Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры на ВОВ 2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
515.58 Кб
Скачать

14)Становление и развитие партизанского движения.Организационная структура партизанских сил

В ходе войны партизанское движение прошло три стадии развития, которые в основном хронологически совпадают с тремя периодами Великой Отечественной войны. Эта взаимосвязь и обусловленность была вызвана тем, что деятельность партизанских формирований с самого начала была подчинена интересам Красной Армии как главному фактору в разгроме агрессора, а потому изменения на советско-германском фронте самым непосредственным образом влияли на организацию, размах и направленность партизанских ударов.

В первый период войны (июнь 1941 г. — 18 ноября 1942 г.) партизанское движение испытало на себе все трудности и невзгоды, связанные с неподготовленностью советского народа к такому способу сопротивления врагу. Отсутствовала заблаговременно разработанная теория партизанской борьбы, не было продуманных организационных форм, а значит, и соответствующих кадров. Отсутствовали также потайные базы с оружием и продовольствием. Все это обрекло первые партизанские формирования на длительные и мучительные поиски всего того, что было необходимо для осуществления эффективных боевых действий. Борьбу с опытным и хорошо вооруженным противником пришлось начинать практически с нуля.

Необходимо отметить, что до середины 1930-х гг. в стране проводилась серьезная подготовка к использованию партизанских формирований в будущей войне. Высшее военное и политическое руководство не исключало возможность вторжения противника на советскую землю, и поэтому во многих приграничных районах готовились базы для развития партизанского движения, изучался и обобщался опыт партизанских действий в войнах прошлого, обучались люди, способные группами и в одиночку действовать в тылу врага, закладывались тайники с продовольствием, оружием, боеприпасами, разрабатывалась специальная минно-взрывная техника. Более того, на маневрах и войсковых учениях отрабатывались вопросы взаимодействия регулярных войск с партизанами. Ведению партизанской войны уделяли внимание такие военачальники, как Я. Берзин, В. Блюхер, В. Примаков, И. Уборевич, Б. Шапошников, И. Якир и др. Однако с началом репрессий эта работа была свернута: спецшколы закрыты, средства борьбы из партизанских тайников изъяты, а большая часть подготовленных кадров оказалась в застенках НКВД. К сожалению, тогда в СССР возобладала установка, что в случае войны агрессор будет разгромлен на его собственной территории и победу удастся одержать «малой кровью», а теория использования партизанских сил была признана несостоятельной.

В исключительно сложных условиях первых дней войны СНК СССР, ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)Б, местные партийные органы провели огромную организаторскую работу с целью мобилизации всех сил и средств на защиту страны от фашистского нашествия. В партийно-правительственных документах, выступлении И. Сталина по радио, публикациях в печати ставились главные задачи борьбы, определялись пути их решения. ЦК КП(б)Б обязывал обкомы, горкомы и райкомы создавать партизанские отряды для ведения ожесточенной борьбы с врагом.

29 июня, т.е. на седьмой день с начала агрессии, когда враг продвинулся в глубь страны, была принята ныне широко известная, а тогда секретная «Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей». В ней наряду с другими вопросами, правда, в самом общем виде, содержались указания о развертывании подполья и партизанского движения, определялись цели и задачи борьбы в тылу войск противника и ее организационные формы.

Эта директива сыграла большую роль в мобилизации власти на войну с противником. И. Сталин лично участвовал в написании текста, редактируя каждое предложение. Он вставил в документ фразу о «немедленном предании суду Военного трибунала всех тех, кто своим паникерством и трусостью мешает делу обороны, невзирая на лица». Фактически советское руководство объявило о тактике жесткой требовательности.

В соответствии с московской директивой ЦК Компартии Беларуси принимает директиву № 2 от 1 июля 1941 г. «О развертывании партизанской войны в тылу врага», в которой обкомам, горкомам и райкомам предписывалось создавать партизанские отряды для ведения ожесточенной борьбы с врагом. При этом указывалось, что партизанская борьба должна носить боевой, наступательный характер: «Не ждать врага, искать его и уничтожать, не давая покоя ни днем ни ночью».

Будет не совсем верно определять сопротивление оккупантам только как «коммунистическое повстанческое движение». В нем участвовали люди разных политических взглядов и убеждений. Одни, а их было большинство, сражались за советскую власть, другие — с нацизмом, который уже в полной мере продемонстрировал свой звериный оскал в покоренных странах Европы. Но всех вместе и каждого в отдельности вдохновляло на борьбу чувство патриотизма, стремление защитить большую и малую Родину, своих родных и близких, над жизнью которых нависла смертельная угроза. Война как бы распрямила людей, пробудила в них силу к борьбе с захватчиками. Такая психологическая перестройка в сознании людей произошла прежде всего под влиянием изначально трагических событий на фронте и потребовались для нее не месяцы, а буквально считанные дни. Опасность, нависшая над Родиной, всколыхнула самые широкие слои населения, побудила многих подняться выше классовых обид, определила меру ответственности каждого за судьбу Отечества, что позволило компартии направить волю миллионов к единой цели — разгрому агрессора.

