Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
11.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
32.08 Кб
Скачать

Творческие эксперименты в книжной графике Эля Лисицкого, Александра Родченко, Владимира Маяковского и др.

В статье, посвященной искусству книги, Лисицкий отмечал, что язык представляет нечто большее, чем просто движение акустических волн, и является не только средством для передачи мысли.

Утверждение это можно рассмотреть, кроме прочего, и в контексте традиционного еврейского мировоззрения, если вспомнить, что Вселенная, согласно древнему преданию, строилась посредством двадцати двух букв еврейского алфавита и что каждая буква – это хранилище тайного смысла. Двадцать две мистические предвечные буквы, будучи спроецированы в этот мир, превратились в буквы, которыми записана Тора, и тот, кто знает, каково духовное наполнение букв, может постичь тайны бытия. Для еврейской культуры вообще характерен пиетет перед письменным словом и книгой, его вместилищем. Переписывая Тору, – а сделать это хотя бы единожды в жизни обязан каждый верующий еврей – нельзя допустить ни ошибки, ни помарки. По преданию, некий ученый указывал своему сыну: «Сын мой, будь внимателен до щепетильности при работе, ибо твое ремесло – Божье дело: если ошибешься хотя бы на одну йоту, то это приведет как бы к разрушению всего мира».

Создание новой книги для Лисицкого, никогда не порывавшего с традиционной еврейской культурой, было равноценно созданию нового мира. Конечно, на его работе в области книжной графики сказалось и то, что Лисицкий, по образованию архитектор, рассматривал книгу, в первую очередь, как пространственный объект, чья организация сопоставима с организацией здания. Заметим, что каждый разворот книги подобен отдельной комнате, причем книгу с одинаково организованными разворотами следует уподобить лабиринту, в котором легко заблудиться, поскольку здесь отсутствуют четкие зрительные ориентиры (недаром для того, чтобы найти нужную страницу в подобной книге, приходится пользоваться закладкой). Лисицкий стремился заинтересовать читателя, чтобы тот не упустил ничего из находящегося в пределах книги, искусно и жестко организовать ее внутреннее пространство таким образом, чтобы читателю уже невозможно было свернуть с указанного пути.

Сам Лисицкий зачастую намеренно усложнял восприятие текста, превращая его в шараду – помещал одни буквы внутрь других, включал в наборную строку титульные шрифты.

Вероятно, наиболее примечательной из книг, подготовленных Лисицкий, стала вышедшая в начале 1923 г. в Берлине книга «Маяковский для голоса». В ней была сделана вырубка-регистр, применяющаяся для некоторых справочных изданий, и это придало книге дополнительную объемность, а каждое стихотворение Лисицкий отметил особой пиктограммой. Книга напечатана красной и черной красками. Для набора использовался плоский шрифт «гротеск». За счет разноуровневого несимметричного расположения букв, вариации размеров и начертания шрифта в пределах даже одного слова здесь создается особая выпуклость страницы, которая недостижима при ином способе набора. Знаменательно и то, что все прочие элементы построения страницы тоже взяты из наборной кассы – это линейки и дуги, при помощи которых Лисицкий строил изображения (якорь, человечек), и отдельные крупные буквы, строя которые Лисицкий специально оставлял промежутки между составляющими элементами.

Алекса́ндр Миха́йлович Ро́дченко (23 ноября (5 декабря) 1891, Санкт-Петербург — 3 декабря 1956, Москва) — советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Работал совместно со своей женой, художником-дизайнером Варварой Степановой.

