Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
общая психология.docx
Скачиваний:
23
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
138.57 Кб
Скачать

18)Психика как отражательное и регулирующее свойство мозга

Вся материя обладает свойством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существует три основных формы отражения:

- психическая - как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, музыку);

- физическая (отражение звука, света, радиолокационного сигнала);

- физиологическая (поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Психика связана, прежде всего, с работой мозга. А в основе работы мозга лежит рефлекс (отражение). Раздражители, идущие из внешней среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения. Раздражение может улавливаться двумя способами (или, по И. П. Павлову, двумя типами сигнальных систем):

- непосредственно органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (в этом случае работает первая сигнальная система);

- в виде осмысленных и понятых человеком слов (в этом случае работает вторая сигнальная система).

При этом слово играет двоякую роль:

- как сигнальный раздражитель (в виде звука речи или начертаний знаков письменного текста);

- как смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).

Если слово оказалось непонятным человеку, то оно будет воздействовать на его реакцию лишь как раздралситель первой сигнальной системы. Естественно, животные используют только первую сигнальную систему, а человек - и первую и вторую.

Сигналы сообщения от рецепторов воспринимаются мозгом (центральное звено). Процессы возбуждения и торможения порождают здесь такие психические процессы, как ощущения, чувства, мышление и т. д. В результате на выходе центрального звена сигналы сообщений превращаются в командные.

В центральном звене психики формируется также образ желаемого результата

19)Рефлекторная природа психики

Естествоиспытатели и врачи, изучавшие анатомию человека, еще в древности высказывали предположение о связи психических явлений с деятельностью мозга и рассматривали психические болезни как результат нарушения его деятельности. Средневековая схоластика во имя интересов религии предала эти идеи забвению, и только начиная с эпохи Возрождения (XV—XVI вв.) они вновь получают свое развитие и обоснование.

Существенной опорой этих взглядов были наблюдения над больными с теми или иными поражениями головного мозга в результате ушиба, ранения или заболевания. У таких больных часто наблюдаются резкие нарушения психической деятельности — страдает зрение, слух, память, мышление и речь, нарушаются произвольные движения и т. д. Тогда же, когда нормальная деятельность мозга восстанавливается, происходит и восстановление нормальной психической деятельности. Эти наблюдения со всей определенностью показывают, что психическая деятельность непосредственно связана с мозгом, что мозг есть орган мышления, а мысль — есть функция мозга, продукт его деятельности.

Установление связи психической деятельности с деятельностью мозга явилось, однако, лишь первым шагом на пути научного исследования психики. Сами по себе указанные факты, хотя и имеют огромное значение, все же еще не объясняют, какие физиологические механизмы лежат в основе психической деятельности. В виду огромной сложности строения мозга естествознание долго не давало ответа на этот вопрос.

Первые попытки в этом направлении были сделаны в XVII веке французским ученым и философом Декартом. Он считал, что все реакции животных, а также и все «непроизвольные» реакции человека осуществляются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Таково, например, непроизвольное отдергивание руки или ноги от огня при ожоге.

Так как в эпоху Декарта нервные процессы были еще неизвестны, то его представления о физиологическом механизме автоматических движений были весьма фантастичны. Однако основной принцип рефлекторных реакций. Таким образом в схеме Декарта была представлена основная функциональная единица нервной деятельности — рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, осуществляемый центральной нервной системой, и рефлекторная дуга как анатомическая основа рефлекса.

И. П. Павлов высоко ценил эти идеи Декарта и отмечал их материалистический характер.

Однако Декарт эти материалистические принципы распространял на человека не полностью, а только на область «непроизвольных» движений, общих человеку и животным. Характерные же для человека «произвольные» движения относились им к действию «высшего разума», который он понимал как не зависимую от материи духовную субстанцию. В решении вопроса о взаимоотношении «духа и материи» Декарт стоял на позициях дуализма.

Естественнонаучная разработка и обоснование отражательной, рефлекторной природы всех видов психической деятельности является заслугой русской физиологии, и прежде всего ее двух великих представителей — И. М. Сеченова (1829—1905) и Й. П. Павлова (1849—1936).

В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов распространил рефлекторный принцип на всю деятельность головного мозга и тем самым на всю психическую деятельность человека. Он показал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы». Это была первая попытка вступить на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, имеющий важнейшее значение для развития научной психологии. Павлов писал об этом труде Сеченова как о «гениальном взмахе русской научной мысли».

