Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 1, 1-3 вопросы.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
25.08.2019
Размер:
227.33 Кб
Скачать

62

Современный терроризм.

  1. Понятие и определение терроризма.

  2. Многоликость терроризма.

  3. Геокультуро00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000политическое измерение терроризма.

  4. Социально-экономическое измерение терроризма

5. Религиозное измерение терроризма.

1.

Современному человеку приходиться решать множество проблем, среди которых на одном из первых мест находится терроризм. Уже в конце 19-нач. 20 веков государственные деятели и титулованные особы становились жертвами террористических актов. Так, в 1984 г. итальянский анархист убил французского президента Сади Карно. В 1897 ещё один анархист смертельно ранил императрицу Елизавету австрийскую. В 1900 г. был убит король Италии Умберто 1, а в 1901- президент США Уильям Мак-Кинли и т.д. Наиболее яркое явление терроризма 19 века представляет собой терроризм русских народников. Среди множества групп, действовавших в 1870-80 - е гг., выделялась «Народная воля», подготовившая 8 покушений на Александра 2 - был убит 1 марта 1881 года.

За последние 100 лет феномен терроризма значительно изменился в худшую сторону. Сегодня терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству, как в своей внутренней, так и во внешней политике.

Рост масштабов и географии этого явления за последнюю четверть 20 века просто поражают. Если с 1970 по 1980-е годы во всем мире было осуществлено 1814 терактов. То уже в период с 1980 по 1986 гг. их число удвоилось. С точки зрения государственного департамента США сегодня в мире ежегодно совершается от 320до 620 терактов, хотя специалисты ЦРУ считают, что их значительно больше и в публикуемых статистических сведениях многое преуменьшается.

Географические рамки террористической активности сегодня не имеют границ. Разве, что Антарктида не стала местом терактов, а так ни на одном континенте планеты человек не чувствует себя в безопасности.

1.Особенно угрожающий оттенок приобретает терроризм в постиндустриальную эпоху, которая характеризуется современной революцией в военном деле, связанной с созданием качественно новых образцов оружия. Мир сталкивается с проблемой широкого распространения средств массового уничтожения, в «клуб» ядерных держав через «черный вход» пытаются проникнуть новые государства. И нет никакой гарантии, что образцы средств уничтожения рода людского не окажутся в руках террористов.

Стоило только Альфреду Нобелю в 1867 году запатентовать ДИНАМИТ, как уже в 1880-х годах 19 века он стал неотъемлемым компонентом среди средств вооруженного насилия террористов. Применение же ядерного, химического, биологического оружия безответственными и способными на всё безумцами может иметь далеко идущие последствия, чем использование обычных взрывных устройств.

2.Кроме того, постиндустриальная эпоха характеризуется и информационной компонентой. Человек будущего, вся индустрия, обеспечивающая его существование, вся система безопасности будут находиться в прямой зависимости от информационных систем. Поэтому предугадать негативные последствия атаки на информационную сферу представляется невозможным, а последствия таких атак будут катастрофическими. Американский эксперт Ф. Коэн подсчитал, что десять хакеров со ста тысячами долларов могут на протяжении нескольких недель нанести серьёзный ущерб американской информационной структуре, вплоть до её парализации. Двадцать хакеров с 1 млн. долларов на протяжении 2-х недель могут поставить США на колени. А сотни хакеров и 30 млн. долларов достаточно для разрушения всей информационной структуры США, после чего понадобиться несколько лет для проведения комплекса восстановительных работ.

3.Терроризм сам по себе не в состоянии достичь многого, но он может запустить механизм более сложного и разрушительного социального явления, которое называется войной. Вспомним события, связанные со 2-ой чеченской кампанией – взрываются жилые дома в двух «спальных» районах Москвы, дагестанском городе Буйнакске, Волгодонске ростовской области. Чеченские боевики вторгаются под командованием Хаттаба и Басаева на территорию соседнего Дагестана, прикрываясь знаменем ислама. Погибли сотни людей. В обществе было сформировано мнение о необходимости самой решительной борьбы с терроризмом. Результатом стало введение войск в Чечню, началась контртеррористическая операция, а, по сути – война.

Та же логика прослеживается в событиях 11 сентября 2001 года в США. Тот, кто осуществил эти террористические акты, вполне мог рассчитывать именно на адекватную реакцию США и их союзников по НАТО решить проблему характерными для данного блока государств методами.

Широкомасштабное использование военной силы против Афганистана и Ирака, как «государств-изгоев», поддерживающих терроризм, заставляет более внимательно анализировать прогнозы Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций, о том, что эти столкновения не обязательно, на начальном этапе, могут носить явно выраженный характер. Ведь для исламистов это может быть ещё одним поводом для пропаганды широкомасштабного священного джихада против неверных, цель которого – передел современного миропорядка.

