Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karassyova_RELIGIOVEDENIE_Konspekt.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

3. Особенности религиозного опыта как исходного события религии

Трансцендентные начала и силы, непредсказуемо и властно воздействующие на человека, воспринимаются им как предельные или абсолютные, т.е. ничем, кроме самих себя, не обусловленные, следовательно, самодостаточные и самодействующие.

Воздействие абсолютной реальности по-разному воспринимается различными людьми и фиксируется в восприятии прежде всего тех из них, кто к такому восприятию предрасположен. Именно у таких людей трансцендентное, или абсолютное воздействие формирует особый тип опыта – религиозный опыт, который называют также опытом священного15 или опытом нуминозного16.

Религиозный опыт определяют как состояние человека, в котором он осознает себя пребывающим в живом и непосредственном единстве с абсолютной реальностью, или точнее – с абсолютным существом или могуществом17 (см. далее п. 11.4).

Опыт священного определяют как состояние человека, в котором он испытывает непосредственное воздействие абсолютного как безусловного блага и предельной ценности; как состояние благоговения перед абсолютным (см. далее п. 11.4).

Опыт нуминозного определяют как состояние человека, в котором он испытывает непосредственное воздействие абсолютного как радикально иного, которое действует с сокрушительной, одновременно пугающей и восхищающей силой, полностью преображащей человека (см. далее п. 11.4).

Это состояние полностью захватывает, «поглощает без остатка» того, кто его испытывает: оно несет в себе содержание, кардинально превышающее масштаб «естественного», био-психо-социального, человека. Религиозный опыт относится к трансцендирующим типам опыта, наряду с творческим (интеллектуальным и художественным) опытом и состоянием любови, и имеет следующие особенности.

С точки зрения физиологии, во внешнем (телесном) состоянии религиозный опыт может протекать как транс18, или режим восприятия, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации; транс сопровождается определенными изменениями мозговой активности и некоторых других физиологических параметров.

В психологическом отношении, во внутреннем (психическом) восприятии человека религиозный опыт переживается как экстаз19, когда, объективно оставаясь в своих естественных (био-психо-социальных) границах, человек субъективно испытывает выход за их пределы.

В содержательном плане, с гносеологической точки зрения, религиозный опыт является мистическим20: в нем происходит непосредственное восприятие трансцендентной, в пределе – абсолютной, реальности, т.е. того, что является тайной, что невместимо в структуру наличного мира, скрыто в нем от ограниченного рационально-эмпирического восприятия и потому неведомо, непостижимо.

Религиозный опыт является событием онтологически переворотного характера, сокрушающим и преображающим человека. В состоянии религиозного опыта человек полностью теряет свою био-психо-социальную идентичность, но взамен обретает абсолютную перспективу своей судьбы и мотивацию к ее осуществлению. В итоге религиозного опыта человек, оставаясь эмпирически прежним – в границах собственного тела и собственной индивидуальности (уникальных особенностей своей психики), становится в то же время существом другой реальности, в постоянном усилии вол­и реализующим себя в горизонте абсолютного.

Религиозный опыт имеет неизбежные следствия.

1. В своих субъектах он формирует стремление:

с одной стороны, к внутренней целостности21 (эталон которой они получают в момент общения с трансцендентным),

с другой стороны, к единству со всей реальностью, вплоть до ее абсолютных оснований; в зависимости от культурно-исторических обстоятельств абсолютные основания представляются:

в первобытном существовании – ближайшей средой выживания, или природным и социальным пространством жизни общины, пронизанным вездесущей живой силой (см. далее о первобытных религиях);

в архаичном укладе – «живыми началами» природного и социального космоса, т.е. принципами и силами, организующими универсум и обеспечивающими человеку благоденствие в этом мире и (иногда) за его пределами (см. далее об архаических религиях);

в исторических обществах – безначальным истоком мира, или личным абсолютом, гарантирующим спасение (окончательное обретение благоденствия как неподверженности ущербу) и, следовательно, бессмертие (см. далее об исторических религиях).

Именно это стремление к внутренней цельности и к единству со всей реальностью задает направленность религиозных систем за рамки наличного (дискретного, неустойчивого, конечного) мира – к его самодостаточному (единому, вечному, бесконечному) основанию, которое одно только и может быть гарантом безущербного существования.

2. В объективном, внешнем проявлении религиозный опыт оформляется в традицию, которая функционирует как единство

  • религиозных представлений22 (символически зафиксированного содержания религиозного опыта),

  • религиозной деятельности (символической техники воспроизведения этого опыта),

  • религиозных институтов (форм организации жизни религиозного сообщества).

Эти три компонента образуют универсальную структуру религиозных систем – всеобъемлющих символических моделей реальности.

Поскольку религия, как было указано, возникает из потребности человека непосредственно взаимодействовать с абсолютными жизнеопределяющими факторами (началами) и оформляется как система (символических) приемов и ролей такого взаимодействия, то в рабочем порядке религию здесь можно определить как систему осуществления связанности человека с абсолютным.