В IX в. от махаяны отпочковалось своеобразное направление буддизма – ла­маизм. Хинаяна получила основное распространение в странах Южной и Юго-Восточной Азии, махаяна – в стра­нах Восточной и Центральной Азии, ламаизм – на Тибете и в Монголии.

Хинаяна (букв. «малая колесница») означает «узкий путь спасения». Последователи этого направления счита­ют, что только монашеская жизнь может привести к нирва­не. Будда в хинаяне почитается не в качестве божества, а как великий учитель. Считается, что он достиг совершенст­ва праведной жизнью и созерцанием. Он указал путь к спа­сению в виде неукоснительного следования его учению. Обрядность в хинаяне ограничивается главным образом культом Будды и почитанием мест, связанных с его жиз­нью, поклонением ступам – сооружениям, в которых хра­нятся буддийские реликвии.

Махаяна (букв. «большая колесница») означает «ши­рокий путь спасения». По учению махаяны, спастись мо­жет не только монах, но всякий, кто будет соблюдать опре­деленные заповеди и предписания. Будда рассматривается махаяной как бог. Считается, что было бесчисленное ко­личество будд, что следующий будда сменит ныне суще­ствующего через восемь с лишним миллионов лет. В пан­теоне махаяны насчитывается более тысячи будд, кото­рые придут к людям в будущем. Еще больше насчитывает­ся бодхисаттв.

Согласно буддийским канонам, бодхисаттва — это про­светленный человек, который отказывается от нирваны, чтобы помочь всем людям достичь просветления. Бодхисаттвы «сближают» людей с буддой, приходят к ним на помощь по их зову. Бодхисаттвам помогают архаты, т.е. святые, которые достигли познания основополагающих истин бытия и распространяют учение буддизма среди масс населения.

В Японию буддизм занесли китайские и корейские монахи. Многие из них создавали на Японских островах свои секты. Между сектами развернулась борьба на почве Доктрин хинаяны и махаяны. Последняя воспринималась японцами как более приемлемая, поэтому повсюду стали возникать махаянистские храмы. Число монахов росло так быстро, что император Камму, опасаясь монашеского «на­шествия», в 794 г. перенес свою столицу из Нары в уезд Уда.

Новая столица получила название Хэйан. Она просу­ществовала до 1191 г. (на этом месте теперь находится город Киото). Наиболее значительной особенностью этого периода было распространение влияния буддийских сект тэндай и сингон.

С екта тэндай (по-китайски тянь тай) появилась в Япо­нии в 754 г. Ее основателем был японский священник Сай­те, прошедший обучение в Китае. В 827 г. ему посмертно присвоили звание Дэнгё Дайси (Великий учитель). Сайте проповедовал доктрину махаяны, согласно которой сущ­ность Будды находится в каждом, кто стремится к самосо­вершенствованию и хочет стать бодхисаттвой. Для этого, учил Сайте, надо пройти специальные испытания и обуче­ние.

Секта сингон (от китайского чжэнь янь – «истинное слово») была основана монахом Кукаем (774-835). Со­гласно его учению, безграничная вера в Будду ведет лю­дей от мирских забот к спасению. Отличительной особен­ностью секты явилась ярко выраженная терпимость в от­ношении синто. Секта примиряла приверженцев синтоизма и буддизма, удерживала своих сторонников от выступ­лений против синтоистских божеств. Синтоистские свя­щенники, в свою очередь, не настраивали прихожан про­тив буддистов. Вскоре на секту сингон стали смотреть как на ветвь буддизма в синтоизме. В результате в 937 г. в японском синто выделилось своеобразное направление, которое получило название рёбу синто, т.е. синто-дубль, объединяющее в себе две религии.

В течение XII столетия в Японии возникли четыре другие буддийские секты – дзедо, синею, нитирэн и дзэн. Последняя оказалась наиболее влиятельной. Именно этой секте удалось не только в какой-то степени привлечь к себе приверженцев других сект буддизма, но и оказать серьезное воздействие на формирование национальной психологии. Вместе с тем заметное влияние на психологию японцев оказала секта дзёдо, усиленно проповедовавшая амидаизм.

Известно, что в сутрах махаяны будда Амида (власти­тель рая) упоминается наряду с другими многочисленными буддами. В китайском буддизме будда Амида стал из­вестен с VI в. Что касается Японии, то мнения иссле­дователей расходятся, и поэтому трудно здесь назвать ка­кую-либо дату или период. Тем не менее все известные секты японского буддизма, начиная со средних веков, про­поведуют преклонение перед Амидой.

Культовая практика амидаистов известна в Японии под формулой нэмбуцу (наму амида буцу). До­статочно, например, умирающему десять раз повторить эту формулу – молитвенное восклицание, как якобы явит­ся Амида и облегчит его страдания. Если то же самое проделает женщина, она может переродиться в мужчину. Наиболее ярые приверженцы Амиды обращаются к нему но многу раз в день: «Доброе утро, Амида!», «У меня не­домогание, Амида», «Не будет ли дождь, Амида?», «До свидания, Амида!» и т.д. Обращение к Амиде постоянно совершенствовалось и утончалось. Один из лидеров секты дзёдо утверждал даже, что он ежедневно по тысяче раз обращается к Амиде.

Преклонение перед Амидой вошло у многих японцев в привычку, повлияло на их поведение, языковое общение, взаимоотношения. Процедура нэмбуцу превратилась в Японии в своеобразную систему психической регуляции. Хорошо известно, что если долго и упорно твердить себе какое-нибудь приказание или запрещение, то результат непременно скажется – мы внушим себе определенную норму поведения. В современных условиях психологи не­которых стран широко применяют метод самовнушения при отучении людей от вредных привычек (курения, упо­требления наркотиков и т.д.). Японцы же давно практи­куют то же самое, следуя предписаниям буддизма.

Высшая цель японского буддизма, отмечает японский исследователь Кисимо Хидэо, – освобождение человека от страданий. Большинство из них, подчеркивает он, связано с трудностями, возникающими в окружающем мире. Но эти трудности становятся реальным страданием только в том случае, если воспринимать их в качестве страдания. Ключ к преодолению жизненных страданий в самом че­ловеке. Японский буддизм, сосредоточивая внимание на внутренних проблемах человека, рекомендует рациональ­ный подход к переживаниям действительности. В отличие от классического буддизма, проповедующего отказ от же­ланий, японский пропагандирует разумное к ним отношение. По канонам японского буддизма только нереальные желания являются причиной тревог и беспокойства. «Просветление» (по-японски сатори) не связано с от­казом от прелестей жизни. Достигнув просветления, как следует из практики современных сект, японец должен продолжать наслаждаться жизнью. Буддизм для японского народа – это жизнеутверждающая религия. Прагматиче­ский склад ума побуждает японца смотреть на все с точки зрения полезности. И синто, и буддизм, и, конечно, кон­фуцианство – величайшие ценности для японца.