Чем дальше противник продвигался в глубь советской территории, тем обстановка для него становилась менее благоприятной, так как население сумело уже несколько оправиться от шока, вызванного внезапным нападением Германии на СССР. Широко известна деятельность первых партизанских отрядов, которыми командовали В. Корж (участник партизанской войны в Испании), Г. Бумажков, Ф. Павловский, М. Шмырев и др.

Уже в конце 1941 г. в тылу врага сражалось свыше 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью 90 тыс. человек, в том числе в Беларуси — около 230 отрядов и групп в составе свыше 12 тыс. человек.

3 июля из прозвучавшей по радио речи Сталина советским гражданам стало известно о призывах партии и правительства к развертыванию партизанского движения. Среди первых партизан было много военнослужащих, не сумевших пробиться из окружения к линии фронта или бежавших из плена. В принятии ими решения включиться в ряды партизан большую роль сыграла листовка-обращение Главного политического управления РККА от 15 июля 1941 г. «К военнослужащим, сражающимся в тылу противника». В ней деятельность советских воинов за линией фронта рассматривалась как продолжение выполнения ими боевой задачи. Командирам и рядовым предлагалось переходить к методам партизанской борьбы и всеми доступными средствами уничтожать врага.

18 июля вышло специальное секретное постановление ЦК ВКП(б) «Об организации борьбы в тылу германских войск». Оно было адресовано тем, кто должен был возглавить сопротивление народа во вражеском тылу.

На основе данных военной статистики и материалов Центрального штаба партизанского движения удалось установить, что в партизанском движении в годы войны участвовало около 500 тыс. военнослужащих. В Беларуси на протяжении всей войны военнослужащих в партизанских отрядах было более 11 %. В Витебской и Могилевской областях их было до 30 %. Они внесли в ряды партизан дисциплину, порядок, организованность, обучили обращаться с оружием и военной техникой. Отдельные отряды полностью состояли из военнослужащих. Но чаще это были смешанные формирования, объединявшие представителей партийно-советского актива, военнослужащих и местных жителей. Такой состав удачно синтезировал опыт партийного руководства, знание военного дела и местных условий.

Партизанские отряды вели боевые действия с первых же дней германского нашествия. Пинский партизанский отряд (командир В. Корж) 28 июня 1941 г. провел первый бой, напав на колонну противника. Партизаны устраивали засады на дорогах, препятствовали продвижению вражеских войск. Партизанский отряд «Красный Октябрь» под командованием Т. Бумажкова и Ф. Павловского в середине июля разгромил штаб вражеской дивизии, уничтожил 55 автомашин и броневиков, 18 мотоциклов, захватил большое количество оружия. Командирам этого отряда 6 августа 1941 г. первым из партизан было присвоено звание Героя Советского Союза. В августе и первой половине сентября белорусские партизаны провели массовое разрушение телеграфно-телефонной связи на линиях, связывающих группы армий «Центр» и «Юг». Они непрерывно нападали из засад на восстановительные команды, батальоны связи и истребляли их. С первых дней вторжения врага начались диверсии партизан и подпольщиков на железнодорожных коммуникациях. Особенно деятельность партизан активизировалась в период Московской битвы.

Партийно-государственное руководство при развертывании партизанских отрядов и подпольных организаций широко опиралось на органы НКВД — НКГБ. Они содействовали вооружению и материально-техническому обеспечению партизанских отрядов, обучали партизан разведывательной и контрразведывательной деятельности, конспирации и связи, предохраняли от проникновения в их среду шпионов. Этими органами также осуществлялась подготовка партизанских групп и отрядов и переброска их за линию фронта. Часто на положение партизанских отрядов переходили истребительные батальоны, находящиеся в ведении НКВД.

Конечно, лишь часть подготовленных в советском тылу партизанских отрядов смогла приступить к выполнению боевых задач. Многие из них не сумели перейти линию фронта, некоторых военному командованию из-за нехватки резервов пришлось направить в боевые порядки войск, отдельные отряды шли на пополнение Красной Армии. Случалось, что, столкнувшись с большими трудностями партизанской жизни, отряды самораспускались.

Организация и становление партизанского движения проходили трудно, порой методом проб и ошибок. Проблемы, которые возникали в отношениях между представителями партийных органов и органов госбезопасности, негативно влияли на ведение партизанской борьбы в целом, тормозили принятие важных решений.

