Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
02.08.2019
Размер:
31.48 Кб
Скачать

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

§ 93. Морфологией (греч. jxopcprj «вид, форма») называют часть грамматики, изучающую способы образования и изме­нения слов. В соответствии с этим морфология состоит из двух разделов: раздела словообразования (Wortbildung) и раздела словоизменения (Wortbiegung).

Принадлежность раздела словообразования к морфологии некоторыми грамматистами оспаривается. Они считают, что словообразование, служащее для обогащения словарного состава языка, принадлежит к области лексикологии. В советском языкознании наиболее распространена в настоящее время точка зрения, согласно которой словообразо­вание относится равным образом и к морфологии и к лексиколо­гии, поскольку, с одной стороны, образование слов происходит внутри основных лексико-грамматических классов слов, т. е. частей речи, с использованием морфологических средств языка; с другой стороны, словообразование теснейшим образом связано с развитием словарного состава языка, т. е. с лексикологией.

Следует признать, однако, что такое определение словообра­зования, как чего-то промежуточного, не имеет достаточных осно­ваний. Связь словообразования с лексикологией заключается в сущности только в том, что с помощью словообразования обра­зуются новые слова, которые пополняют и обогащают словарь. Однако средства словообразования не связаны не­посредственно с системой словаря, которую призвана изучать лексикология как научная дисциплина. Они не свя­заны ни с вопросом о семантических связях слов, ни с вопросом о различных слоях словаря и о их соотношении внутри общена­родного словаря, ни с закономерностями изменения значения слов и т. п.

Напротив, средства и способы образования слов находятся в тесной взаимозависимости с грамматическим строем данного языка. Словообразовательная форма слова связана с при­надлежностью к определенной части речи; так, например, слова с суффиксом -schait принадлежат к именам существительным, а слова на -ieren — к глаголам. Больше того, от словообразователь­ной формы слова зачастую зависит его форма словоизменения, например, имя существительное на -ung всегда женского рода', всегда имеет во множественном числе окончание -en; глаголы на -ieren всегда слабого спряжения и никогда не имеют приставки ge- во втором причастии.

Теснейшая связь между словообразованием и словоизменением обнаруживается, наконец, в том, что в ряде случаев нелегко бы­вает решить, имеем ли мы дело со словоизменительной или сло­вообразовательной категорией. Так, безусловно спорным является вопрос, относится ли образование имен уменьшительных к слово­образованию или к словоизменению. Некоторые лингвисты считают более правильным отнесение образования множественного числа к словообразованию, тогда как большинство считает его катего­рией словоизменительной.

Какой бы точки зрения ни придерживаться во всех этих во­просах, несомненно то, что грамматика была бы неполной, если бы не излагала правил словообразования.

§ 94. В отношении морфологического состава слово не пред­ставляет собой неделимого целого. Оно может члениться на части, называемые «морфемами». Морфема — это наименьший зна­чащий элемент слова. Различают следующие виды мор­фем: корень, префикс, суффикс (последние два объеди­няются под общим названием аффиксов), флексия или окончание. Каждая из этих морфем может быть выражена либо одной фонемой, либо сочетанием фонем.

Примером такого членения слова может быть: be-schuld-ig-t, где bе- является префиксом, -schuid--корнем, -ig—суффиксом и -t — окончанием;

сравни русск. под-вод-н-ый. Наряду с такими словами существуют и морфологически нерасчленяемые (корне­вые) слова, например, нем.: Haus, trug; сравни русск. дом, нес.

Корнем называется морфема, служащая исходным эле­ментом (базой) для образования слов и связанная с лексическим значением слова. Корень обычно связы-нает целый ряд слов и с этой точки зрения является понятием этимологическим. При этом в корне далеко не всегда заключено основное значение слова, как это часто утверждается в грамма­тиках. Так-, например, в слонах ход, ходить, ходкий, заход, восходить, превосходный корнем является -ход-, потому что этот элемент служит исходным моментом при словопроизводстве, однако в слове превосходный не он один несет основное значе­ние слова. Аналогичное можно показать на немецких пе/гт-еп, Aul-nahm-e, zu-nehm-&n, Unter-nehm-ung, Aus-wa^m-s-los-ig-keit.

