Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этимологии.Обновление от 03.12.2011.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
18.07.2019
Размер:
113.89 Кб
Скачать

Праэльфийский язык. С чего все началось.

Краткая выдержка из одноименной статьи с сайта Ардаламбион.(пр. пера Р. Дерджински)

Внутренняя история.

Внешняя история.

Основы фонологии.

Звуки.

Первоначальные кластеры.

Возможные фонологические ограничения.

Этимологии. Кристофер Толкин.

Внутренняя история.

Долго жили Эльфы в своем доме у Куивиэнен, под светом звезд, и были окружные земли для них в диковинку, и начали они делать слова и давать название и имя всему, что видели вокруг себя. Сами себя они называли Квэнди (KWENEDE) – то есть говорящие…

Делая свой язык, Первенцы Илуватара идентифицировали себя как Воплощенных. «Создание Ламбэ (языка) является выражением характера Воплощенных» - замечает Пенголод (Pengolodh) – мудрец из Гондолина. Действительно, Воплощенные после пробуждения изобрели множество красивых слов и хитрых уловок речи. Язык, созданный первыми Эльфами на Куивиэнен оказал огромное влияние на развитие всех языков Средиземья. Эго обычно называют Праэльфийским (или Протоэльфийским – PK, пр. переводчика), и без сомнения, он является прямым предком всех эльфийских языков. Даже языки, не являющиеся прямыми потомками РК так или иначе заимствовали у него много слов (Адунаик, языки людей Востока, гномов, и даже орков и Черное наречие). Цитата Фарамира, заявившего, что «языки всех Людей в этом мире эльфийские по происхождению». Единственным языком Арды, полностью свободным от эльфийского влияния, может быть только Валарин. На практике только Валарин будет старше Праэльфийского языка. Правда, Аулэ придумал Кхуздул – язык гномов – задолго до прихода Эльфов, но волею Илуватара гномы не могли прийти в мир раньше Перворожденных, и гномы еще спали, когда Квэнди проснулись.

Каково это, когда первый язык Эльфов формируется в начальные годы их жизни под звездным светом на берегах Куивиэнен? Мы знаем большую часть его фонологии и способов вывода слов, но гораздо меньше мы знаем о его грамматике. Судя по производным языкам, которые обычно приводятся в сравнение с оригиналом, а именно с Квэнья и Тэлерином Амана, можно сделать следующие замечания: что касается общего стиля Праэльфийского языка, подавляющее большинство слов были в два или три слога и заканчивались гласным. Толкин утверждает, что в Квэнья многие гласные в окончаниях подверглись изменениям. (Толкин сам выводил формы для Квэнья, которые оканчивались на согласный, без значительных изменений древнего корня, но число этих слов незначительно, пр. переводчика). Характерной чертой для слов Праэльфийского языка являются долгоконечные гласные в окончании, например LINDA (сладкозвучный) или NDORE (земля). В словах, состоящих из трех слогов, первый и второй гласный, как правило, были одинаковыми, например KARANI (красный), а в ряде случаев таким же был и конечный гласный, но долгий, например EREDE (семя) и GALADA (дерево), NGOLODO (Нолдо). Гласные в середине, вероятно, тоже являются признаком Праэльфийского, поскольку в Квэнья этот гласный исчезает. Эти формы, с утерянным гласным, выведены самим Толкином, и ранее считались измененными в среде Эльдар, но в поздней концепции они исчезают только в заморских эльфийских языках.

В индексах Сильмариллиона Кристофер Толкин ссылается на Квэнья как на «древний язык, общий для всех Эльдар» в той форме, в какой он существовал в Валиноре. На самом деле, валинорский Квэнья довольно значительно отличался от «древнего языка» (Эльдарин, пр. переводчика), и вообще название «Квэнья» в отношении к нему использовать ошибочно. Правда, фонологические изменения, которые разделяют Праэльфийский (Эльдарин) и Высокий Эльфийский, проведены настолько просто и аккуратно, что владеющий Квэнья, имея небольшой опыт, вполне может понять праэльфийскую речь, даже не воспринимая его как другой язык. И все-таки Праэльфийский вряд ли можно признать простым вариантом Квэнья, тем не менее факт остается фактом: Нолдор постановили, что Высокий Эльфийский лучше всего сохранил характер древней речи. На самом деле, кажется, самым консервативным языком следует считать Тэлерин Амана, который многие называют диалектом Квэнья, хотя на самом деле Тэлерин развивался независимо от него.

