Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат резьба.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
29.07.2019
Размер:
4.62 Mб
Скачать

1.2.Периодизация художественной обработки

Русская резьба, как и всякое народное искусство, является, прежде всего, детищем определенного хозяйственного уклада. Чтобы понять, как следует этот уклад, и его роль в зарождении развитии нашей резьбы следует вспомнить, что вся работа резчика-художника, в большинстве случаев происходившего из крестьянства, протекала в условиях непосредственного и постоянного общения с лесом.

Вполне понято, что ранее, несколько веков тому назад, когда по всей стране лесистость была несравненно сильнее, первоначальным славянским, насельникам, оседавшим по бассейну северных рек, озера Ильменя и междуречья Оки и северной Волги, положительно приходилось отвоевывать у леса каждый клочок земли, необходимый для постройки жилища и для сельскохозяйственной культуры. В это время не было ни одной отрасли в хозяйстве, которая так или иначе не требовала бы настойчивого трудового общения с лесом: постоянных и долгих обходов лесных чащ, вырубок, просек, расчистки площадей, изучения лесных полян, прогалин и тропинок, тщательного использования предоставляемых лесом естественных богатств. В своей борьбе с лесом русский крестьянин не только вырубал, выжигал и истреблял вообще мешавшие ему лесные заросли, но и постепенно вводил лес в свой обиход, находя в нем удобный, дешевый и обильный материал для удовлетворения всевозможных хозяйственных нужд. Из простого плотничного мастерства, известного еще и теперь в большей или меньшей степени каждому крестьянину, возникли и разводились более сложные отрасли обработки дерева - столярное и резное. Резные примитивные изделия утилитарного характера, обслуживающие необходимые потребности быта с древнейших времен и сохранившиеся в некоторых районах страны до наших дней были не сложны. Наиболее широкое применение, благодаря своей устойчивости, имел рогатчатый отрез дерева. Он встречал не только при раскопках, но и до сих пор бытует в деревне и разделяется на три вида: корень с частью ствола, корень с частью разветвлений и раздвоенные или растроенные ветви. Для примитивных орудий земледелия и домашнего обихода служит длинная ветвь или ствол с разветвлениями: рогатина, вилы, соха, подсошка и подсоха. Ствол с одним оставленным корнем служил для устройства первобытного украшения-конька на гребне крыши. Начались первые попытки графического воплощения окружающей природы, навеянные привольем лесной глуши и фантастическими образами, связанными с религиозными представлениями [ 4, c. 49].

В перекладе всех художественных настроений и переживаний на язык старинных песен, былин и сказаний чувствуется любовь обитателя леса м к окружающей его природе и, в процессе работы, к каждому хорошо отделанному бревну, каждой часто вытесанной доске, к каждой самой примитивной порезке, является ли она украшением строительной детали или поставца, прялки, солонки, ложки.

На общем фоне насущных потребностей, удовлетворяемых своим «рукомеслом», развернулась своеобразная красочная культура с необыкновенным изобилием резных украшений. Эти покрытые резьбой поделки, частью еще сохранившиеся в крестьянском быту, частью собранные в коллекциях музеев как памятники крестьянского искусства в оформлении быта, поражают наш взгляд оригинальностью своего замысла, неожиданностью решения поставленной задачи, смелостью и непосредственностью своих технических приемов. Что же касается материала, из которого получались произведения русской резьбы, столярного, токарного и плотнического дела, то он был крайне разнообразен, так как выбор лесной природы для работ варьировался в зависимости от характера и назначения изготовляемого предмета.

Художественная обработка дерева в Х вв. имела свою специфику. Выходившие за пределы стандарта постройки, требовали к себе особого внимания, особого расчета, применения новых конструкций и новых форм, нередко создававшихся в процессе работы мастеров. Эти постройки, обогащая своих строителей новыми техническими приемами, расширяли их знания, которые к Х столетию были настолько обширны, что позволяли русским осуществлять такие сложные архитектурные композиции, как постройка «первого» новгородского храма. Таким образом уже в Х столетии мы видим вполне развитые формы зодчества, сопровождаемые столярством и резьбой [ 4, c. 22].

Жилища обитателей нашей страны в эпоху раннего феодализма-будь то простой крестьянин, или первый приближенный царя, или даже сам царь-представляли собою, в общем, нечто иное, как простые избы, то стоящие отдельно, то находящиеся в связи и составляющие целые сказочные городки. Соединение различных по величине срубов и чрезвычайно затейливые комбинации отдельных частей постройки представляют необыкновенно декоративные по массам архитектурные сооружения.

Комбинации срубов, вырастая постепенно вокруг главной избы, принимали значительные размеры. Но наиболее сложными и в плане избы и во внешнем оформлении среди всех сооружения являлись дворцовые хоромы, из которых самым известным памятником был Коломенский дворец, разобранный до основания в половине XVII века. Некоторые части были созданы под очевидным влиянием церковного зодчества, выработавшего в русском искусстве совершенно особые приемы постройки зданий более красивых и замысловатых, чем обычное крестьянское жилье. Народный быт древней Руси, оставаясь в стороне от посторонних влияний, мало изменялся в течение целого ряда столетий.

