Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
StudentBank.ru_27485.rtf
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.07.2019
Размер:
320.72 Кб
Скачать

1. Собственность как экономическая и правовая категория.

Правовое регулирование отношений собственности требу­ет учета их экономической сущности. Собственность как эко­номическая категория появилась вместе с человеческим обще­ством, и ее развитие прошло длительный исторический путь. Философское учение Г.Ф. Гегеля явилось значительным эта­пом в развитии учения о собственности. Гегель рассматривает человека как личность в неразрывной связи с принадлежащей ему собственностью. Собственность любого человека, гражда­нина является предпосылкой его свободы, развития способно­стей. Общественное отношение собственности формирует фе­номен личности. «Лишь в собственности лицо выступает как разум». Г.Ф. Гегель показывает роль права и государства в реа­лизации свободы человека через собственность. По его мне­нию, право человека на собственность является прирожденным и не может быть от него отторгнуто. В теоретической конст­рукции гегелевской философии центром связи категорий «сво­бода», «право», «собственность» является человек. Собствен­ность выступает не просто как одно из направлений и форм выражения свободы и права человека. Она образует собой эко­номическую основу для свободы и права.

Экономическая наука советского периода, в отличие от юридической, не уделяла особого внимания отношениям соб­ственности. Как таковая, цельная концепция собственности в экономической литературе отсутствовала. Выявление сущности сложных экономических отношений соб­ственности необходимо для правильного определения форм и содержания правового регулирования.

Одним из основных источников материальных благ, необ­ходимых для существования человека, является процесс общественного производства. Поскольку общественное произ­водство предполагает разделение труда, его субъекты вступают в общественные отношения про­изводственного характера. Производственный процесс по до­быче и переработке объектов природы неразрывно связан с присвоением имущества одними субъектами и отчуждением соответствующего имущества у других. Таким образом, категории «присвоение» и «отчуждение», как правило, являются парными и не могут существовать одна без другой.

Собственность как общественная категория всегда связана с личностью. Она призвана удовлетворять ее определенные потребности. Собственность, как и личность, индивидуальна и служит личности. Она является продолжением личности. Индивидуальность собственности можно рассматривать как продолжение человека в вещах. Индивидуальность собственности и свобода личности взаимосвязаны. Чем выше степень индивидуальности собственности, тем свободней и ярче индивидуальность личности. Например, платье, изготовленное по индивидуальному заказу у известного модельера, по сравнению с серийной моделью, подчеркивает индивидуальность личности заказчика. Усиление государственной власти приводит к утрате индивидуальности и повышает степень зависимости личности от власти. Ограничение государственной власти создает предпосылки для расширения свободы личности.

Как известно, К. Маркс для раскрытия понятия собственности как экономической категории использовал понятие присвоения. В отечественной научной литературе это понятие широко используется многими экономистами и юристами при раскрытии экономического содержания собственности. Bместе с тем понятия собственности и присвоения не тождественны. Присвоение представляет собой общественные отношения, которые возникают между людьми в процессе производства и обмена, материальных благ. Понятие присвоения отражает процесс воздействия человека на материальные объекты с целью завладения. Этой общественной формой является не что иное, как общественные отношения собственности, внутри и посредством которых происходит процесс присвоения материальных благ.

Собственность в экономическом смысле представляет собой отношение присвоенности материальных благ. Она отражает статику имущественных отношений. Собственность заключается в установлении над материальными благами такого «хозяйственного господства, которое позволяет собственнику по своей воле устранять или допускать всех прочих лиц к использованию своего имущества, самостоятельно определяя характер такого использования».

Общепринятым в экономической литературе остается понимание собственности как отношения, выражающего характер связи производителя со средствами производства и результатами труда. Ее называют основным определяющим общественным отношением, которое формирует способ производства, выражает его тип в целом. Что касается детального «развертывания» этого объекта, то обычно отмечают, что собственность раскрывается через всю систему экономических связей в обществе.

Для юристов подобные взгляды требуют коррективов применительно к правовым аспектам собственности, системе базовых представлений и научных понятий правоведения. Одним из исходных, хотя и не всегда соблюдаемых правил, служит разграничение собственности как экономического явления и права собственности как юридического феномена. Соответственно, разными оказываются и объекты научного познания: юристы рассматривают не целостное явление и не экономические ха­рактеристики собственности, а лишь те ее стороны, которые выражают регулирующее влияние государства, использование правового инструментария для воздействия на отношения соб­ственности.

