Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6,7,9,12,16.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
47.53 Кб
Скачать

12. Значение египетской революции 1952 года для развития страны и роста национально-освободительных движений в арабских и африканских странах.

В результате революции 1952 и проведения существенных социально-экономических мероприятий, Египет, избравший некапиталистический путь развития, превратился из отсталой аграрной в одну из наиболее развитых аграрно-индустриальных стран Ближнего Востока. Государство взяло курс на преодоление тяжёлых последствий длительного колониального господства, вытеснение иностранного капитала с ключевых позиций в народном хозяйстве, ликвидацию полуфеодального землевладения, создание многоотраслевой национальной экономики, широкое развитие государственного сектора. Национализированы и превращены в государственную собственность иностранные и национальные банки и страховые компании, Суэцкий канал, национализированы или поставлены под государственный контроль крупные промышленные предприятия; приняты декреты, ограничивающие сферу деятельности частнокапиталистических предприятий, установлен государственный контроль над внешней торговлей. С 1957 стала вводиться плановая система развития экономики.

Огромную помощь в развитии экономики оказывают Советский Союз и др. социалистические страны. Только СССР участвовал в строительстве и реконструкции более 100 промышленных предприятий и др. объектов, в том числе сооружении Асуанского гидроэнергетического комплекса на Ниле; в 1970 доход от Асуанского комплекса составил 125 млн. египетских фунтов.

На международной арене Египет впервые в своей новейшей истории выступил в качестве субъекта, а не объекта мировой политики. Показав угнетённым народам, что у них есть возможность эффективно противостоять диктату империализма, египетская революция явилась важной вехой на пути мощного подъёма национально-освободительного движения в Азии, Африке Латинской Америке, и особенно в арабском мире.

Революционный Египет стал своеобразным катализатором освободительного процесса в арабских странах, прямо или косвенно воздействуя на такие события, как победоносная война Алжира за независимость, обретение государственного суверенитета Тунисом и Марокко, Южным Йеменом и Суданом, революции в Ираке, Судане, Ливии и др. Многие годы из Каира звучал голос, звавший на борьбу против империализма и угнетения, за свободу и независимость, за социальные преобразования. Лично Насер сыграл выдающуюся роль в создании и становлении движения неприсоединения, в мобилизации арабских стран для отпора агрессивной, экспансионистской политике Израиля. Линия на сплочение всех антиимпериалистических сил стала неотъемлемой частью внешней политики насеровского Египта

16. Структура и производственные задачи «народной коммуны».

Курс на создание Народных коммун был намечен в августе 1958 года на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в Бэйдайхэ.

Народная коммуна представляла собой более высокую степень обобществления на селе. В собственность коммуны переходили приусадебные участки и средства производства, оставшиеся в личной собственности крестьян. Другой особенностью Народной коммуны было то, что в неё сливались несколько сельскохозяйственных кооперативов, и коммуна превращалась также в самоуправляемый орган, обладающий полнотой власти не только в области хозяйства, но и в административной сфере. Объединение нескольких сельхозкооперативов в коммуну позволяло высвободить необходимые трудовые ресурсы для производства сложных работ по ирригации и открывало перспективу соединения сельского хозяйства с промышленностью. Объединение также нивелировало различия между бедными и богатыми сельскохозяйственными кооперативами, имущество которых объединялось в общую собственность коммуны.

В ходе создания Народных коммун была предпринята попытка перейти к бесплатному снабжению членов коммуны продуктами питания. Так во «Временном уставе народной коммуны «Спутник»» было записано: «…Любой член коммуны, какой бы рабочей силой ни располагала его семья, бесплатно снабжается зерновыми продуктами». Как отмечает критически настроенный по отношению к маоистской практике французский журналист Жан Эмиль Видаль, в коммунах, которые он посетил в ходе своего пребывания в Китае, их члены бесплатно получали «не только зерно и продукты, являющиеся основой питания в Китае, но и одежду. Оплата стрижки волос, расходов по бракосочетанию или похоронам тоже производилась коммуной»

Народные коммуны пытались сочетать сельское хозяйство с промышленностью. Однако в условиях неразвитости производительных сил это в основном свелось к организации «маленьких доменных печей», большинство из которых давали сталь плохого качества, не пригодную для промышленного использования. Большая часть такой стали пошла на нужды самих коммун: из неё делали плуги, мотыги и т.п.