20)Учение И.П.Павлова о “специально человеческих” типах высшей нервной деятельности.

Павлов разделил всё рефлексы на 2 группы: условные и безусловные. Сосредоточил свое внимание на условных рефлексах. Выделил 2 сигнальные системы:

I сигнальная система (система условных рефлексов) - предметный раздражитель.

II сигнальная система: раздражитель - слово (видимое, слышимое, произносимое).

Поскольку человеческая психика работает на уровне I и II сигнальных систем, то выделяют следующие типы высшей нервной деятельности:

I > II - образ художественного типа высшей нервной деятельности; представитель "Х" - художник.

II > I - образ мыслительного типа высшей нервной деятельности; представитель "М" - мыслитель.

I = II - образ среднего типа высшей нервной деятельности; представитель "Ср" - средний.

21)Высшие психические функции и представления об их мозговой локализации

Согласно этой теории мозг – субстрат психических функций - работает как единое целое, состоящее из множества высокодифференцированных частей, каждая из которых выполняет свою специфическую роль. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих структурах. Нарушение этих физиологических процессов приводит к появлению первичных дефектов, распространяющихся на целый ряд взаимосвязанных психических функций.

Системная локализация высших психических функций предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции. Это неизбежно вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются высшие психические функции.

Локализация высших психических функций характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип локализации функций вытекает из основных качеств функциональных систем, опосредующих высшие психические функции, их пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости звеньев. Представления о динамичности, изменчивости мозговой организации психических функций опираются на клинические, физиологические и анатомические данные

Положение о “функциональной многозначности” мозговых структур поддерживал И.П.Павлов, выделявший в коре больших полушарий “ядерные зоны анализаторов” и “рассеянную периферию” и отводивший последней роль структур, имеющих пластические функции. В силу такой структуры анализаторы как бы перекрывают друг друга и представляют собой тесно связанное морфологическое объединение. Такое решение проблемы И.П.Павловым явилось как бы компромиссным между теориями “ о динамической локализации функций – сложном взаимодействии возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма

Существуют многочисленные физиологические доказательства справедливости идеи о динамичности, изменчивости мозговой организации функций. К ним относятся исследования, проведенные П.К.Анохиным и его учениками. Они показали, что не только относительно сложные поведенческие акты (пищедобывательные, оборонительные), но и сравнительно простые физиологические функции (например, дыхание) обеспечиваются сложными функциональными системами, где возможно замещение одних звеньев другими.

Принцип динамической локализации высших психических функций человека опирается на

Этот принцип специфичен для мозговой организации всех сознательных форм психической деятельности человека.

Согласно теории системной динамической локализации высших психических функций человека каждая высшая психическая функция обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов (систем, зон), каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы, которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций – определенный нейропсихологический синдром.

Таким образом, основные положения теории системной динамической локализации высших психических функций человека можно сформулировать следующим образом:

1. Каждая психическая функция, представляющая собой сложную функциональную систему, осуществляется мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции.

2. Различные звенья психологической системы размещены в различных корковых и подкорковых структурах и многие из них могут замещать друг друга.

3. При повреждении определённого участка мозга (прежде всего вторичных и третичных областей коры больших полушарий) возникает “первичный” дефект – нарушение определённого физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре (фактору).

4. В то же время в виде системного следствия возникают “вторичные” дефекты как результат поражения общего звена, входящего в различные функциональные системы.

5. Каждое звено психологической функциональной системы обеспечивается определённым фактором.

22)Структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций.

БЛОКИ МОЗГА (англ. brain blocks) — структурно-функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека, разработанная внейропсихологии А. Р. Лурия для объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая высшая психическая функция, интерпретируемая как сложная сознательная форма психической деятельности, реализуется при участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации психической функции.

1-й Б. м.

— блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает

неспецифические структуры

разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. Он обеспечивает уровень общей и избирательной

активации, необходимый для осуществления психической функции. С дефектами этого Б. м. связаны, напр., модально-неспецифические расстройства памяти.

2-й Б. м.

— блок приема, переработки и хранения информации; включает основные анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий. Работа данного блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки информации, необходимые для осуществления высших психических функций. См. Модально-специфические расстройства памяти.

