Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Государство и право Иудеи.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
220.76 Кб
Скачать

Глава 4. Право и общество стран Передней Азии

4.5. Моисеево законодательство

149

го невесты, ее «венец», получаемый ею от мужа (плата за целомудрие). Минимальный размер кетубы должен был составлять 37 Уг драхмы серебра для первоначально всту­пающего в брак и 18 3/4 драхмы серебра для вдовы. Если в брак впервые вступает уже не девственница, то кетуба ей не полагалась. Приданое невесты называлось «недуния». Совокупность кетубы и недунии составляло «tson Barzel melog» — семейное имущество вместе с доходами от него, которое управлялось только мужем, если в брачном кон­тракте не делалось оговорки об обратном. Право распо­ряжения, однако, осуществлялось супругами совместно. Интересно, но «мелог» — доход с имущества — управлял­ся мужем без каких-либо ограничений со стороны жены, но распоряжаться он мог этой частью цон барзеля только с согласия супруги. В брачный контракт включалась ого­ворка и об условиях развода.

Свидетелями при заключении брачного контракта не могли быть родственники до третьей степени родства. По прочтении договора раввин, участие которого в церемо­нии было обязательным, совершал ритуал бракосочетания. После чего наступала заключительная стадия бракосочета­ния — перевод невесты в дом жениха.

От такой торжественной формы заключения брака отли­чается бракосочетание с военнопленной, которое, в общем-то, предполагало обыкновенное физическое сожительство мужчины с женщиной с предварительным совершением ряда простых ритуальных действ: острижения ногтей и во­лос, переодевания и пр. (Второзак. 21: 11-14). Моисеево законодательство разрешало повторный брак после 90 дней обязательного траура.

Необходимым условием возможности вступления в брак был запрет инцеста, евреи его соблюдали свя­то и — вслед за ними — христианская Церковь. Ветхий Завет устанавливал запрет на брак с лицами, находив­шимися друг с другом даже в седьмой степени родства. Кроме того, инцестом считались у евреев половые связи даже с некровными родственниками: деверем, золовкой, свекром и т.д. (см.: Левит. 18: 6-18). Однако верхушка иудейского общества эти запрещения не соблюдала вовсе (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 5. 4). Разу­меется, запрещались браки евреев с инородцами. В после­дующем евреи диаспоры вынуждены были нарушить это постановление.

Власть мужа над женой была патриархальной, но без та­ких ужасающих правомочий мужа, как это было в Ассирии1. Муж при разводе, причиной которого являлась невозмож­ность для жены найти «благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное» (Второзак. 24: 1), должен был написать жене «разводное письмо». Этого было вполне достаточно, чтобы развестись. Развод с быв­шей военнопленной был еще проще. Ее просто отпускали на все четыре стороны:

«Если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Второзак. 21: 14).

Аналогичное право развестись с мужем на основании, что тот ей не нравится, имела и жена, но только если ей еще не исполнилось 15 лет, хотя это правило появляется только в Талмуде; в более раннюю эпоху жена обладала равным правом на развод со своим мужем. В этом тоже можно видеть влияние Египта. У евреев браки были очень ранними. Физическое уродство, дурная болезнь и брачная неспособность мужа служили основанием для расторжения брака по инициативе жены. Дурное обращение мужа с же­ной также могло послужить причиной для развода.

При разводе кетуба отходит мужу, недуния — жене. Вина какой-либо из сторон увеличивает долю в разделяемом се­мейном имуществе противной стороны. Инициатор развода должен был заплатить разводные деньги противной сторо­не. Развод по своей юридической форме — не сделка между супругами, а одностороннее действие супруга, да еще и при участии суда.

Наследственное право иудеев знает строгое примене­ние принципа первородства: «и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Второзак. 21: 17). Таким образом, первенец получал Уг наследственного имущества, а все остальные братья — только Уг имущества, которую должны поделить между собой в равных долях. Дальнейшие постановления о наследственном праве нахо­дим в книге Чисел. При отсутствии наследников мужского

1. Для сравнения просто укажем на начало ч. 4 ст. 24 Ш-й таблицы законов Среднеассирийского царства (XVI в. до Р.Х.). «А если муж, от которого бежала жена, ничего своей жене не отрежет...», ср. со ст. 59 таблицы тех же законов.

150