Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПСИХОПАТОЛОГИЯ НАРКОМАНИЙ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
20.08.2019
Размер:
627.2 Кб
Скачать

6. Судебно-психиатрическая экспертиза наркоманий

Поскольку прием алкоголя, его дозировка, возможные последствия осознаются, “лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических веществ, подлежит уголовной ответственности” (ст. 23 УК РФ, Приложение 2).

Психические изменения при алкогольной деградации не лишают больных способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Поэтому такие лица, совершившие правонарушение, признаются вменяемыми. Исключение могут составить довольно редкие случаи, в которых хронический алкоголизм вследствие сочетания с возникшими атеросклеротическими возрастными изменениями принял характер выраженного алкогольного слабоумия.

В отличие от обычного, патологическое опьянение - это кратковременное болезненное психическое состояние, которое возникает внезапно, протекает в довольно короткое время и в силу скоротечности почти никогда не бывает предметом врачебного наблюдения. Клинические проявления патологического опьянения психиатрам почти всегда приходится восстанавливать ретроспективно, по материалам уголовного дела, нередко на основании показаний немногочисленных свидетелей. Если доказано, что субъект находился в состоянии патологического опьянения, то он признается невменяемым.

Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения осуществляется в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 5 октября 1998 г. N 289 "Об аналитической диагностике наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в организме человека", Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 года № 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов", Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 сентября 2004 г. N 115 "О внесении дополнения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308".

Диагностика наркомании проводится врачом психиатром-наркологом с учетом характера и особенностей психических, соматических и неврологических расстройств. Учитываются сведения, полученные от родственников или иных лиц о регулярном употреблении подэкспертным того или иного наркотического вещества, наличие на теле следов множественных уколов или рубцов от мелких абсцессов (характерны для парентерального пути введения наркотика, например морфия), быстрое возникновение абстиненции при прекращении доступа к наркотикам, выявление в анализах биологических жидкостей следов наркотических веществ или их метаболитов, установление соматических и неврологических расстройств, которые могут быть предположительно связаны с длительным употреблением наркотических препаратов.

Для правильной клинической верификации состояния острой интоксикации психоакгивными веществами при совершении противоправного деяния необходим последовательный анализ всех имеющихся в материалах уголовного дела сведений. Это позволяет ретроспективно воссоздать поведение испытуемого в исследуемой ситуации и дать оценку его психического состояния в тот период. По данным всех свидетельских показаний, если таковые имеются, необходимо выяснить, какими были внешний вид испытуемого и особенности его поведения перед совершением инкриминируемого ему деяния в период его совершения и после него: выражение лица и глаз, цвет кожных покровов, особенности отдельных движений и поступков, внезапное изменение поведения, наличие или отсутствие речевой продукции (если она имела место, то ее особенности), характер координации движений, эмоциональные и вегетативные реакции, потеря ориентировки, мышечный тонус. Особое значение имеет поведение испытуемого после совершения правонарушения и во время его задержания, в частности, попытки скрыться с места происшествия или сокрыть следы преступления, сопротивление при аресте, эмоциональная реакция на факт задержания сотрудниками милиции, особенности первого речевого контакта с окружающими после случившегося и т.д. Именно выявленные следователем при проведении следственных действий объективные данные (показания свидетелей о поведении испытуемого, его высказываниях, особенностях мимики, моторики, контакта с окружающими, данные первого допроса испытуемого, сведения об отношении подэкспертного к инкриминируемому ему деянию) зачастую оказываются единственным источником для диагностических выводов. Проведение судебно-психиатрической экспертизы подобного рода требует обязательного сопоставления этих данных с результатами стационарного обследования.

Идентификация употребляемого психоактивного вещества осуществляется на основе анамнестических данных, полученных как от самого лица, так и из других источников. Независимо от искренности подэкспертного наличие в его организме того или иного психоактивного вещества устанавливается при лабораторном исследовании мочи, крови и других биологических жидкостей. Эти анализы проводятся методами газожидкостной хроматографии, жидкостной хроматографии, газовой хроматографии с масс-спектральным детектированием, иммуноферментного анализа, тонкослойной хроматографии, радиоиммунохимии. Результаты клинических анализов крови и мочи малоинформативны. Имеет значение лишь характерная для опийных наркоманов постоянная легкая гипергликемия, а для курильщиков гашиша, наоборот, гипогликемия.

При всем многообразии психических расстройств, наблюдающихся в состоянии острой интоксикации психоактивными веществами, диагностика этого состояния основывается на констатации следующих принципиальных ее характеристик: 1) неуправляемость психической деятельности, неспособность к диссимуляции даже в ситуации экспертизы; 2) диссоциация психической деятельности за счет неравномерности функционирования отдельных сфер высшей нервной деятельности (например, диссоциация восприятия и запоминания, понимания и способности вербализации); 3) протопатичность ощущений, их глубина, безотчетность, диффузность).

Принципиально важным при судебно-психиатрическом освидетельствовании лиц, совершивших инкриминируемые им деяния в состоянии острой интоксикации тем или иным психоактивным средством, является отграничение непсихотических форм опьянения от психотических, поскольку экспертное решение в этих случаях принципиально различно. Под психотическими расстройствами понимают такие проявления психической деятельности, которые вызывают резкую дезорганизацию поведения индивидуума и находятся в грубом противоречии с реалиями окружающего мира. К расстройствам психотического уровня принято относить все виды помраченного сознания, обманы восприятия, бред и др.

Согласно статьи 14 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным и гражданским делам производится по основаниям и в порядке, предусмотренным уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным кодексами.

В соответствии со статьей 23 УК РФ, лица, совершившие преступление в состоянии опьянения, вызванного употреблением наркотических или других одурманивающих веществ, признаются вменяемыми (Приложение 2).

Лицо, страдающее наркоманией, признается невменяемым, если в период совершения правонарушения оно находилось в психотическом состоянии или при глубоких интеллектуально-мнестических и личностных нарушениях, которые развились в связи с длительным злоупотреблением наркотическими веществами.

При неглубоких психических расстройствах, которые все же ограничивают возможность осознания общественной опасности и контроля своих действий, судебно-психиатрическая оценка и решение суда определяются с учетом статьи 22 УК РФ (Приложение 2).

Федеральным законом от 08.12.2003 года № 162 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» принудительное лечение алкоголизма и наркомании осужденным (проводимое ранее в соответствии со статьями 99 и 104 УК РФ) было отменено.

Исходя из того, что наркомания причиняет ущерб не только психическому и соматическому состоянию человека, но и вызывает ряд социальных осложнений (имущественные, жилищные, брачно-семейные), закон предусматривает возможность ограничения дееспособности наркоманов. Над этими лицами по решению суда устанавливается попечительство. При прекращении злоупотребления наркотиками ограничение дееспособности отменяется в судебном порядке. Кроме ограничения дееспособности, к наркоманам могут применяться такие меры, как лишение родительских прав и др. При наличии выраженных психотических расстройств, изменений личности, исключающих возможность понимания значения своих действий и руководства ими, наркоман может быть признан недееспособным, с установлением над ним опеки. Все гражданские акты, совершенные наркоманами в психотическом состоянии, признаются недействительными.