Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка по МВКО.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
310.27 Кб
Скачать

38

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и кредита

Чигарев Г.Г.

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

для студентов всех форм обучения

специальности 06.04.00 «Финансы и кредит»

ВОРОНЕЖ - 2001

Цель данного учебно-методического пособия – интенсифицировать процесс освоения студентами дисциплины «Международные валютно-кредитные отношения» в рамках предусмотренного учебным планом времени.

Реализация данной цели осуществляется в нем следующими методическими приемами:

  • вычленением из круга наиболее сложных для изучения тем;

  • ограничением (в рамках определенной темы) курса рассматриваемых учебных вопросов теми из них, которые методически недостаточно проработаны в учебной литературе;

  • постановкой проблемных вопросов и формулировкой методических рекомендаций к их решению;

  • отбором и адаптацией конкретных примеров в целях иллюстрирования того или иного обучающего заключения, вывода;

  • актуализацией материала учебников новыми данными нормативного и научного характера.

Тема 1. Мировая валютная система, экономические условия ее возникновения и этапы эволюции

При рассмотрении вопроса об экономических условиях возникновения и развития мировой валютной системы необходимо иметь в виду, что он имеет две стороны: это а) теоретическую и б) практическую. Теоретическая часть данного вопроса опирается на уже знакомые студентам фундаментальные идеи экономической теории о природе и характере международного обмена, о мотивах движения капиталов за рубеж. В силу сказанного следует более обстоятельно остановиться на другой стороне этого вопроса. При этом следует помнить, что понятие национальная валюта, иностранная валюта отражают особый характер функционирования денег в качестве эквивалента перемещаемым через границу материальным и финансовым ценностям, кредитным средствам. Кроме того, во многих внешнеэкономических операциях национальная денежная единица способна играть напрямую роль средства платежа и обращения. Возникает необходимость обмена и предшествующего ему соизмерения денежных единиц стран vis-a-vis, (т.е. двух стран, валюты которых “противостоят” друг другу в этом обмене), что само по себе характеризует уже валютные отношения. Обратите внимание также на то, что объемы экспорта и импорта страны могут не совпадать (например, импорт превосходит экспорт), что вызывает тем самым проблему несбалансированности в международном обмене. Возникшие в данном случае обязательства в иностранной валюте требуют покрытия либо путем а) заимствования в соответствующей валюте, либо путем б) задействования валютных резервов ЦБ. Таким образом, национальный орган денежно-кредитного регулирования “подключается” к урегулированию внешних экономических отношений как резидентов, так и государства, проводя соответствующие операции по покупке и продаже иностранной валюты и выступая тем самым в качестве участника валютного рынка.

Финансовая несбалансированность может возникать не только по текущим операциям страны, но и по операциям, связанным с движением капиталов. Внутренняя несбалансированность спроса и предложения инвестиционных ресурсов создает финансовые механизмы удовлетворения такого спроса с использованием иностранного капитала. Обратите внимание на то, что создается целая система внешнего финансирования экономического развития развивающихся и транзитных стран (например, России) с использованием инструментов как образующих внешний долг (государственные, частные и коммерческие кредиты), так и не приводящих к подобному эффекту (государственная помощь, списанные долги, частные прямые и портфельные инвестиции). Валютные операции, связанные с приобретением государственных долговых обязательств, обуславливаются как выражением долговых обязательств в иностранной валюте, так и покупкой их нерезидентами независимо от валюты деноминации. Не следует забывать и о “банковской инфраструктуре” межгосударственного обмена реальными и финансовыми активами. Система коммерческих банков предоставляет различные банковские услуги по внешнеэкономическому обслуживанию клиентов, начиная от открытия им валютных счетов и заканчивая операциями хеджирования, защищающими предприятие-экспортера от неблагоприятного колебания валютного курса. Даже несколько упрощенная, изложенная выше, логическая схема может уже составить убеждение в том, что открытая национальная экономическая система связана с мировым хозяйством валютно-кредитными отношениями.