Основной организационной и боевой единицей партизан с самого начала борьбы стал самостоятельно действовавший отряд. Численность его обычно не превышала 80-100 человек, подразделялся отряд на взводы (группы) и отделения. Во главе отряда стояли командир, комиссар, а иногда и начальник штаба. На вооружении находилось в основном легкое стрелковое оружие, которое удавалось собрать на местах сражений или добыть у противника. Базировались отряды обычно в границах собственного района на хорошо знакомой местности.

Самым распространенным соединением партизанских отрядов стала бригада, которая насчитывала от нескольких сотен до нескольких тысяч человек и включала от трех до пяти, а иногда и более отрядов. Так, на оккупированной территории Беларуси в годы войны сражалось 213 бригад, в составе которых было 997 отрядов (около 80 % всех действующих партизанских отрядов). Отряды, входившие в бригаду, базировались довольно разобщенно на обширной территории, а потому пользовались почти неограниченной оперативной самостоятельностью.

По мере роста численности партизанских формирований и укрепления их материальной базы создавались разведывательная, диверсионная, хозяйственная и санитарная службы, а при необходимости и подразделения для подготовки партизан по различным военным специальностям. Появлялись типографии, где печатались газеты, листовки, прокламации. Складывалась четкая система управления, включавшая командование партизанским формированием (командир и обязательно комиссар), штаб, партийно-политический аппарат. Руководящие кадры для партизанских отрядов подбирались из числа опытных коммунистов и комсомольцев.

В январе 1942 г. по решению Государственного Комитета Обороны были сформированы три специальные школы, где курсанты получали теоретические знания и практические навыки партизанской борьбы. С апреля 1942 г. подготовка кадров велась также «Особым белорусским сбором» — специальными курсами, действовавшими не- далеко от г. Мурома Владимирской области. К сентябрю 1942 г. на курсах сформировано и отправлено в тыл врага 15 партизанских отрядов и 100 организаторских групп обшей численностью 2 378 человек. 1 В декабре на базе курсов была образована Белорусская школа подго-товки партизанских работников. К сентябрю 1943 г. она подготовила более 940 специалистов партизанской борьбы.

30 мая 1942 г. для координации партизанской деятельности был , создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД). В целях сохранения преемственности руководства и накопленного опыта аппарат штаба комплектовался на основе представительства от существовавших центров управления партизанским движением. Начальником ЦШПД был утвержден первый секретарь ЦК КП(б)Б П. Пономарен-ко, с первых дней войны занимавшийся развертыванием народной армии в тылу врага. Членами штаба стали представители от КГБ и военной разведки. В дальнейшем, когда ЦШПД установил с отрядами устойчивую связь, ведомственная подчиненность партизанских формирований была ликвидирована, от представительского принципа комплектования руководящих органов отказались. С созданием ЦШПД координация различных госструктур улучшилась, а эффективность I деятельности партизан значительно возросла. 9 сентября 1942 г. начал функционировать Белорусский штаб партизанского движения (БШНД), который возглавил 2-й секретарь ЦК КП(б)Б П. Калинин. БШПД развернул активную боевую деятельность: создавал партизанские отряды, планировал и координировал боевые действия партизан, совершенствовал структуру партизанских формирований.

Таким образом, к осени 1942 г. партизанское движение имело сложившуюся систему органов централизованного руководства, что помогло более тесному взаимодействию партизан с действующей армией.

1943 г. стал переломным в ходе Великой Отечественной войны. Красная Армия успешно вела наступление по всему фронту. В этих условиях партизанское и подпольное движение приобрело характер всенародной борьбы против гитлеровских захватчиков.

Летом 1943 г. ЦШПД разработал операцию под кодовым названием «Рельсовая война». Ее первый этап начался 3 августа и продолжалась до 15 сентября. Он был приурочен к наступлению советских войск на белгородско-харьковском направлении. Операция проводилась одновременно партизанскими формированиями Беларуси, Украины, Ленинградской, Смоленской, Калининской, Орловской областей. Результаты операции были впечатляющими. Только в Беларуси железнодорожное движение было парализовано на 15—30 суток. Эшелоны с войсками и боевой техникой противника, срочно направляющиеся в сторону Орла, Белгорода и Харькова, «застревали» в пути, а нередко и уничтожались партизанами. Перевозки врага сократились почти на 35-40 %. Оккупанты понесли огромные материальные потери. В 1943 г. белорусские партизаны пустили под откос 6 117 вражеских эшелонов.

