Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Античность.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
44.71 Кб
Скачать

Элейская школа

Представители элейской школы Ксенофан (570–478 гг. до н.э.), Парменид (540– 470 гг. до н.э.), Зенон (его «акмэ» приходится на 460 г. до н.э.) впервые (как и пифагорейцы) применили ги-потетико-дедуктивный метод к собственно философским проблемам, логику и доказательство к философским задачам.

Ксенофан, основоположник школы, собственно не был философом, его правильнее назвать «учителем жизни».

Парменид, ученик Ксенофана, на вопрос: «Что есть бытие (существование)?» ответил: «Бытие тождественно самому себе и обладает следующими признаками: 1) едино; 2) неизменно; 3) вечно; 4) неподвижно. Эти положения доказываются. Парменид исходил из определения бытия: «Бытие ведь то что есть, а небытия вовсе нет».

1. Бытие едино и однородно, оно не имеет частей. Ибо что может разделить части бытия – только небытие, а небытия вовсе нет.

2. Бытие не изменяется, так как всякое изменение есть переход этого состояния в небытие (исчезновение прежнего состояния), а небытия вовсе нет.

3. Бытие не возникает, ибо из чего оно может возникнуть – только из небытия. И по этой же причине оно не погибает. Следовательно, бытие вечно.

4. Бытие неподвижно, оно не меняет своего места, поскольку передвигаться могло бы только туда, где его нет, т. е. в небытие, которого опять же вовсе нет.

Только бытие познаваемо («мыслить и быть – одно и то же»).

Парменидовское бытие противоположно чувственному миру – миру изменчивых, преходя-щих, подвижных вещей, раздробленных на множества. Следовательно, то что мы наблюдаем, не есть истинное бытие, а только кажущееся.

Зенон развил учение Парменида. Если Парменид доказывал существование единого, то Зе-нон – несуществование многого. Зенон впервые вскрыл проблему бесконечности.

Так апория «Дихтомия» (деление пополам) доказывает невозможность множественности и делимости пространства. Если поделить отрезок пополам, каждый еще пополам и так до беско-нечности, то оказывается, что исходный отрезок состоит из бесконечного множества частей. Те-перь, если мыслить каждую из них как не имеющую величины, то сумма нолей также даст ноль, а если каждая часть имеет сколь угодно малую величину, то их бесконечное количество даст нам бесконечный исходный отрезок. И в том и в другом случае получается бессмыслица, следователь-но, деление на части невозможно. Исходя из бесконечной делимости, Зенон приходит к парадоксу. Он тем самым поставил вопрос: как следует мыслить континуум (протяженность, причем любая, не только пространственная) – дискретным или непрерывным? Этот вопрос ставится и по отноше-нию к числу, и по отношению к пространственной величине, и по отношению ко времени. В зави-симости от решения этой проблемы формируются разные методы изучения природы и человека, т. е. разные научные программы.

В апориях движения «Ахиллес и черепаха» и «Стрела» Зенон доказывает невозможность движения как с точки зрения бесконечной делимости, так и с точки зрения дискретной делимости.

В первой апории доказывается, что быстроногий Ахиллес не сможет догнать черепаху. Пред-положим, что Ахиллес находится на расстоянии а позади черепахи, но движется в в раз быстрее. Если они одновременно начинают движение из точек А и В соответственно, то, когда Ахиллес достигнет точки В, черепаха приползет в точку С, находящуюся на расстоянии а/в от точки В. Ко-гда Ахиллес достигнет точки С черепаха будет уже в точке D на расстоянии а/в2 от С и т.д. до бесконечности. Сколько бы ни догонял Ахиллес черепаху, она всегда отползет от предыдущего пункта, если предположить, что пространство и время делимы до бесконечности. Полученный па-радокс сводится к утверждению бесконечности суммы бесконечного ряда: а + а/в + а/в2 +...+ а/вn.

Если предположить, что пространство, время и процесс деления состоят из некоторых неде-лимых далее элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело (стрела в соответствующей апории) не может двигаться (ибо в таком случае неделимое разделилось бы), а поскольку сумма покоев не может дать движения, то движение невозможно. Таким образом, и исходя из дискретно-сти, мы получаем невозможность движения.

Апории Зенона – это первый кризис науки (пифагорейской математики) и в зависимости от того, как впоследствии стали отвечать на выявленные логико-математические затруднения, сформировались научные направления в зрелой «классической» греческой философии и науке. Это три научные программы:

1) атомистическая теория Левкиппа-Демокрита;

2) математическая программа пифагорейцев и Платона;

3) континуалистская программа Аристотеля.

