Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
399047_90DAE_babiy_n_a_ugolovnoe_pravo_respubli...docx
Скачиваний:
41
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
1.83 Mб
Скачать

§ 2.3. Действие уголовного закона в пространстве

Действие уголовного закона в пространстве определяется территорией действия закона, местом совершения преступлений и кругом лиц, их совершивших.

Выделяют четыре принципа действия уголовного закона:

  • территориальный;

  • гражданства;

  • реальный;

  • универсальный.

Территориальный принцип означает, что любое лицо, со- вершившее преступление на территории Республики Беларусь, подлежит ответственности по Уголовному кодексу Республики Беларусь (ч. 1 ст. 5 УК).

Для применения этого принципа необходимо уяснить два важных момента: во-первых, определение территории Респуб- лики Беларусь; во-вторых, правильное установление места со- вершения преступления.

Территория Республики Беларусь — это суша, внутренние воды, недра и воздушное пространство в пределах Государствен- ной границы Республики Беларусь.

Однако уголовно-правовое понятие территории является бо- лее широким, чем географическое её определение, поскольку к территории республики приравниваются определённые объ- екты. Территориальный принцип применяется также к лицам, совершившим преступление (ч. 3 ст. 5 УК):

^ на военном корабле или военном воздушном судне Респуб- лики Беларусь независимо от места их нахождения;

> на гражданских воздушных или морских судах, припи- санных к порту Республики Беларусь, находящихся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь (если иное не предусмотрено международным догово- ром Республики Беларусь).

Местом совершения преступления будет считаться террито- рия Республики Беларусь, если преступление было начато, про- должалось или было окончено на её территории, а также если лицо на территории Республики Беларусь соучаствовало в со- вершении преступления на территории иностранного государ- ства (ч. 2 ст. 5 УК).

Таким образом, территориальный принцип означает при- менение Уголовного кодекса Республики Беларусь к лицам, которые начали, продолжали или окончили преступление на территории Республики Беларусь либо соучаствовали на терри- тории Республики Беларусь в совершении преступления на тер- ритории иного государства. Уголовный кодекс предусматривает изъятие из этого принципа, называемое в правовой литературе экстерриториальностью (внеземельностью).

Экстерриториальность — это неприменимость Уголовно- го кодекса Республики Беларусь к лицам, совершившим пре- ступление на территории Республики Беларусь, но обладающим дипломатическим иммунитетом, под которым понимается не- подсудность по уголовным делам судам Республики Беларусь. Дипломатическим иммунитетом обладают дипломатические представители иностранных государств и некоторые иные граж- дане согласно действующим законам и международным догово- рам Республики Беларусь. Вопрос об уголовной ответственности указанных граждан разрешается дипломатическим путём на основе международных договоров и иных норм международного права (ч. 4 ст. 5 УК).

Применение термина «дипломатический иммунитет» явля- ется устоявшимся в научной литературе. Между тем по содер- жанию этот термин охватывает значительно больший круг лиц, чем это следует из его буквального толкования. Помимо дипло- матов «дипломатический иммунитет» распространяется на ряд лиц, которые не являются дипломатами (члены семей диплома- тов, руководители иностранных государств или международ- ных организаций и т. п.). Кроме того, в зависимости от важно- сти полномочий представителя иностранного государства или

международной организации различается и объём неподсудно- сти соответствующих представителей.

Более точным представляется говорить об иммунитете офи- циальных представителей и приравненных к ним лиц ино- странных государств или международных организаций от уго- ловной юрисдикции государства пребывания. Для краткости данный иммунитет можно именовать иммунитетом от уго- ловной юрисдикции.

Иммунитет от уголовной юрисдикции может быть разделён на виды в зависимости от субъектов и характера выполняемых ими функций (дипломатический, консульский, иммунитет руководи- телей государств, иммунитет членов специальных миссий и др.). В зависимости от объёма иммунитета можно выделить полный иммунитет (неподсудность за любые преступления) и ограничен- ный иммунитет (неподсудность за отдельные категории престу- плений), разновидностью которого является служебный иммуни- тет (неподсудность за действия, связанные со службой).

Иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребы- вания обладают:

1) официальные представители иностранных государств: У дипломатические агенты;

  • консульские должностные лица;

  • руководители иностранных государств;

  • члены парламентских и правительственных делегаций;

  1. руководители и представители международных организаций;

  2. члены специальных миссий;

4) иные лица, дипломатический иммунитет которых преду- смотрен международными актами.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года предусматривает, что личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию в ка- кой бы то ни было форме. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребыва- ния, он также не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Дипломатическим агентом является глава представительства или член дипломатического персонала представительства. Гла- ва представительства — это лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом каче- Стве, а членами дипломатического персонала являются члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг.