От символистских увлечений юности перешел к футуризму, выставлял беспредметную геометрическую живопись на выставке "Магазин" (1916). Затем от абстракции ушел к искусству производственному, активно строящему новые формы жизни. Живопись им отрицалась вовсе: зачем изображать, если можно вмешиваться в саму реальность, делать ее воплощением своих идеалов и стремлений? Друг В. В. Маяковского, Родченко выполнял жесткой чертежной графикой яркие цветные рекламы с его стихами, создал обложки книг - стихотворных и технических, тоже похожие на конструктивистские рекламные плакаты. Он проектировал газетные киоски, делал выразительные надписи для экрана немого кино. Поэма Маяковского "Про это" была издана в 1923 г. с фотомонтажными иллюстрациями Родченко, передающими не сюжет, а гротескные метафоры поэта. От монтажа чужих фотографий Родченко перешел к собственным: один из крупнейших мировых фотографов своего времени, он искал небывалые ракурсы, вырабатывал экспрессивное, острое видение мира. Им изобретались строгие, рационализированные формы мебели; для Международной выставки декоративного искусства в Париже Родченко создал интерьер рабочего клуба (1925). Формы искусства всеми средствами сближались у него с формами техническими - в этом залог преодоления традиционного прикладничества, воплощения рационального, энергичного и конструктивного, отождествлявшегося с революционными идеалами духа нового времени. В 1930-х гг., когда эти жесткие конструктивистские установки теряют почву, Родченко продолжал работать как фотограф, оформлял и монтировал многочисленные фотоальбомы и тематические номера иллюстрированного журнала "СССР на стройке" (1933-41). В 1940-50-х гг. новаторское в своей основе искусство Родченко отторгалось традиционалистской официальной эстетикой. Вытесненный из художественной жизни, он продолжал работать для себя, возвратился к экспериментальной по характеру живописи.

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля 1893, Багдади, Кутаисская губерния — 14 апреля 1930, Москва) — советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр,художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».

Как художник Маяковский проявил себя в разных областях: живописи, плаката, лубка, театральной декорации, книжной графики. Начал учиться живописи в 1904 году у единственного в Кутаиси художника С. Краснухи, закончившего Академию Художеств, затем в Москве, в художественной студии С. Туковского и П. Келина (1910-1911) и в Школе живописи, ваяния и зодчества (1913-1914). До конца 1910-х годов считал себя, прежде всего, художником. Неоднократно выставлялся вместе с И. Машковым, П. Кончаловским и М. Ларионовым. В 1914 году работал для издательства 'Сегодняшний лубок' над лубочными плакатами и открытками. В 1917 году в 'Профессиональном совете художников-живописцев' представлял футуристов. С 1917 по 1920 год создавал агитплакаты для 'Окон сатиры РОСТА', до 1925 года разрабатывал рекламные лозунги, тексты и плакаты для советской легкой промышленности и торговли. Работал как иллюстратор: иллюстрировал 'Ржаное слово' (1918), 'Советскую азбуку' (1919), 'Рассказ о дезертире, устроившемся недурненько' (1920) и др. Для 'Летучего театра' в 1919 году создал эскизы декораций и костюмов к неосуществленной постановке 'Мистерии-Буфф'. Автор портретов Л. В. Маяковской (1910), Л. М. Бродской (1913), Н. Н. Евреинова, К. И. Чуковского, Г. Ф. Гнесина, Д. Д. Бурлюка, П. П. Потемкина, Л. К. Чуковской (1915). Карикатура сделана Маяковским в знаменитой 'Чукоккале', рукописном альманахе Корнея Ивановича Чуковского, рисунки и автографы для которого собирались с 1914 по 1964 год. В комментариях Чуковского к изданию альманаха находим следующий эпизод: 'Как-то я читал в Доме искусств лекцию 'Две России' (Об Анне Ахматовой и Маяковском). Маяковский, который как раз приехал из Москвы в Петроград и остановился в Доме искусств, выразил желание откликнуться на эту лекцию в Чукоккале. Он сочинил стихи мимоходом, среди разговора, сначала четыре строки, а потом остальные. Чтобы записать эти стихи, Маяковский попросил оставить ему Чукоккалу до следующего утра <...>' (Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. М.: Искусство, 1979. - с.18). Вероятно, в этот день и был сделан рисунок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]