Атомистическая программа Демокрита

Основные положения атомистики Демокрита.

1. Из ничего ничего не бывает: ничто из того что есть не может быть уничтожено. Всякое изменение есть только соединение и разделение частей.

2. Ничто не происходит случайно, но все происходит по некоторой причине и необходимо-сти.

3. Ничего не существует, кроме атомов и пустого пространства, все же прочее есть мнение.

4. Атомы невидимы глазом, бесконечны в числе и бесконечно различны по форме.

5. Различие всех предметов зависит от различия их атомов в числе, величине, форме и по-рядке. Качественного различия атомов не существует. Атомы не имеют «внутреннего состояния»; они действуют друг на друга посредством давления и удара.

6. Душа состоит из мелких, гладких и круглых атомов, подобных атомам огня. Эти атомы суть самые подвижные, от их движения, проникающего через все тело, происходят все явления жизни.

Все тела по Демокриту состоят из какого угодно большого, но конечного числа атомов, по-этому снимаются противоречия, приведенные в апории Зенона «Дихотомия», между конечным и бесконечным. Это положение у Демокрита категорично и основано на стремлении объяснить мир эмпирическим, а не отвлеченно-рассудочным путем, как это делали элеаты.

Атом – центральное понятие теории Демокрита. Атом, дословно, – неразрезаемое, нерассе-каемое. Он обозначает такое физическое тело, которое в силу его твердости, а по некоторым сооб-ражениям также ввиду его малости не может быть разрезано на более мелкие части. Твердость атома обусловлена отсутствием в нем пустоты. Отсутствие пустоты приводит к тому, что атом не-изменяем по своей природе: его нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни разрыхлить, он не может стать ни больше, ни меньше себя, не может ни гибнуть, ни возникать, он вечен и неизменен, стало быть, имеет почти все атрибуты, которыми Парменид наделил бытие. Он непроницаем, т.е. в од-ном месте не могут существовать одновременно два атома. Но благодаря наличию небытия-пустоты, атом приобретает атрибут, который отрицал за бытием Парменид, – движение.

Пространство же у Демокрита не делится на неделимые минимумы. Пустое пространство, пустота – это арена действия атомов, ящик, в котором они заключены и который может существо-вать независимо от атомов. Время, судя по всему (атомы вечны), по отношению к атомам является также внешним и чуждым понятием. Эти взгляды на пространство и время впоследствии разо-вьются в идеи Ньютона об абсолютных пространстве и времени.

Видимые физические тела образуются сцеплением атомов, скреплением их. При этом, хотя атомы состоят из единого, однообразного первовещества (одинаковой плотности), но они разли-чаются сами по себе формой и величиной, а их соединения – положением и порядком атомов, из которых они состоят. Атомы имеют бесконечное множество форм, при этом существуют как пра-вильные (геометрические) формы – шарообразные, кубические, пирамидальные, так и неправиль-ные. «Одни из них кривые, другие якореобразные, одни вогнутые, другие выпуклые, третьи имеют другие бесчисленные различия». Наконец, как сообщает Цицерон, атомы могут быть одни «шеро-ховатые, другие округленные, частью же угловатые или с крючками, некоторые же искривленные и как бы изогнутые». Совершенно очевидно, что формы атомов объясняют механику их сцепле-ния.

В природе существует четыре вида веществ, а именно: землеобразные, водообразные, возду-хообразные и огонь. Различие между частицами 4 видов состоит в их размерах (наибольшие у земли, наименьшие у огня) и форме (огонь состоит из шарообразных атомов, а земля не из таких, а, например, из кубических).

Атомы находятся в непрерывном движении. Причина движения – падение в пустоте под влиянием тяжести. Никаких сил взаимодействия на расстоянии у атомов нет, поэтому взаимодей-ствия в этой модели появляются лишь непосредственно при столкновениях. Природа и причина движения у Демокрита была бедна и неубедительна. Наверное, поэтому Эпикур пришел к заклю-чению, что во время падения отвесно в пустоте атомы должны отклоняться от прямолинейной траектории. Природа этой спонтанности неясна.

Демокрит не признает случайного в природе, все происходит по некоторой причине и необ-ходимости. Здесь впервые ставится вопрос о соотношении случайности и необходимости. Демок-рит – детерминист: все, что бы ни случилось – необходимо должно было случиться. Этот взгляд у Ньютона разовьется в механистический детерминизм, согласно которому все происходящее в ми-ре уже предопределено начальными условиями. Однако природа этой причинности у Демокрита не прояснена. Необходимостью он называет вихри движущихся атомов, из которых происходят тела.