Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Планы практических занятий.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
93.68 Кб
Скачать

Сопоставительный анализ ненецкой сказки «Лыбыра» и эвенкийской сказки «Как Чарчикан поймал харги»

В сказках народов севера раскрывается архаический характер самодийских и тунгусо-маньчжурских фольклорных памятников. Настоящая работа посвящена исследованию древнейшего типа героя на примере двух сказок «Лыбыра» и «Как Чарчикан поймал Харги». Первая сказка «Лыбыра», ненецкая. Мифология ненцев относится к самодийской группе северных народов. Черты ненецкой мифологии сформировались в период самодийского этнического единства и обусловлены многовековыми контактами с мифологиями других народов, в том числе и русского. Может быть, поэтому в сказке «Лыбыра», как во многих русских сказках, есть присказка. Тогда как эвенкийская сказка «Как Чарчикан поймал Харги» сразу начинается со слова «однажды».

В сказках главный герой попадает в смертельно опасную ситуацию и спасается благодаря своей хитрости. Сказки, как правило, начинаются с указания пространства и времени, в котором будет разворачиваться действие. В мифологии народов Крайнего Севера существует три пространственных измерения – небеса, «средний мир», преисподняя. «Средний мир» – это место обитания человеческого племени и об этом подробно пишет в своей статье Е.М.Мелетинский. Подобную ситуацию мы можем наблюдать в ненецкой сказке «Лыбыра», герой которой ходит по Средней земле. Временная формула стандартная, она используется в сказках всех народов – «в давние времена» (русская аналогия «давным-давно»). Для самодийской мифологии характерен сюжет о долгих странствиях первопредков, их борьбе с ведущими необычный образ жизни противниками. В сказке «Лыбыра» говорится: «Хитрым и веселым человеком этот, Лыбыра был. По Средней земле от стойбища к стойбищу ходил, злых и жадных людей обманывал». То есть он тоже путешествует, странствует от стойбища к стойбищу и ведет борьбу со злыми и жадными людьми. Значит, по представлениям ненцев, злые и жадные люди – это противники, которые ведут неправильный, необычный образ жизни. Такой образ героя может быть обусловлен его любопытством, а для самодийской мифологии характерен мотив это является основным мотивом, который способствует освоению мира. Особенность заключается в том, что борьба Лыбыры со злыми и жадными людьми – это его повседневное занятие.

Однажды Лыбыра переплывал через реку, и его лодка наткнулась на камень. Лыбыра попытался веслом оттолкнуться от камня, но оно прилипло, затем и сам герой прилип к камню. Обратим внимание на то, что камень Лыбыре просто попался на пути. Камень превратился в Ангаа Монгуса. В сказке Ангаа Монгус – это воплощение зла. Но не какое-то отвлеченное понятие, а конкретное существо (в сказке не дается его внешней характеристики), которое живет в «Средней Земле» и питается людьми. Он положил Лыбыру в карман и понес домой. Затем в сказке Лыбыра совершает две хитрости: разрезая карман, сбегает от Ангаа Монгуса и обманывает его семью, жену и детей, уговорив их пойти на поиски дров. Однако нарубив дрова, дает вязанки жене и детям, отправляет их домой, а сам сбегает. В сказке упоминается, что Ангаа Монгус боится топора. Топор – это оружие защиты, атрибут духов-охранителей. Он может выступать атрибутом верховной власти. Топор ассоциируется с ударом молнии. Поэтому можно говорить о том, что Ангаа Монгус боится божественной силы, человек же ему не страшен. Случай, произошедший с главным героем, на окружающих людей не повлиял. В начале сказки веселый и беззаботный Лыбыра ходит от стойбища к стойбищу, в конце сказки он продолжает заниматься тем же самым.

Таким образом, можно сказать, что в сказке говорится о том, что хитростью, смекалкой можно победить любого врага. Но победить, не в смысле убить, а лишь на время избежать опасности (ведь нельзя исключать, что Лыбыра опять не попадется к Ангаа Монгусу). Отражение этого тезиса можно найти в самодийской мифологии. Культурные герои в некоторых случаях предстают маленькими и слабыми человечками, побеждающими своих врагов с помощью плутовства, коварства, шантажа.

Эвенкийская сказка «Как Чарчикан поймал Харги» тоже начинается с характеристики пространства. Чарчикан идет по лесу и видит на поляне большой гриб. Лес, поляна – это тоже Средняя земля. Но что интересно, о времени ничего не сказано, а лишь в последнем предложении сказки написано «с того времени Харги больше не стали беспокоить людей». Это указывает на то, что события развивались давно. Чарчикан, также как Лыбыра, прилипает, но не к камню, а к грибу и становится потенциальной едой Харги. В сказке Харги – это конкретное существо, которое питается людьми, опять же описания внешности не дано. Чарчикана уговаривает детей Харги освободить его, идет с ним в лес за дровами, привязывает детей к дереву, а сам возвращается в дом. То есть он не убегает при первой возможности, как это делает Лыбыра, а проявляет настоящую мудрость: заманивает Харги в его же собственный капкан и оставляет на погибель. «С того времени Харги не стали беспокоить людей». Таким образом, Чарчикан не просто победил своего врага, но и врага всех людей.

Важное значение в понимании произведений имеют следующие детали. Во-первых, совпадают описания нахождения героев в семье злодея. Во-вторых, семьи злодеев слепо верят героям и освобождают их. И попадаются они на одном и том же, когда Чарчикан и Лыбыра говорят что нужно уже собирать дрова, чтобы сварить их. Освобождение происходит после того, как герои и злодеи идут собирать дрова. Может быть, такая доверчивость объясняется тем, что у народов севера принято на свой погребальный костер самим заготавливать дрова. Если придерживаться этого предположения, то можно говорить о том, что даже семьи злодеев чтут и уважают традиции. И тогда знание традиций помогает человеку в трудную минуту. В-третьих, у Ангаа Монгуса есть жена, которая ругает его, когда он приходит без еды. В этой семье четко прослеживаются обязанности супругов. Жена присматривает за детьми, готовит, муж добывает еду. В семье злодея Харги упоминаются дети, но о жене ничего не сказано. Дети выполняют функции женщины: готовят, присматривают за домом. Возможно, это связано с разными взглядами двух народов на семью. У ненцев это муж, жена, дети, причем у каждого члена семьи свои обязанности. У эвенков семья – это, прежде всего, дети как символ будущего. На наш взгляд, важным является эпизод, в котором Чарчикан побеждает Харги. Чарчикан поймал оленя, вырезал его сердце и сварил. Харги попробовал сердце оленя и принял его за сердце Чарчикана. Олень является тотемным животным у народов севера, он символизирует жизнь, а рога оленя – древо жизни. Именно поэтому в сказке оленя приравнивают к человеку.

Таким образом, мы видим, что сказки отражают осознание человеком самого себя и своего места в мире. Ненцы верят в то, что человеку избежать смертельной опасности помогают высшие силы. Эвенки верят в человека, в его силу. Они утверждают, что один человек благодаря своей мудрости, благородству (ведь Чарчикан не убил детей Харги) может помочь не только себе, но и всем людям.

В мифах прослеживается тенденция в разграничении серьезных деяний культурного героя от озорных трюков. На наш взгляд, и в сказках заметно разделение культурного героя от трикстера. Лыбыра и Чарчикан – комические дублеры культурного героя.

Литература