Данное обстоятельство требует постоянного учета во избе­жание порою возникающих между экономистами, а юристами дискуссий, заведомо бесплодных уже потому, что и те, и дру­гие толкуют о разном.

Анализ правового регулирования отношений собственности позволяет выделить здесь два основных направления.

Во-первых, государство законодательно устанавливает, какие виды имуществ могут являться собственностью определенных групп субъектов и как должны распределяться результаты производственного использования этих имуществ. Данный ас­пект представляет наибольший интерес для экономистов, т.к. затрагивает главное в отношениях собственности.

Во вторых, юридически закрепляет объем возможностей использования субъектами принадлежащего им имущества. Эта сторона собственности находит отражение в таких формули­ровках, как «господство лица над вещами» или «отношение лица к вещи как принадлежащей ему, как к своей.

Поэтому в самом общем виде право собственности может быть определено как юридическое закрепление сложившегося в обществе порядка присвоения средств производства и результатов труда, а также возможностей субъектов по использованию принадлежащего им имущества.

При изучении законодательства о собственности легко различаются две группы норм, относящихся к тому или другому из указанных аспектов права собственности.

Можно обозначить ряд других компонентов права собственности. Таково установление обязанностей субъектов по надлежащему использованию принадлежащего им имущества. Оно касается как производственных объектов, так и предметов личного пользования и в сочетании с правомочиями собственника образует то, что называется правовым режимом отдельных видов имуществ.

Важное место принадлежит различным мерам юридической защиты прав собственников и другим аспектам.

Одной из наиболее сложных теоретических проблем остается преодоление противоречия между трактовкой собственности как объективно данного общественного отношения, существующего независимо от воли отдельных индивидов, и реальным волевым (т. е. заинтересованным и целенаправленным) характером действий лиц по поводу имущественных благ.

Объяснение его можно найти в словах Маркса о том эти материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется материальная и индивидуальная деятельность людей. Таким образом, именно конкретные взаимоотношения людей друг с другом, их повседневное взаимодействие, в конечном счете, создают и воссоздают существующие общественные отношения собственности. Нет спора о том, что правовая деятельность во многих моментах оказывается вынужденной, осуществляемой под воздействием тех внешних пра­вил и требований, исполнение которых составляет юридичес­кие обязанности. Но при всем этом субъекты самостоятельно и осознанно вступают в обязательство по поводу имуществ, определяя своими интересами и волей их направленность, со­держание и результаты.

Понимание данного обстоятельства позволяет преодолеть распространенный схематизм теорий права собственности, разработать представление о нем как о деятельности по юри­дической организации, упорядочению процессов присвоения и использования материальных благ.

Система взглядов на собственность, формируемых в русле деятельного мировоззрения, дает возможность для разработки теоретических моделей, основанных на учете новых реально­стей хозяйственной жизни и имеющих перспективную ориен­тацию. Она позволяет представить право собственности в «работающем», субъектно-динамическом виде.

При таком подходе центральной и исходной категорией оказывается деятельность, а ключевой фигурой — человек, осу­ществляющий операции юридического характера по поводу материальных благ.

Деятельность собственника не поглощается целиком обще­ственными отношениями и не растворяется в них. Представ­ляется, что собственность исторически возникла как форма индивидуального обладания вещами.

Категория собственности сложилась как за­крепление права отдельных лиц на вещи. В литературе, если сло­во «собственность» употребляется без каких-либо прилагательных, то подразумевается собственность отдельных (частных) лиц. Эта идея находится в непосредственной связи с воззрениями на человека как на личность, продолжением которой в вещах является собственность.

Изложенный подход отличается от рассмотрения собствен­ности как отношения между людьми в процессе производства и поэтому может вызвать возражение со ссылкой на соответ­ствующие высказывания Маркса.

Действительно, К. Маркс видел ограниченность буржуазной политэкономии в ее методологии «робинзонады», которая исходила из единичного и обособленного производителя и анализировала капитал как отношение.

Равным образом основоположники теоретического социализма считали неприемлемым «вещественный подход», свойственный буржуазной политической экономии. Их безусловной заслугой является постановка методологического вопроса о том, идти ли в анализе проблемы собственности от индивидуального человека к общественному, или наоборот.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]