Главы представительств подразделяются на три класса, а имен- но: класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах госу- дарств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при гла- вах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Дипломатическим иммунитетом пользуются и члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами государства пребывания. Члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, также пользуются дипломатическим иммунитетом, если они не являются гражданами государства пребывания или не прожива- ют в нём постоянно.

Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года по вопросу личной неприкосновенности консульских должностных лиц предусматривает, что консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных вла- стей в случае совершения тяжких преступлений. Консульское должностное лицо — это любое лицо, включая главу консуль- ского учреждения, которому поручено в этом качестве выпол- нение консульских функций. За исключением указанных слу- чаев, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановле- ний, вступивших в законную силу.

Конвенция Организации Объединённых Наций «О привиле- гиях и иммунитетах Объединённых Наций» 1946 года преду- сматривает, что представителям членов Организации в главных и вспомогательных органах Объединённых Наций и на конфе- ренциях, созываемых Объединёнными Нациями, при исполне- нии ими своих служебных обязанностей и во время поездки к месту заседания и обратно, предоставляется иммунитет от лич- ного ареста или задержания и от наложения ареста на личный багаж, а также всякого рода судебно-процессуальный иммуни- тет в отношении всего сказанного, написанного или совершён- ного ими в качестве представителей. Предусмотрено также, что должностные лица Объединенных Наций не подлежат судебной ответственности за сказанное или написанное ими и за все дей- ствия, совершённые ими в качестве должностных лиц.

Объём иммунитета официальных представителей от уголов- ной юрисдикции принимающего государства может корректи- роваться в межгосударственных соглашениях и иных междуна- родных правовых актах.

Так, Конвенция Межгосударственного Совета Евразийско- го экономического сообщества «О привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества» 2001 года предусма- тривает следующие иммунитеты:

  • должностные лица Сообщества и члены их семей, прожи- вающие вместе с ними, не подлежат уголовной, гражданской и административной ответственности за сказанное или написан- ное ими и за все действия, совершённые ими в качестве долж- ностных лиц;

  • представители государств-членов при исполнении офици- альных действий и во время следования к месту проведения ор- ганизуемых Сообществом в государствах-членах мероприятий пользуются иммунитетом от личного ареста или задержания, а также юрисдикции судебных и административных властей в отношении всех действий, которые могут быть совершены ими в этом качестве;

  • личность Постоянного представителя и сотрудника Посто- янного представительства неприкосновенна и пользуется имму- нитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.

Иммунитет от уголовной юрисдикции членов специальных миссий в литературе иногда рассматривается как одно из изъ- ятий из принципа территориальности и именуется принципом специальной миссии. Согласно этому принципу не подлежат уголовной ответственности за отдельные виды преступлений по закону страны пребывания иностранные лица, выполняющие на территории государства специальную миссию в соответствии с межгосударственными соглашениями.

Конвенция Организации Объединенных Наций «О специаль- ных миссиях» 1969 года дополняет Венские конвенции о ди- пломатических и консульских сношениях и определяет, что специальная миссия есть временная миссия, по своему характе- ру представляющая государство, направляемая одним государ- ством в другое с согласия последнего для рассмотрения с ним определённых вопросов или для выполнения в отношении него определённой задачи. Представители посылающего государства в специальной миссии и члены её дипломатического персонала

пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции принимаю- щего государства.

Государства-участники Договора о коллективной безопас- ности 1992 года заключили Соглашение о статусе формирова- ний сил и средств системы коллективной безопасности (всту- пило в силу для Республики Беларусь 21 января 2003 г.). Со- гласно этому Соглашению до заключения специального акта по вопросам юрисдикции и правовой помощи, связанным с временным пребыванием воинских формирований на терри- ториях сторон, государства обязались руководствоваться сле- дующими принципами:

  • при совершении правонарушения лицом, входящим в со- став воинских формирований, оно несёт ответственность в соот- ветствии с законодательством направляющей Стороны;

  • каждая из Сторон обязуется осуществлять в соответствии с национальным законодательством преследование лиц, входя- щих в состав её воинских формирований и подозреваемых (об- виняемых) в совершении преступлений против другой Стороны или Сторон;

  • при производстве ареста, задержания, других процессуаль- ных действий, а также при оказании правовой помощи Стороны руководствуются национальным законодательством и Конвен- цией о правовой помощи и правовых отношениях по граждан- ским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

