Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по истории.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
458.24 Кб
Скачать

4.Социально-экономическое положение Японии в период Токугава

Социально-экономическое развитие Японии времен Токугава протекало крайне неравномерно. С начала XVII в. и до начала XVIII в. наблюдался экономический подъем; затем – стагнация и спад до середины XIX в. Подъем первого столетия правления сёгунов дома Токугава связан с объединением страны, с окончанием междоусобных войн. Все это создало предпосылки для развития сельского хозяйства. Во-первых, этот прогресс выразился в росте урожайности риса. Последнее было связано: а) с улучшением семенного материала; б) с совершенствованием оросительной системы; в) с активным применением удобрений (их получали даже из сушеных сардин); г) с улучшением орудий труда. Во-вторых, рост урожайности способствовал росту численности населения до 30 млн человек. В-третьих, изменяется социальная структура японского общества. Произошло устранение рядового самурайства из схемы экономических отношений: крупный сеньор – крестьянин. Переход к денежной форме ренты – закономерный этап в развитии аграрной экономики, воспринимался самураями отрицательно. Самураи-воины считали унизительным получать плату за службу в денежной форме.

В 1611 г. начинается процесс «закрытия страны», что также лишало экономику перспектив. Внутренний рынок был развит недостаточно, от внешнего рынка страна «закрылась». На начальном этапе изоляция укрепила позиции правительства и способствовала прогрессу. Но этот прогресс не мог существовать без внешнего рынка, без открытых портов. Товарно-денежные отношения не могли развиваться в условиях «закрытия». Кризис проявился в: 1) застой в сельском хозяйстве. Ярким показателем кризиса стало падение роста численности населения, особенно в деревне. 2) характерной чертой кризиса традиционной экономики являлся подрыв монополии самурайства на землю, потеря земли крестьянами, концентрация земли в руках нового социального слоя – землевладельцев из купечества и зажиточных крестьян. 3) приходит в упадок семейно-корпоративное ремесло. Начиная с XVIII столетия, растет конкуренция цехам со стороны первых мануфактур. Появились частные, княжеские и государственные мануфактуры. 4) финансовый кризис. Он проявился в том, что рост товарно-денежных отношений, даже в своем историческом дебюте, быстро привел к перераспределению денежных средств. В результате самураи, даймё и даже сёгун попали в финансовую зависимость от ростовщиков и первых банкиров. Вероятно, финансовый кризис связан с тем, что только в XVII в. в Японии появились золотые, серебряные и медные деньги. До этого времени роль денег играл рис.

5. Религиозная ситуация периода Токугава

С XVII в., когда сёгуны из клана Токугава (1603—1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую администрацию для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения в Японию конфуцианства. Конфуцианство стало отвечать умонастроениям эпохи Токугавы, когда предложило новую философию жизни и новую космологию. Важность конфуцианского подхода к миру следовала из того, что он предлагал нового рода единство мысли и действия, философии и политической системы. Предложенный конфуцианством идеал социального порядка имел форму естественной иерархии классов и сословий, в которой каждый индивид занимал определенное место и старался выполнить свою жизненную задачу и осуществить свои цели.

В 1549 г. в Японию было занесено христианство, а в 1562 г. несколько провинциальных князей вместе со своими подданными приняли его, стараясь таким образом извлечь пользу из торговли с португальцами. В самом начале сёгуны позитивно отнеслись к христианству, однако по прибытии в Японию испанских францисканцев ситуация резко изменилась в силу их раздоров с иезуитами; начинаются кровавые преследования христиан. В итоге христианское движение вынуждено было затаиться полностью.

Сближение неоконфуцианства с синтоизмом обусловлено в XVIII—XIX вв. определенными условиями. Культ древности и великих идеалов прошлого, изучение истории Японии, истоков ее культуры способствовали своеобразному возрождению синтоизма, укреплению его норм во всех сословиях и прежде всего в самурайстве с его склонностью к идеям величия предков и преданности господину. Постепенно этот культ, пропущенный сквозь призму конфуцианского отношения к правителю, государю, все более стал относиться именно к японскому императору — прямому потомку великой Аматэрасу, единственному законному правителю Японии.

С конца XVIII столетия в стране все заметнее усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сёгунами буддизму многие феодалы проводили реформы, способствующие ограничению влияния буддийских храмов и упрочению норм синтоизма. Проимператорские тенденции последнего были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неоконфуцианства. Неоконфуцианское учение Чжу Си было избрано в качестве официальной государственной доктрины.