Флексией (окончанием) называют морфему, служащую для изменения формы слова в соответствии с его ролью в предложении; она встречается, следовательно, только в изме­няемых частях речи, обозначая в них падеж (в именах) или лицо (в глаголе). Например, по-русски: род. дом-а, дат. дом-у, твор. дом-ом; по-немецки: род. Tag-es, дат. Tag-e и т. п.; по-русски 1-е л. пиш-у, 2-е л. пиш-ешь, 3-е л. пиш-ет; по-немецки:

3

71

1-е л. schreib-e, 2-е л. schreib-st, 3-е л. schreib-t. В некоторых случаях признаком данной формы может быть отсутствие окончания; тогда говорят о нулевой флексии, например, в русском языке: дом-, стол- и т. п.; в немецком: Tag-, Ttir-и т. п.1 В этих словах мы вправе говорить о нулевой флексии, потому что именно отсутствие окончания в них и служит призна­ком того, что они употреблены в именительном (винительном) падеже. Следует подчеркнуть, что не всякое отсутствие оконча­ния надо понимать как нулевую флексию. Так, например, в рус­ских наречиях так, вот, равно как и в немецких weg, dort, в которых отсутствуют окончания, никакой флексии нет, потому что им не противопоставляются никакие другие формы с оконча-. ниями.

Примечание. Слово Flexion в немецком языке употребляется в двух значениях: первое соответствует русскому «флексия», второе озна­чает «словоизменение».

Для образования форм слова служит не только окончание, но и морфема, стоящая перед окончанием после корня, например, чит-ал-а, где окончание будет признаком единственного числа женского рода, а морфема -ал- признаком прошедшего времени. Сравни нем. sag-te-st, где окончание -st указывает на лицо и число, а морфема -te--на время. Выполняя, как и окончание, словоизме­нительную функцию, этот тип морфем отличается тем, что слу­жит для образования форм слова, не связанных с его синтакси­ческой ролью. Так, в рассмотренном примере окончание -st ука­зывает на согласование с подлежащим, а морфема -te- никак синтаксически не обусловлена. Таким образом, различение этих двух типов морфем является необходимым для правильного пони­мания соответствующих морфологических категорий. К сожалению, в языкознании нет специального термина для обозначения морфем второго типа. Обычно их называют суффиксами, что делает этот термин двусмысленным.

Суффиксом называется, следовательно, морфема, стоящая после корня перед флексией и служащая, во-первых, для образо­вания слов, напр.: Lehr-e, Lehr-er, Lehr-ling; лет-н-ый, лет-чик и т. п.; во-вторых, для образования различных грамматических категорий (множ. числа существительных, степеней сравнения, ,

времен, наклонений и т. п.), напр.: Kind-er, klein-er, mach-te и т. п.; чуд-ес-а, скор-ее, сказ-ал и т. п.

Префиксом называют морфему, стоящую перед корнем и имеющую те же две функции, что и суффикс, но главным обра­зом— словообразовательную, напр.: Aus-weg, be-schreiben, ge-sagt; под-ход, вы-сказать, на-писать.

Префикс-j-корень, корень -\- суффикс или префикс -f-корень -\-суффикс представляет основу слова; к основе прибавляются флексии для изменения формы слова, напр.: Ver-kehr-s, Leh-

1 Черточка после слова указывает на нулевую флексию.

rer-s, bestell-te-st и др.; за-вод-ы, двор-ник-и, под-ход-ил-а и др.1

Очень часто к корню не прибавляется никаких аффиксов; в таком случае корень является вместе с тем и основой; окон­чание прибавляется непосредственно к нему, напр.: sag-e, Mensch-еп, gut-es; вез-у, вод-а, болыи-ой и т. д.