Толкин отмечает два этапа в жизни Праэльфийского языка. Самой первой стадией, как он отмечает, был примитивный эльфийский (РК). Это есть предок всех эльфийских языков в Арде (если, конечно, эльфы бы не увлекались строением новых языков, на совершенно других принципах и корнях… Мы знаем, что люди этим увлекаются! Тем не менее, в 17 главе Сильмариллиона сказано, что все языки Квэнди происходят из одного корня). Все известные формы, помеченные звездочкой, следует считать наиболее древними и примитивными формами эльфийского языка. Второй стадией стало становление общего языка для всех Эльдар, предок всех языков Эльдар (в отличие от Авари), в том числе для Квэнья и Синдарин. Эльдарин – это язык, на котором говорят эльфы, последовавшие вслед за Оромэ от Куивиэнен на Запад в начале Весны Арды. (Различие между двумя стадиями весьма условно, в Этимологиях даны всего три слова с прямыми пометками PQ, пр. переводчика).

Полезно знать временные рамки, в которых происходило разделение и развитие эльфийских языков. Записи нам говорят, что 365 долгих лет Валар (Valian-год) равны трем тысячам пятистам годам до первого восхода солнца. Один Valian-год примерно равен девяти с половиной солнечным годам. Используя эти цифры, мы получаем, что после пробуждения под звездами на берегах Куивиэнен, они жили в мире примерно 280 солнечных лет. Затем они были обнаружены шпионами Мелькора и страдали от его напастей. Прошло еще примерно 50 солнечных лет, прежде чем они были найдены Оромэ. Разделение Квэнди на Эльдар и Авари происходит гораздо позже, примерно через сто девяносто солнечных лет после их встречи с Оромэ. (После прочтения текстов Сильмариллиона может сложиться впечатление, что разделение эльфов на Эльдар и Авари произошло в течение каких-то нескольких недель или месяцев, но это, конечно же, произошло совсем не так быстро, пр. переводчика). Так что эльфы от пробуждения до разделения жили вместе почти пятьсот солнечных лет, достаточно времени для того, чтобы разработать полноценный язык, и все же по эльфийским стандартам это очень небольшой срок. (Сравнивая со словами Леголаса, книга 3, глава 6: «Лишь пятьсот раз упали красные листья на пороге моего дома в Лихолесье с тех пор, как Йорл юный пришел…». Тысячелетие не воспринимается эльфами как очень длинный срок.

Марш Эльдар от Куивиэнен к морю продолжался более двухсот пятидесяти солнечных лет. За это время Праэльфийский язык принял форму общего Эльдарина (судите сами об изменениях, которые произошли с ним за это время, пр. переводчика). Затем Виньяр и Нолдор пересекли море, и, очевидно, общий Эльдарин с этого момента можно считать старым Квэнья, и в этом направлении эволюция эльфийского языка практически подошла к своему концу. Общий Эльдарин на просторах Средиземья продолжил свое стремительное развитие в сторону Синдарин.

Тысячелетие спустя, когда изгнанники Нолдор прибыли в Белерианд, начался новый контакт между двумя языками, начался процесс реконструирования языкознания, и вывод изменений протоэльфийских корней в двух различных направлениях. «Нолдор в контакте с Синдарин изучали быстрые бесконтрольные изменения, произошедшие с языком в Средиземье, что в свою очередь стимулировало развитие языкознания. Что и произошло в Белерианде, когда эльфами устанавливалась взаимосвязь языков с общим Эльдарин и выводом и систематизацией фонологических и грамматических изменений».

Внешняя история.

Кажется, никогда не было такого момента, чтобы эльфийские языки Толкина существовали в историческом вакууме, без каких-либо изменений и эволюционного движения вперед. Примечание Кристофера Толкина: «С самого начала эти языки были задуманы в глубине исторического пути. Каждый элемент, каждое слово этого языка исторически всегда объяснимо и понятно – словно эти языки и не были изобретены, а жили вместе с историей своего мира, они были сложены в последовательные этапы своей эволюции, что не могло не вызвать восторг у их создателя. Языки не изображены как жесткие формы «до» и «после», а в виде непрерывного движения и эволюции». Диахронический аспект был очень важен для Толкина, он кажется, привлекает внимание большой семьей эльфийских языков, их ростом, развитием и разветвлением на различные направления. При описании тех или иных форм слова для того или иного языка, он часто ставит рядом помеченное звездочкой слово – стволовой корень Праэльфийского языка. Он ясно чувствовал, что каждое слово должно иметь свою историю! Разумеется, это требовало строительства некоего фундамента, праэльфийского языка, который был бы предком для всех ветвей и всех линий развития эльфийских языков, ведь Толкин не смог бы до бесконечности уводить их историю в прошлое, особенно когда он думал об Эльфийской истории как о легенде, имеющей свою точку отсчета в пространстве и времени, то есть пробуждение Квенди на берегах Куивиэнен. Следовательно, все языки должны быть потомками примитивного эльфийского.