Однако на данный момент может сохраниться ощущение того, что международные валютные отношения имеют только производный от международного обмена характер, что их можно урегулировать исключительно национальными средствами денежно-кредитного регулирования, не прибегая к созданию наднациональных. Между тем валютный рынок включает и те операции (спекулятивные, арбитражные), которые не опосредствуют международный обмен материальных и финансовых активов и используют валюту в качестве непосредственного инструмента извлечения прибыли. Уже в 1989 г. суммарный объём операций на валютных рынках за неделю был равен годовому объёму мирового экспорта товаров. В настоящее время ежедневный объем таких операций на валютных рынках превышает 1,3 трлн. долл. Если учесть, что валютные рынки получили развитие с середины 60-х годов, то становится ясным, с какого периода валютные курсы определялись не только конъюнктурой международного обмена, но и конъюнктурой самого валютного рынка, поведением его операторов. До настоящего времени существуют реальные международные валютно-финансовые механизмы, способные спровоцировать мировые финансовые потрясения. Рассмотрение этих механизмов в научной и учебной литературе показывает, что в целях их предотвращения следует дополнить национальные институты денежно-кредитного и валютного регулирования наднациональными. Создание Европейского валютного и экономического союза, европейской валютной системы с единой валютой – евро-наглядное тому подтверждение в новейшей истории международных валютно-кредитных отношений.

Эволюция мировой валютной системы (МВС) достаточно полно (с точки зрения понимания) освещается в рекомендуемой нами учебной литературе. Однако обилие учебного материала обязывает дать несколько советов по его освоению. Во-первых, эволюцию МВС следует рассматривать с точки зрения изменения её составляющих (1) мирового денежного товара и ликвидности; 2) валютного курса; 3) валютных рынков; 4) международных валютно-кредитных и финансовых организаций; 5) межгосударственных договоренностей). Во-вторых, следует выделить отличительные особенности каждого этапа с пониманием нового взаимодействия конструктивных элементов МВС, придающего ей новое качественное состояние и новое наименование (Парижская, Генуэзская, Бреттон-Вудская, Ямайская). Поскольку в Бреттон-Вудской и Ямайской мировых валютных системах элементы МВС получили более чёткое оформление, им следует уделить большее внимание. Обратите внимание на то, что сложный организм МВС провоцируется к развитию внешне противоборствующими тенденциями (задачами): а) с одной стороны, она стремится создать механизмы регулирования стихийного рыночного воздействия в сфере международных валютно-кредитных отношений; б) с другой - привести свои институты, механизмы в соответствие с логикой рынка, с требованиями конкуренции в системе мирового хозяйства.

Обращаясь к Бреттон-Вудской валютной системе, следует составить себе представление о системе фиксированных валютных курсов, о том, какую роль в её обеспечении играл золотодолларовый стандарт, деятельность МВФ, международные позиции США, включая золотой запас этой страны. Не следует выпускать из внимания то, что ключевая роль доллара в этой системе позволяла США использовать эмиссию национальной денежной единицы для финансирования дефицита своего торгового баланса безотносительно к размеру ее “золотого обеспечения”. Однако превращение США из мирового кредитора в мирового должника, рост международного обмена, движение капиталов увеличивали объем не обеспечиваемых долларов (в 1970 г. только 15% денежной базы обеспечивались золотовалютными резервами), подрывая тем самым устои Бреттон-Вудской валютной системы. Появляются первые признаки ее кризиса и эволюционного реформирования (девальвация доллара, создание СДР как альтернативной к доллару международной ликвидности, возникновение и развитие европейской валютной системы).