Художественная обработка дерева в XVI-XVII вв. стала иметь влияние европейского зодчества. От приемов деревянного строительства русские зодчие не могли отказаться очень долго, вплоть до появления в XVII столетии западноевропейских архитекторов-голландцев и французов. Об этом могут говорить планы зданий, представляющих собой ряд каменных изб, поставленных одна возле другой [ 4, c. 88]

Русское резное мастерство до XVI века не имело единого общего центра и проводилось по различным городам, монастырям, селам и деревням отдельными, самостоятельно работавшими мастерами. С XVI же века с большей и большей определённостью выступает в качестве такого объединяющего центра столица Московского государства - Москва.

Хотя деревянные стены, башни и здания с XV века начинают заменяться каменными, но деревянные постройки продолжают еще доминировать.

Мастера, а также иконописцы постоянно были к услугам резчиков, «знаменя» для них узоры на дереве. В XVII веке художественное начало было далеко отдаленно от ремесла, но художники все время руководили мастерами. В качестве знаменщиков для резьбы выступали все выдающиеся иконописцы этого времени; что же касается прибывших иноземцев, то они умели знаменить сами, знали разнородную резьбу и столярство, хорошо умея обращаться с инструментами, до тех пор неизвестными русским, словом, это были более развитые и технически более опытные мастера, чем русские резчики. Каждый из иноземных мастеров имел русских учеников, которые со временем должны были заменить его в работе.

Образцы сложной узорчатой архитектуры гражданского порядка отмечаются в русских песнях и былинах. Но былины и песни дают представление не об обычных крестьянских избах современного типа, а вспоминают о былом узорочье построек, от которых теперь не осталось и следа. Но взяв отдельные разрозненные детали старинных сооружений, рассеянные и поныне по всей территории, можно воссоздать картину постройки, близкой к былинному описанию.

В теремах XVII века резьба, украшавшая снаружи окна, покрывала наличники с «гзымзами» и «каркаштынами». Над отверстиями окон помещался резной щиток-по терминологии, введенной иноземными мастерами,-шпренгель той или иной формы. Хитрые резные узоры изображали травы, птиц и зверей, что в отношении дворцовых построек послужило исходным моментом и для разных геральдических эмблем [ 4, c. 91].

В XVII столетии источниками для изготовления композиций по художественной резьбе были заставки, концовки и мотивы обрамлений и гравюр печатных книг поучительного характера и духовно нравственного содержания. Еще большой материал давали лицевые библии, печатавшиеся за рубежом. Они были на латинском языке, с богатой орнаментацией в стиле барокко. В XVIII веке для этой цели служат специальные издания светского характера. По ним учатся и создают свои композиции уже не сами резчики, а специалисты-зодчие петербургского периода. Роль резчиков сводится только к выполнению в материале созданных архитекторами композиций. Эти новые для московского государства люди-приезжие иностранцы и их русские ученика и помощники; в XVIII столетии они не только руководят постройками всех вновь возводимых зданий, нои их внутренним декоративным убранством, которое в это время делается особенно богатым.

Положительные результаты достигнутых благодаря знакомству с западноевропейскими мастерами и их образцами, позволили русским резчикам без особого труда перейти к передаче в деревне крупных декоративных форм и смелых завитков картушей и орнаментов искусно и ловко нарисованного проекта, которые появляются уже в петербургский период нашей истории. Отделка парадных зал, придворных церквей, дворцов, церковных иконостасы XVIII и XIХ веков свидетельствует о том, что направленное по новому руслу искусство резьбы создало прекрасные произведения, которые не только сосредоточены в одной северной столице и её окрестностях, но и встречаются в изобилии и в провинции. Они или пересылались сюда готовыми из Петербурга, или же их резали на месте командированные для этой цели художники. Памятников XVIII и XIХ века осталось очень незначительное количество, зато в церковных иконостасах, ложах, аналоях, клиросах и прочей внутренней обстановке храмов переработка западных мотивов в русской резьбе отразилась гораздо полнее. В исполнение многоярусных алтарных преград с бесчисленными разнообразной формы иконами в стиле елизаветинского рококо русские резчики показали, что они так же умело могут давать в деревне скульптурные композиции крупного рельефа, не останавливаясь на перед какими техническими трудностями, как и их отцы деды, исполнявшие разные багеты, шпренгели и тому подобные орнаменты бывшего в употреблении со всей половины XVII века стиля барокко.