Уже в первых списках эльфийских слов, помеченных как Qenya-lexicon и датируемых 1915 годом, все слова имеют вывод от праэльфийских корней. Эти стебли обеспечивают некий проблеск Праэльфийского языка, и автор, кажется, вдохновляется идеей реконструкции языка на основе индоевропейской группы, гипотетические языки восточной и кельтской (валлийской) группы. Например, в словообразование новых языков Толкин включает слоговые N и L (остальные слоговые звуки были помечены точками), а так же появляется феномен мутации согласной. Примерно через два года с четким выводом от протоэльфийских корней появляется параллельный Qenya язык гномов. Через тридцать лет непрерывной эволюции и изменения этот язык будет известен под окончательным названием Синдарин.

Слоговые согласные, сперва записанные в Праэльфийский язык в 1915 году через двадцать лет пропали, когда были написаны «Этимологии». Тем не менее, остальные идеи и тезисы Праэльфийского языка сохранились в целости. Например, многие слова начинались с назализированных взрывных -ng, -mb, которые в Синдарин будет восстанавливать носовая мутация с определенным артиклем множественного числа (NGOLODO праэльфийского в Синдарин стало Golodh, и определенный артикль множественного числа приведет его к форме Ngolodh). В «Этимологиях» наравне со словами Синдарин указано много протоэльфийских корней, что позволило нам получить достаточно точное представление о структуре и фонологии Праэльфийского языка.

Конечно, основной интерес Толкина лежал в поздних эльфийских языках, а именно Квэнья и (<Noldorin>) Синдарин. Даже в «Этимологиях» организация и структура Праэльфийского остается в тени, служа основой и исторической платформой, указывая путь и ветви развития остальным эльфийским языкам, а не являясь действующим языком в рамках литературной легенды. Как и многие другие идеи Толкина, некоторые слова из Праэльфийского подлежат пересмотру. Например, в старых записях и в «Этимологиях» TYUL является стволовым протоэльфийским словом, которое в Квэнья даст форму Tyulma – мачта, однако «Этимологии» напрямую выводят это слово, а в старых дневниках есть указания на иную форму, которая дала бы квэнийское Tyulma, а именно протоэльфийское KYULUMA. Эволюция этих форм в конечном итоге приводит к тому же варианту в Квэнья, но идеи Толкина относительно первоначальных форм менялись с течением времени. Аналогичный случай Квэнья Finde – коса, по «Этимологии» восходит корнями к эльдаринскому spinde (стволовой SPIN), а в старых записях есть вывод от корней PHINDE. Такая неопределенность восходит к самым ранним спискам протоэльфийских слов и словарей, и Кристофер Толкин отмечает: «что в некоторых случаях определение корней того или иного слова бывает очевидным, а в иных известен корень, но формы поздних языков с ним не совпадают». В мыслях Толкина основные понятия Праэльфийского, попавшие в конечном итоге в «Этимологии», сформировались, вероятно, к 1930 году и с той поры существенных изменений не претерпели. Например то, что Кристофер Толкин называет «очень поздними сведениями», относятся, по всей видимости, к семидесятым годам, но многие формы Праэльфийского остаются там неизменными, точно как и сорок лет назад. В любом случае, историческое развитие Синдарин и Квэнья получили «детальное описание» в последние годы жизни Толкина, похоже, что он намеренно решил оставить подробные сведения об их общем предке.

Следует отметить, что по первоначальной идее Толкина эльфы познакомились с Валарином, узнав его от Оромэ, но затем Толкин решил, что эльфы на самом деле создали свой язык самостоятельно, до встречи с Валар.

Излишне говорить, что «запись» эльфийского слова и его «письменная» форма являются чистой фикцией. Толкин реконструировал формы столь же часто, как и создавал новые и новые списки слов – эволюции тех или иных языков. Даже если кто-то сможет вывести более правдоподобную форму из Праэльфийского, нежели та, что указана в «заверенном» словаре, эта форма все равно должна быть отклонена.

(Предложение на эксперимент в рамках Толкиеновской лингвистике. Обучите несколько тысяч человек Праэльфийскому языку, разбейте их на две группы и расселите на разные континенты, чтобы они не имели связи друг с другом. Через пару тысяч лет возвращайтесь и посмотрите, создали ли их потомки Квэнья и\или Синдарин?).