Оценка современной Ямайской валютной системы плавающих валютных курсов должна исходить из общего суждения о том, что она освобождает международные валютно-кредитные и финансовые отношения от излишней регламентации и предоставляет большую возможность проявиться рыночным механизмам их формирования. Отказ от официального коридора рыночных колебаний валютного курса (±1% от фиксированного его значения) позволяло в механизме его формирования через конъюнктуру спроса и предложения на валютных рынках, состояние платежных балансов более адекватно учесть международные позиции конкретной (прежде всего развитой) национальной экономической системы. Именно по этой причине в Ямайской валютной системе наблюдается усиление (соответственно экономическим позициям страны) таких валют как немецкая марка, японская йена. Меняются ролевые функции МВФ: из организации обеспечения и надзора за механизмами фиксированных курсов он превращается в институт настройки мировой валютной системы на рыночный режим её функционирования. При этом обратите внимание на принципиальные позиции МВФ, которыми должны руководствоваться страны в своей новой валютной политике: 1) не допускать резких, не обусловленных долговременной рыночной конъюнктурой колебаний курсов национальных валют; 2) проводя валютные интервенции в целях регулирования валютного курса, не наносить ущерб экономическим интересам других стран, рыночным позициям их валют; 3) проводить системные преобразования в экономике, в том числе устраняющие валютные ограничения и позволяющие действовать рыночному механизму формирования валютного курса. Что касается последнего, то МВФ имеет даже специальную программу “кредитной поддержки” таких преобразований.

Проблемная сторона функционирования современной мировой валютной системы состоит в том, что она по-прежнему сохраняет монопольный характер, обусловленный лидирующими позициями доллара. Учитывая недостаточную освещенность этого вопроса в учебной литературе, следует на нем остановиться и дать дополнительные пояснения. К концу 90-х годов на американскую валюту приходилось почти свыше 40% всех операций на валютном рынке, в ней выражено более 70% внутренних и внешних облигационных бумаг (на 1995 г. – это 8837,4 млрд. долларов). В структуре валютных резервов развитых государств наблюдается устойчивое снижение доли доллара, однако она по-прежнему высока и составляла в 1997 г. более 57,1% (сравните: следующая за долларом “резервная” марка составила только 12,8%). Серьёзные позиции доллара в валютно-финансовой сфере остро ставят вопрос о достаточности международной ликвидности США (1) валютные резервы; 2) резервная позиция МВФ; 3) СДР; 4) официальные золотые резервы с точки зрения её соотношения с денежной базой (валюта в обращении, а также резервные средства коммерческих банков на счетах в федеральных банках), с “расширенным долларовым навесом” (включает помимо денежной базы долг денежных властей с поправкой на величину их международных активов и обязательств). В 1998 г. это соотношение соответственно выразилось в следующих показателях – 0,28 и 0,038. Это означает, что золотовалютные резервы США на указанный период обеспечивали только 28% денежной базы и в случае предъявления держателями к погашению государственных ценных бумаг США без последующего реинвестирования средств (эффект расширенного навеса) обеспечение упало бы до 3,8%. Если же взять для сравнения Германию, то в 1995 г. аналогичные показатели соответственно имели следующие значения – 0,87 и 0,12 (87% и 12%). Становится понятным, что переход от моно - к биполярной мировой валютно-финансовой системе, опирающейся не только на доллар, но и на евро, создает более прочные условия ее функционирования и снижает вероятность мировых валютно-финансовых потрясений.

Эволюция европейской валютной системы достаточно обстоятельно представлена в рекомендуемой учебной литературе. Однако новое ее состояние, связанное с введением странами Европейского Экономического и Валютного союза (ЭВС) единой валюты – евро, требует дополнительного трактования и самостоятельной работы студентов. Необходимо увидеть, что введение новой европейской валютной единицы потребовало от европейской валютной системы качественных изменений. Последние можно оценить по следующим направлениям:

- Необходимо “исследовать” особые макроэкономические условия функционирования евро, созданные “жесткими” требованиями к экономической, финансовой системе страны, вступающей в европейский валютный союз. Это предоставит возможность увидеть, что евро опирается на мощную диверсифицированную экономику ЕВС, сопоставимую по основным показателям с экономикой США. Например, доля экспорта стран ЕС в мировом экспорте составляет 19,6%, в то время как США – 15,0%.