3-й Б. м.

— блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической функции; включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры больших полушарий. Характеризуется большим числом двусторонних связей со многими корковыми и подкорковыми структурами. Обеспечивает формирование и осознание мотивов деятельности, ее замыслов и целей, а также регуляцию и контроль за результатами деятельности (см., напр., Расстройства памяти как мнестической деятельности). См. также Локализация высших психических функций. (Е. Д. Хомская.)

23)Функциональная асимметрия полушарий мозга.

На протяжении второй половины XIX и начала XX века в неврологических клиниках велось интенсивное изучение тех дефектов сложной деятельности мозга, которые возникают при очаговых поражениях одного из его полушарий. При этом, как это нередко бывает, к массе достоверных фактов примешивались и данные, подобранные в угоду предвзятым взглядам и теориям. В результате с деятельностью левого полушария неврологи связали не только речь, но и все высшие функции нервной системы — интеллект, сложные формы восприятия и деятельности. В результате левое полушарие получило название «большого», или «доминантного». Правое же полушарие считалось второстепенным, подчиненным левому, обслуживающим его. Оно получило название «малого», или «субдоминантного», полушария. В учебниках невропатологии это полушарие называли «немым», ибо неизвестно было, по каким симптомам диагностировать его поражение.

24)Функциональная проба

Функциональная проба — специальный вид испытания реакции организма человека в целом или отдельных его систем и органов на определенную функциональную нагрузку. В зависимости от конкретных задач исследования в качестве нагрузок при функциональных пробах используют дозированные физические нагрузки на велоэргометре, различные варианты восхождения на ступеньки, изменение положения тела в пространстве, задержку дыхания, специальные задачи и задания для оценки умственной работоспособности, функции памяти, внимания, восприятия, скорости переработки информации и многое др.

25)Проблема антропогенеза в эволюционной психологии.

Антропогенез (от антропо… и греч. génesis – происхождение), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

Изучением антропогенеза занимается много наук в частности палеопсихология-1 из направлений эволюционно псих-ии. Эволюционная пси-я- молодое и активно развивающее направление в современной псих-ии, которое занимается изучением вида специфических пси-х особенностей чел-ка(хомосапианс), изучает псих-е механизмы, обеспечивает такие универсальные психологические черты как детский страх темноты, призраков, проявление гнева, производство орудий труда и тд.

Проблемы антропогенеза стали изучаться в 18 в. До этого времени полагалось, что чел-к всегда был и явл. Таким , каким создал его Бог. Однако постепенно в науке и культуре утверждалась идея эволюции, идея развития применительней к чел-ку и обществу. Начало научного происхождения чел-ка дал К. Линей. В своей «Си-ме природы» он отнес чел-ка к животному миру, помещая его рядом с человекообразной обезьяной. Большую роль сыграли исследования французского археолога Б. Петр. Он искал орудия и доказывал, что их использовал первобытный чел-к. эти открытия опровергали библейскую хронология проис-я и встретили бурное сопротивление. Революционную роль в учении антропогенеза сыграли идеи Ч Дарвина.

Термин антропогенез означает часть биологической эволюции, которая привела к появлению чел-ка разумного, отделившегося от прошлых гоминид.

Гоминиды(большие человекообразные обезьяны)семейство наиболее прогрессивных приматов, включающих в том числе и людей. в эволюционном контексте термин чел-к относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымершего рода гома.

Со времен Линея ученые считали, что человекообразные обезьяны- ближайшие родственники ни чел-ка. поскольку анатомически они близки, однако 1-е находки, в которых заподозрили промежуточное звено между обез-ой и чел-ом были сделаны Э Дюбау на острове Ява. Это был петикантроп. Кроме того, исследование антропогенеза распространялось на др гоминид, например австралопитек. Это группа ископаемых высших приматов, останки которых были найдены в Южной Африке. Они жили приблизительно 2,5 млн лет т н и были двуногими. Он по строению мало отличался от современных обезьян. Они был всеядны, для нападения и защиты использовали палки и камни. Некоторые ученые включают их в семейство гоминид, а некоторые- в особое семейство. Большинство исследователей не считает австралопитеков предками чел-ка и видят в них боковую линию эволюции высших приматов.