В период осеннего наступления Красной Армии с 25 сентября по 1 ноября 1943 г. проводился второй этап «Рельсовой войны» под кодовым названием «Концерт», в котором решающую роль сыграли белорусские партизаны. Они подорвали десятки тысяч рельсов, пустили под откос более тысячи эшелонов, уничтожили 72 железнодорожных моста, истребили более 30 тыс. вражеских солдат и офицеров.

Третий этап «Рельсовой войны» начался в ночь на 20 июня 1944 г., накануне белорусской операции «Багратион», и продолжался до полного освобождения Беларуси.

Партизанские формирования совершали рейды (длительные боевые марши на оккупированной территории), во время которых уничтожались немецко-фашистские гарнизоны, пускались под откос железнодорожные составы, создавались новые партизанские формирования, проводилась массовая политическая работа среди населения. Рейды проходили по замкнутому (кольцевому) маршруту с возвращением на прежнее место дислокации. Один из первых рейдов был осуществлен в марте 1942 г. партизанами Минской, Пинской и Полесской областей. Особенно широкий размах получили партизанские рейды в 1943—1944 гг. По территории Беларуси совершали рейды партизанские формирования Украины (руководители С. Ковпак, А. Сабуров, П. Вернигора, Я. Мельник), Молдавии, Литвы, Латвии, Смоленской, Калининской и Орловской областей.

В результате боевых действий партизан от оккупантов освобождались значительные территории, на которых создавались свободные партизанские зоны. К началу 1943 г. белорусские партизаны контролировали около 30 % оккупированной территории республики, к концу года — около 60 %, им удалось освободить около 38 тыс. км2 белорусской земли. Существовало более 20 партизанских зон, где жизнь шла по законам Советской власти. В них были оборудованы 18 аэродромов, через которые доставлялись грузы с Большой земли, эвакуировались раненые партизаны и дети. Воздушным путем в тыл противника доставлялись продукты, одежда, газеты, кинопередвижки, типографские станки и даже музыкальные инструменты. Партизаны получили возможность переписываться с родными и близкими, живущими в советском тылу. Нередко авиация по просьбе партизанского командования наносила бомбовые удары по скоплениям вражеских войск во время карательных экспедиций противника. Все это поднимало моральный и боевой дух партизан, придавало им уверенность и стойкость в бою. За годы войны военные и гражданские летчики совершили более 109 тыс. самолето-вылетов в интересах партизан.

В конце 1943 г. — начале 1944 г. партизанские формирования Беларуси состояли из 157 бригад и 83 отдельных отрядов, в которых сражались более 270 тыс. партизан.

В западных районах Беларуси действовало польское движение Сопротивления. Оно существовало с момента вступления Красной Армии на территорию Западной Беларуси, и до начала Второй мировой войны его деятельность была направлена против Советской власти. Организатором польского подполья выступил созданный в ноябре 1939 г. Союз вооруженной борьбы Польши (СВБ), переименованный в феврале 1942 г. в подпольную Армию крайову (АК). Целью борьбы этих формирований было восстановление польской государственности в границах до 1 сентября 1939 г.

После нападения Германии на Польшу СВБ (затем АК) стал вести борьбу на два фронта — против Советской власти и немцев. АК располагала значительными силами. Только в западных регионах Беларуси, по неполным данным, действовало от 12 до 14 тыс. солдат и офицеров Армии крайовой. Наиболее крупным являлся Новогруд-ский округ, который насчитывал более 7 тыс. человек.

Подавляющее большинство рядовых солдат и офицеров АК активно воевали с фашистами. В Новогрудском округе с 1942 по 1944 г. отряды АК провели 102 боя против гитлеровцев. Летом 1942 г. в Августовских лесах общая численность отрядов польской обороны достигала 3 тыс. человек.

После подписания 30 июля 1941 г. советско-польского межправительственного соглашения начался непродолжительный период сотрудничества АК и белорусских партизан. В 1942 г. — первой половине 1943 г. формирования АК и партизан провели немало вооруженных акций против немецких оккупантов. Ярким свидетельством совместных операций является стойкое сопротивление почти 60-тысячной группировке вражеских войск, проводившей блокаду Налибокской

пущи.

Разрыв дипломатических отношений советского руководства с польским эмигрантским правительством в апреле 1943 г. привел к резкому ухудшению отношений АК и партизан, возобновлению вооруженных конфронтации между ними. В июне 1943 г. по указанию ЦК КП(б)Б партизаны начали разоружать аковцев. С 7 по 13 июля 1944 г. АК попыталась штурмом овладеть г. Вильно, однако операция закончилась провалом.

После изгнания немецко-фашистских оккупантов с белорусской земли Армия крайова ушла в глубокое подполье, продолжая ожесточенную вооруженную борьбу против Советской власти в западных районах Беларуси. И только в 1954 г. польское вооруженное подполье было ликвидировано.