Ссылаясь на политику Народных коммун, Мао Цзэдуна и его сторонников обычно обвиняют в попытках построения «казарменного коммунизма», однако выступление Мао на совещании в Учане в ноябре 1958 года свидетельствует об обратном.

В этой речи Мао напомнил о том, что на совещании в Бэйдайхэ говорилось о скором вступлении Китая в коммунизм. «Хорошо, что при этом было оговорено пять условий» — сказал Председатель. — «1) максимальное изобилие продукции; 2) высокое коммунистическое сознание и высокая мораль; 3) высокая культура и её широкое распространение; 4) ликвидация трёх видов различий (т.е. различий между городом и деревней, между рабочим классом и крестьянством, между умственным и физическим трудом — В.Ш.) и остатков буржуазного права; 5) постепенное отмирание всех функций государства, за исключением внешней… Ликвидировать три вида различий и пережитки буржуазного права невозможно за 20 лет».

Но что же тогда было основной причиной появления многочисленных перегибов и левого авантюризма во время осуществления курса Народных коммун, в частности случаи обобществления кур, уток, домашней утвари?

Несомненно, что главной причиной было «головокружение от успехов». В отличие от Мао значительный слой членов КПК, также рабочих и крестьян решил в 1958 году, что до коммунизма, что называется «подать рукой». Возможно, что этот фактор вошёл в резонанс с ростом настроений стихийного уравнительного крестьянского коммунизма, а также с борьбой бедных крестьян в рамках сельхозкооперативов с более богатыми. Если также учесть, что появление Народных коммун произошло одновременно с расцветом курса Большого скачка, то станет ясно, что гигантская энергия, энтузиазм, высокие темпы развития не могли не толкнуть не только руководителей, но и целые классы на путь авантюризма. «С созданием коммун осенью 1958 года» — говорил Мао на совещании в Сэнчжоу в феврале 1959 года. — «началось «поветрие обобществления имущества»»12, это «поветрие» Мао оценил как уклон. Осуждая «поветрие», Председатель говорил, что «перейти к полной собственности коммун, а от неё к общенародной собственности» можно будет только тогда, когда «коммуны обретут экономическую мощь».

Как бы то ни было, коммунистические одежды оказались слишком велики для китайской деревни конца 1950-х. Выступая в Чжэнчжоу, Мао отметил, что «поветрие обобществления имущества» обернулось тем, что «сотни миллионов крестьян вместе со своими звеньями стали бойкотировать партийные комитеты» и «утаивать продукцию». Всем стало очевидно, что крестьянина, сотни лет существовавшего в условиях частной собственности, атомизированного существования, в миг нельзя переделать в коммуниста, обобществление он воспринимает как экспроприацию и понимает только те меры, которые приносят ему непосредственное улучшение материального положения. Полное обобществление в условиях неразвитых производительных сил китайской деревни не могло принести крестьянину непосредственного улучшения материального положения, а неурожаи, вызванные стихийными бедствиями, привели к тому, что уравнительное распределение в коммунах значительная часть крестьян стала воспринимать как несправедливость.

Надо отдать должное руководству КПК, которое своевременно ликвидировало негативные тенденции «коммунизации». Уже к февралю 1959 года, по словам Мао, «были исправлены такие уклоны, как «поветрие обобществления имущества», «уравниловка, безвозмездная передача имущества и аннулирование ссуд», другие левацкие загибы». В коммунах было установлено 6-8 разрядов зарплаты, в зависимости от количества и качества труда. В целом можно сказать, что после «левого загиба» распределение было приведено в соответствие с выдвинутым Марксом для первой стадии коммунизма (социализма) принципом «каждому по труду». Более того, возможно «левый загиб» был даже необходим для перехода к этому принципу на селе, где необходимо было сломить вековую инерцию крестьянской мелкособственнической психологии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]