Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Filosofia_8.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
14.08.2019
Размер:
46.59 Кб
Скачать

8 Метафизика Аристотеля. Учение Аристотеля о четырех видах причин. Эстетические категории Аристотеля «Мимесис», «Катарсис».

Метафизика — учение о первопринципах бытия или первая философия.

"Метафизика" - одно из главных произведений Аристотеля. В нем великий философ впервые ввел термин "теология" - "первая философия", которая изучает "начала и причины всего сущего", подверг критике учение Платона об идеях и создал теорию общих понятий.

Аристотель не сразу и не вдруг формулирует понятие " первой философии ". Как истинный ученый, он предварительно анализирует всю предшествовавшую философскую традицию, выявляя то ценное, что было открыто в ней, и критикуя все то, что, с его точки зрения, не соответствует, не согласуется с логикой и не соответствует истине. Аристотеля, в противовес Платону, часто называют эмпириком. Этому восприятию способствовал и сам Аристотель масштабом той критики теории идей, которую он развернул на страницах "Метафизики" против своего бывшего учителя. Познание начинает с чувственности, но не исчерпывается и не заканчивается им. Более того, о чувственности можно говорить как о начале познания, не не в смысле важности и ценности - эти категории принадлежат не суждениям об эмпирии, но "первой философии", которая и венчает как гносеологию, так и онтологию Аристотеля. "То, что первее для уразумения через определение, различно от того, - заявляет Аристотель, - что первее для чувственного восприятия"

Метафизика Аристотеля явилась результатом систематической переработки и критического анализа, обобщения и синтеза почти всех результатов предшествовавшей метафизики греков. Можно сказать, что Аристотель является по сути первым историком античной философии. Все, что было сделано до него в этой области - касалось лишь отдельных взглядов и идей, целостного анализа не предпринял никто. Даже Платон, коснувшийся в своих диалогах почти всех философских концепций, тем не менее не дал их систематического анализа, не дал никакой истории идей.

Он различает четыре вида причин:

1) материальную, или материю-«то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).

2) формальную, или форму — «то, что». Сущность вещей.

3) производящую (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

4) конечную — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

Матери­альная причина – это материя, она обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещи возникают.

Формальная причи­на состоит в том, что под воздействием формы материя превра­щается в действительность.

Производящая причина – это то, что создает вещи. Так, например человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что изменяет, – причина то­го, что изменяется; Целевую причину Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то. «Например, цель гуля­нья – здоровье».

Теория причин Аристотеля может быть объясне­на примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом случае материал – это материя, план дома – это форма, ар­хитектор – это производящая причина, а законченное здание – это цель.

В вопросе соотношения формы и материи он полагал, что ма­терия пассивна и бесформенна, а форма — активна, деятельна. Фор­ма, таким образом, превращалась в сущность бытия. Более того, форма рассматривалась как такое начало, которое предшествует ма­терии, ввиду того, что форма деятельна, а материя пассивна.

Проблема формы и материи ввела в философию два очень важ­ных понятия – возможность и действительность, которые имели огромное значение для последующего развития философии, так как позволили на основе их применения решать проблему возникно­вения, объясняемого в этом случае конкретными особенностями вещи. Эти категории указывали на источник движения, рассмат­риваемый уже не как внешний по отношению к вещи, а как ле­жащий внутри нее. Природа для Аристотеля выступала как пре­вращение возможности в действительность. Он уподоблял жизнь природы человеческой деятельности, указывая, что подобно тому, как скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая возможности мрамора в реальность, так и в природе возможности семени актуализируются в растении.

Аристотель различал «первую» и «последнюю» материи. «Пер­вая» материя – это основа всякого бытия, она – только возмож­ность, которая может выступить действительностью, но сама действительностью не является, она только мыслится, образуя потенциальную предпосылку существования. В отличие от «первой» материи «последняя» представляет собой и возможность какой-ли­бо формы, и в то же время действительность, так как эта мате­рия обладает определенными признаками и о ней может быть высказано, сформулировано понятие.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из призна­ния объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может воз­никнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникнове­ния действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст­вующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель­ной. Форма – это стимул и цель, причина становления многооб­разных вещей из однообразной материи: материя – своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не­обходим гончар – бог (или умперводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возмож­ности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, на­ходящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Таким образом, Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как воз­можность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть матери­альное начало, субстрат, а высеченная из него статуя – это уже единство материи и формы. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мирозда­ния.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]