§ 95. Одна и та же фонема (или сочетание фонем) может функционировать в качестве двух или нескольких различных мор­фем: флексий или суффиксов. Так, гласный е в немецком языке может служить окончанием дат. п. ед. ч. м. p. (Tage), окончанием 1-го л. ед. ч. наст. вр. (nehme), суффиксом существительных ж. р. (Warme), суффиксом множ. ч. существительных (Hande), суффик­сом конъюнктива (er nehme); сочетание -ег может быть оконча­нием им. п. ед. ч. местоименного склонения прилагательных м. p. (ein guter Mensch), окончанием род. и дат. падежей ед. ч. местоимений ж. p. (dieser Frau), суффиксом множ. ч. существи­тельных (Volker), суффиксом существительных м. p. (Arbeiter), суффиксом сравнительной степени прилагательных (grofier) и т. д. Аналогичные примеры можно привести и из русского языка; до­статочно взять хотя бы гласный а, используемый и как оконча­ние им. п. ед. ч. существительных ж. р. (голова) и как оконча­ние род. п. ед. ч. (стола) и им. п. множ. ч. существительных м. р. (дома) и как суффикс глаголов несовершенного вида (ср. напоминать и напомнить) и т. д.

Таким образом, во флективных языках, как немецкий и рус­ский, значение суффикса или флексии большей частью можно опре­делить только по всему слову в целом или в контексте. Очень часто, кроме того, эти морфемы (особенно флексии) синтетичны, т. е. скрывают в себе два или несколько морфологических приз­наков; а в слове голова, например, является признаком и ж. р., и им. п., и ед. ч.; п в слове Lehrern указывает и на дат. п. и на множ. ч.

§ 96. Средства выражений морфологических категорий не ог­раничиваются аффиксацией и флексией, которая может быть наз­вана «внешней» флексией. В морфологических целях широко исполь­зуется также и так наз. внутренняя флексия (innere Flexion), основанная на чередовании фонем (ср. § 54). В немецком языке внутренняя флексия играет огромную роль как в словоизменении, так и в словообразовании. Примерами внутренней флексии могут служить: Gast — Gaste, Vater — Vater, gebe— gibst, tragen — trug, binden — band, liegen — legen и др.

§ 97. Несмотря на то, что немецкий язык является в своей ос ноне языком флективным, не все формы слов образуются в нем

1 Формулированное выше понятие основы можно назвать «грамматиче-:кой основой». От него иногда отличают основу лексическую, под которой понимают сочетание корня только со словообразующими аффиксами. В слове Lehrer грамматическая и лексическая основы совпадают. В слове же bestell-fest лексической основой будет bestell-, а грамматической bestellte.

72

гательный и как синтаксически самостоятельный; например глагол wollen. Предложение wir wollen essen (с ударением на wollen) будет свободным синтаксическим сочетанием со значением «мы хотим есть», a wir wollen essen (с безударным wollen) будет одной из форм будущего времени от глагола essen (см. § 224). Такие формы представляют собой грамматические омонимы, хотя фоне­тически совпадают неполностью.

§ 98. Разнообразие грамматических средств, которыми распола­гает язык и которое обусловлено всем ходом его исторического развития, приводит к тому, что в языке возникают синонимич­ные грамматические формы. В некоторых случаях это синонимы, не имеющие ни смысловых, ни стилистических оттенков. Таковы, например, различные формы образования претерита гла­гола, ср. sang и sagte, или различные формы родительного падежа имен существительных, ср. des Genossen, des Mannes, der Frau. В других же случаях различие форм связано с тонкими смысло­выми или стилистическими различиями, позволяющими по-разному использовать их в речи. Ср., например, претерит и перфект для передачи прошедшего времени (ср. § 210 и сл.), конъюнктив пре­терита и кондиционалис (ср. § 244) или будущее время со вспо­могательным глаголом werden и wollen (ср. § 224).