Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
02. Экономические потребности и производственны...doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
17.08.2019
Размер:
179.71 Кб
Скачать
  1. Продукт производства: необходимый и прибавочный продукт

Результатом процесса производства является произведенный продукт, предназначенный для производственного и личного потребления. Тем самым средства труда и предметы труда в их единстве образуют средства производства, а труд, создающий продукт, выступает как производительный труд. Так обстоит дело, если подходить с позиций простого процесса труда. Но в современных условиях такое определение совсем недостаточно, как для характеристики результата процесса труда, так и для характеристики его общественной формы. Во-первых, продукт труда создается ныне в процессе и материального, и нематериального производства, причем роль последнего возрастает. Сегодня особенно усиливается значение результата интеллектуальной деятельности, который может и не принимать вещественную форму, не говоря уже о том, что во многих случаях он не отделим от самой деятельности. Поэтому производительным становится труд, прилагаемый и в материальном, и в нематериальном производстве, труд, создающий национальный доход. Во-вторых, для характеристики продукта и создающего его труда особенно важна его общественная форма – выступает ли он как продукт для собственного потребления или для обмена. В первом случае это продукт натурального хозяйства, а во втором случае – продукт товарного производства.

Независимо от общественной формы производства, его продукт включает в себя ту часть, которая предназначена для воспроизводства самого производителя, его способности к труду, и потребляется им самим и его семьей, и другую часть, предназначенную для удовлетворения потребностей общества. Первая часть общественного продукта называется необходимым продуктом, а вторая часть – прибавочным продуктом. По словам К. Маркса, «…в любом общественном производстве… всегда может быть проведено различие между той частью труда, продукт которой входит в непосредственное индивидуальное потребление производителей и членов их семей и, – оставляя в стороне часть, идущую на производительное потребление, – другой частью труда, которая всегда есть прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих общественных потребностей, как бы ни распределялся этот прибавочный продукт и кто бы ни функционировал в качестве представителя этих общественных потребностей».1 С тех пор, когда человек оказался способным производить не только необходимый, но и прибавочный продукт, произошел глубокий переворот во всей системе общественных отношений, поскольку прибавочный продукт ознаменовал собой появление продукта сверх нормы данных потребностей. Прибавочный продукт стал источником экономического, социального и духовного прогресса. Без прибавочного продукта такой прогресс был бы невозможен.

Различные исторические ступени общественного развития, т. е. формы общества, различаются между собой не только, и даже не столько, размером прибавочного продукта, хотя и это, разумеется, очень важно, сколько тем, как он производится, распределяется, обменивается и потребляется.

Поскольку материальные и культурные блага создаются для удовлетворения личных и производственных потребностей человека и общества, постольку продукт труда должен обладать способностью удовлетворять те или иные потребности людей, т. е. быть полезным. Полезностьнепременное и неотъемлемое свойство всякого блага, без этого свойства продукт окажется ненужным, а производство его – бесцельным.

В современной экономической науке фигурирует понятие предельной полезности продукта, под которой понимается полезность каждой последующей, дополнительной единицы продукции. Представители этой теории и их последователи утверждают, что по мере увеличения запаса того или иного блага и насыщения потребности в нем его предельная полезность, т. е. полезность каждой дополнительной его единицы, будет снижаться и за определенной чертой может приобрести даже отрицательное значение, а общая полезность этого блага, хотя и продолжает расти, но увеличивается уже незначительно, в виде затухающей синусоиды.

Однако, если бы, например, пшеница, как и любая другая потребительная стоимость, падала готовой с неба, то она не утратила бы ни одного атома своей потребительной стоимости,1 т. е. полезности. Более того, по словам Д. И. Менделеева, подлинной наука становится тогда, когда она начинает измерять.

Наука немыслима без меры. Еще В. Парето, последователь А. Маршалла, открыто призвал избавиться в экономической теории от понятия полезности. Он писал: «Меня одолевают постоянные сомнения насчет этого торжественно провозглашенного понятия полезности; я не могу понять, как его можно измерить»2. С этим трудно не согласиться.