  • Необходимо дать функциональную характеристику евро.

  • Затем, выяснить особенности “институциональной поддержки” евро со сторон новых институтов денежно-кредитного регулирования.

Что касается функций евро в качестве второй резервной валюты, то прежде всего необходимо различать “официальное” и ”частное” ее применение. Официальный уровень предполагает выполнение следующих функций: 1) резервного актива (reserve currency); 2) инструмента валютных интервенций (intervention currency); 3)”якорной” валюты, к которой привязаны курсы других валют (anchor or pegging currency). В настоящее время евро является “валютным якорем” для Великобритании, Греции, Дании и Швеции, которые практикуют режим коллективного валютного регулирования. Кроме этого к евро прямо или косвенно привязаны денежные единицы еще 16 стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья, 31 государство Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

В частном международном обороте резервная валюта призвана выполнять функции: 1)средства международного инвестирования и финансирования (investing and financing currency); 2) средства платежа в международной торговле и обращения на валютных рынках (payment vehicle currency); 3) валюты цены и котировок на международных товарных и валютных рынках (pricing quotation currency). Что касается первой функции, то в 1999 г. эмиссия долговых обязательств на международных рынках в евро по сравнению с 1998 г. выросла в 2 раза, в то время как долларовых незначительно.

Введение евро изначально (в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г.) предусматривало создание наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ), который должен был войти в Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ) и взять на себя полномочия разработки и реализации денежно-кредитной политики. Наиболее спорными вопросами при учреждении ЕЦБ были: а) единый норматив обязательных резервных требований (был установлен в пределах 2%) и б) удельный вес золота в резервах ЕЦБ (согласованные пределы – 10 – 15%). Имейте в виду, что ЕЦБ как и любой другой центральный банк (например Банк России) располагает известными вам инструментами денежно-кредитного регулирования, включая и операции на открытом денежном рынке. С точки зрения изучаемой дисциплины следует обратить внимание на проведение ЕЦБ таких операций, как валютные свопы (одновременное заключение спотовой и обратной форвардной сделок по купле-продаже какой-либо международной резервной валюты). При этом для минимизации валютного риска он допускает в качестве одного из способов установления размера форвардной премии (надбавки к курсу спот) учет информации активных участников (market-makers) форвардного рынка. Кстати сказать, в течение 1999 г. и первого полугодия 2000 г. ЕЦБ практически не проводил валютные интервенции в поддержку евро, несмотря на устойчивое падение её курса до рекордной отметки (апрель 2000 г.) – 0,91 доллара за 1 евро.

Следует обратиться также к техническим вопросам введения евро, которые не совсем понятны студенческой аудитории. Прежде всего необходимо иметь в виду, что евро полностью “вытесняет” ЭКЮ из системы официального резервирования валютного счета и частного оборота путем простого пересчета в соотношении 1: 1. Переход на евро с 1 января 1999 г. в системе безналичного оборота стран ЭВС и сохранение их национальных денежных единиц для обеспечения наличного оборота – создает проблему определения курса евро к указанным национальным валютам ЭВС. “Уход” британского фунта из области денежно-кредитного регулирования ЕЦБ (доля его в “валютной корзине” ЭКЮ составляла 11 – 12%) не позволял использовать курсы этих валют к ЭКЮ при котировках евро. По этой причине он корректировался с учетом ряда показателей экономического состояния данного государства и некоторых других факторов. Что касается России, то решение технических вопросов, связанных с введением евро, регулируется Письмом Банка России “О введении единой европейской валюты - евро” от 30.12.98 г. №398 – Т (см. список рекомендуемой литературы).