В соответствии со ст. 4 Соглашения между Республикой Бе- ларусь и Российской Федерацией по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил на территории Республики Беларусь от 6 января 1995 г., по делам о преступлениях и иных правона- рушениях, совершённых на территории Республики Беларусь лицами, входящими в состав воинских формирований, или чле- нами их семей (как общее правило) применяется законодатель- ство Республики Беларусь, действуют её компетентные органы. Однако из изложенного правила ст. 5 Соглашения предусмотре- ны изъятия, согласно которым, ст. 4 Соглашения не применяет- ся по делам о преступлениях и иных правонарушениях, совер- шённых лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, и членами их семей в местах дислока- ции этих формирований, за исключением случаев совершения

общеуголовных преступлений против граждан Республики Бе- ларусь, либо совершённых против Российской Федерации или лиц, входящих в состав воинских формирований Российской федерации и членов их семей, а также по делам о воинских пре- ступлениях. По делам о преступлениях, указанных в ст. 5 Согла- шения, применяется законодательство Российской Федерации, действуют её компетентные органы. Положения этой статьи рас- пространяются и на преступления, совершённые в местах дис- локации воинских формирований неустановленными лицами. При обвинении группы лиц в совершении одного или несколь- ких преступлений, если дело в отношении хотя бы одного из об- виняемых относится к юрисдикции Республики Беларусь, дело в отношении всех обвиняемых рассматривается компетентными органами Республики Беларусь.

Иммунитет от уголовной юрисдикции не является иммуни- тетом от уголовной ответственности, как это иногда указывает- ся в учебной и научной литературе.

Обладатель соответствующего иммунитета в случае соверше- ния им преступления объявляется принимающим государством персоной нон грата (лат. persona поп grata — нежелательная личность) и должен покинуть пределы Республики Беларусь в установленный срок. Дальнейшее решение вопроса об уголов- ной ответственности такого лица принимается властями пред- ставляемого государства. Если же власти представляемого госу- дарства в ясной форме (как правило, письменно) выразят своё согласие на привлечение лица к уголовной ответственности, то к виновному в полном объёме применяется Уголовный кодекс Республики Беларусь.

Принцип гражданства означает применение Уголовного ко- декса Республики Беларусь к гражданам Республики Беларусь или постоянно проживающим в республике лицам без граждан- ства за преступления, совершённые ими вне пределов Республи- ки Беларусь (ч. 1 ст. 6 УК).

Для реализации принципа гражданства необходимо наличие следующих двух условий:

* совершённое деяние является преступлением по Уголов- ному кодексу Республики Беларусь и признано преступлением в ГосУдарстве, на территории которого оно было совершено;

^* виновный не привлекался к уголовной ответственности в г°сударстве места совершения преступления.

При осуждении указанных лиц наказание назначается в пределах санкции статьи Уголовного кодекса Республики Бе- ларусь, но не должно превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление.

Реальный принцип означает применение Уголовного кодек- са Республики Беларусь к иностранным гражданам или не про- живающим постоянно в Республике Беларусь лицам без граждан- ства, совершившим преступления вне пределов Республики Бела- русь, в случаях совершения особо тяжких преступлений, направ- ленных против интересов Республики Беларусь (ч. 2 ст. 6 УК).

Основанием применения реального принципа является со- вершение за пределами республики особо тяжкого преступле- ния против интересов Республики Беларусь. К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за кото- рые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненного заключения или смертной казни. Преступление следует считать совершённым против ин- тересов Республики Беларусь, если оно направлено против част- ных или публичных интересов республики — интересов отдель- ных граждан или их групп, интересов общества или государства в целом.

Для реализации реального принципа необходимо наличие следующих двух условий:

  • лицо не было осуждено в иностранном государстве;

  • лицо привлекается к уголовной ответственности на терри- тории Республики Беларусь.

Универсальный принцип означает применение Уголовного кодекса Республики Беларусь независимо от уголовного права места совершения деяния в отношении преступлений, прямо указанных в ч. 3 ст. 6 УК. Такими преступлениями являются: геноцид (ст. 127 УК); преступления против безопасности чело- вечества (ст. 128 УК); производство, накопление либо распро- странение запрещённых средств ведения войны (ст. 129 УК); экоцид (ст. 131 УК); применение оружия массового поражения (ст. 134 УК); нарушение законов и обычаев войны (ст. 135 УК); преступные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооружённых конфликтов (ст. 136 УК); бездей- ствие либо отдание преступного приказа во время вооружён- ного конфликта (ст. 137 УК); торговля людьми (ст. 181); иные