Способных учеников в XVIII веке брали в Санкт-Питер-Бурх для обучения как резному, так и другим мастерствам. Эти молодые люди по приезду поступали в распоряжение мастеров-иностранцев и, работая вдали от родной старины и сказочного узорочья Москвы, делали совершенно новые, необычные для них вещи, в которой напрасно было искать какие-нибудь самобытные черты. Эти мастера новой выучки глядели на выходившие из-под резца вещи глазами воспитанного на западных стилях ремесленника и созданная их руками великолепная дворцовая мебель петербургских дворцов и удивительные кареты по своему качеству мало чем отличаются от современных им западных изделий.

Ко второй половине XVIII века, наряду с каретами русского производства, все более входят в употребление привозные из-за границы экипажи. Сплошь покрытые золоченой резьбой и расписанные кистью первоклассных художников, на высоких резных колесах, они представляют колоссальные футляры для отдельных персон.

Резные украшения на экипажах не составляли исключительной принадлежности зажиточных классов. Они были очень распространены и в крестьянском быту. Их украшения сосредотачивались на передних и задних подушках, то есть на тех частях над осью, на которых утверждается кузов телеги. Сделанные из массивных кусков дерева, они должны были быть очень прочны. Покрывающий их узор очень остроумно разрешен. Заполняя площадь подушки, он не уменьшает её прочности, делая сквозным только те части, на которые нет непосредственного давления [4, c. 73].

На речных судах также было немало резных украшений. Еще в половине XIХ столетия расшивы, баржи и барки имели на носу и на корме крупные декоративные порезки. Это были сильно поредевшие останки того богатого «судового наряда», который постепенно исчезал под напором утилитарных задач, выдвигаемых требованиями экономики.

На носу обыкновенно рисуются глаза либо сирены, либо чудовища. Рисунков, изображающих расшивы и их орнаментацию, почти не осталось, кроме иллюстраций художника Боголюбова и Ф. Васильева. Резные доски с барок, которые они украшали, перешли и на береговые постройки, и дома старых водников-лоцманов, приказчиков, капитанов очень часто украшены мотивами, более свойственными водной стихии. Барочная резьба на избах стала гораздо беднее, круглые фигуры заменились барельефами, и в изображениях «сирен» на резных досках с трудом можно узнать тех волшебниц, которые прельщали своим пением Одиссея.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С древних времен и по наше время русский человек занимается разнообразной обработкой дерева. Что бы создать истинно красивую вещь мастер должен соблюдать особые законы, но при этом он должен вложить душу в свое изделие.

В своей работе мы рассмотрели один из видов ремесла славян -художественная обработка дерева. Перед собой мы ставили цель: изучить художественную обработку дерева в древнеславянское время и просмотреть её развитие. Как мы видим, сама обработка дерева может быть разнообразной и использоваться может в различных отраслях. Мы изучили несколько видов обработки дерева, к примеру, плоская резьба, плетение из бересты, инкрустация. Со временем это ремесло все больше и больше развивалось, каждый период времени вносил свои новшества. По нашему мнению, с поставленной целью мы справились.

Мы также рассмотрели много понятий, раскрывающих более полно художественную обработку дерева. Например, при отделки дома, каждый элемент имеет свое название. Так верхний продольный брус называется «князем». Он лежит на спускающихся вниз досках с закорючинами-«курицах». На нижних концах куриц лежат «застрехи» и т.д.

Из дерева возводились культовые, крепостные, дворцовые сооружения, строились жилища. Так же из него изготавливалось множество бытовых предметов: игрушки, орудия труда, корыта, ковши, чашки, ложки, мебель. Художественной обработкой дерева люди интересовались, и будут интересоваться, потому что, по нашему мнению, этот вид искусства является не только товаром народного потребления, но и представляет собой произведение декоративного искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абросимова А.А., Художественная резьба по дереву, кости и рогу: Практическое пособие. — М.: Дрофа, 2000.-160с.

2. Костомаров Н. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. — М.: ИНФРА, 2003.-542с.

3. Некрасова М. А. Народные художественные промыслы.— М.: ИНФРА, 2002.-557с.

4. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву.— М.: Academia, 2004.-478с.

5. http://www.tovar.kg.

6. http://www.ukr-firma.com.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Р исунок 1. Охлупень в виде полуфигуры коня. Конец XIII в.

Рисунок 2. Наличник, украшенный резьбой. Конец XIII в.

Рисунок 3. Образец Домовой (корабельной) резьбы-«Русалка-берегння». Конец XVII в.

Рисунок 4. Образец ажурной резьбы XIX в.

Рисунок 5. Вологодская прялка. Конец XVII в. Геометрическая трехгранновыемчатая резьба.

Рисунок 6. Деталь Ярославской теремковой прялки. Контурная, ногтевидная резьба.

Р исунок 7. Пряничная доска с изображением петуха. Геометрическая трехгранновыемчатая, контурная резьба.

Рисунок 8. Плоскорельефная резьба.

Рисунок 9. Деревянный ковш-утица.

Р исунок 10. Часть мозаичного пола в Зимнем дворце.