На Западе давно осознали, опасность, которую несет

терроризм демократическому обществу. Там этой проблемой занимаются авторитетные исследователи и разнообразные исследовательские учреждения. В Израиле, например, есть Институт по изучению проблем терроризма. Аналогичные научные центры имеются в Западной Европе и в США. Возникла даже целая научная отрасль – террорология. Проводятся многочисленные конгрессы, симпозиумы, семинары. В США, начиная с 1978 года, издается ежеквартальный журнал «Terrorism».

В странах СНГ сегодня люди знакомы с терроризмом не понаслышке. Российский Северный Кавказ, Грузия, Таджикистан, Армения – вот далеко не все «болевые» точки. Однако смело можно утверждать, что феномен современного терроризма на постсоветском пространстве до сих пор не изучен. Конечно, есть соответствующие отделы в ФСБ России, в Службе безопасности Украины, в белорусском КГБ. Но, будучи по своей сути организациями закостенелыми, они всячески избегают общественного внимания, крайне неохотно делятся информацией, их представители в своих комментариях происходящего максимально сдержаны. По большей части они ограничиваются репликами типа «ситуация полностью под контролем». Хотя стоит только взглянуть на тот «бардак», который творится вокруг, то оценить эффективность такого «контроля» удаётся лишь с помощью ненормативной лексики.

Даже простые описания всех более или менее значительных терактов последних двух десятилетий заняло бы несколько томов. Но общественности нужен не бухгалтерский перечень взрывов или количество трупов, а анализ феномена терроризма, люди должны знать причины, порождающие это явление, понимать его сущность и методы, чётко представлять себе то, какие методы борьбы с терроризмом наиболее эффективны.

В современной западной террорологии существует свыше 100 определений терроризма. Это и понятно, так как все подчёркивают, что терроризм сложное и многоликое, динамичное явление. Помимо правовых сторон он затрагивает психологические, исторические и технологические проблемы. Не случайно, что международному сообществу не удалось до сих пор выработать общепринятое, юридическое определение терроризма, хотя сущностное наполнение этого явления понятно. Здесь присутствует противозаконное насилие с применением оружия, стремление запугать широкие слои населения, невинные жертвы, а применительно к терактам, выходящим за рамки государственных границ – международный элемент.

Американские исследователи, отмечают, что терроризм легче описать, чем дать ему чёткое, однозначное определение. Именно так поступает американский исследователь Б. Дженкинс. «Терроризм – определяется в зависимости от характера акции, а не от личности исполнителя или сути дела, за которое он борется. Все террористические акции сопряжены с применением насилия или угрозой насилия, часто это сопровождается выдвижением конкретных требований. Насилие направлено в основном против гражданских объектов. Мотивы имеют политический характер. Акции совершаются так, чтобы привлечь максимум общественного внимания. Исполнители, как правило, являются членами организованных групп или, в отличие от других преступников, берут на себя ответственность за совершаемые акции. И, наконец, сама акция призвана оказать воздействие, выходящее за рамки причинения непосредственного физического ущерба».

Выделим существенные признаки этого явления. Полезным здесь будет сделать этимологический (этимология – раздел языкознания, исследующий происхождение слов разных языков) и исторический срезы. Филологические источники не всегда могут дать точный ответ по толкованию того или иного понятия с учетом специфики конкретной науки, однако они помогают очертить содержание понятия с учётом его этимологического значения. Современный словарь иностранных слов трактует понятие терроризма как политику и тактику террора, а террор (от латинского terror – страх, ужас) определяется как «политика устрашения, подавления политических противников насильственными средствами». С точки зрения этимологии мы зафиксируем два момента, важные при построении дефиниции (краткое определение понятия, отражающее существенные признаки предмета или явления или иначе - толкование слова) терроризма СТРАХ И НАСИЛИЕ.

Исторический срез. Всякое понятие имеет историю своего использования. Террор – открытие Французской революции. Оно вошло в современный язык благодаря стараниям жирондистов и якобинцев, объединившихся в 1792 году, чтобы вынудить короля заменить прежних министров лидерами леворадикальных группировок. Именно тогда деятели революции объявили: «Да, будет террор, в порядке дня»! (“Que la terreur soit a l`ordre du jour”!). Якобинское правительство создало систему государственного террора в чрезвычайных обстоятельствах, когда в стране одновременно шли гражданская война и война против коалиции (Англия, Испания, Голландия). Но помимо объективных факторов были и субъективныеособенности мировоззрения якобинцев. Участники революции стремились уничтожить старый мир и построить новый, очищенный от следов прошлого. Они уповали на спасительную силу террора. Максимилиан Робеспьер, выступая в Конвенте 5 февраля 1794 года, подчеркнул: «Если в мирное время орудием народного правления является добродетель, то во время революции оружием его является и добродетель и террор одновременно: добродетель, без которой террор гибелен, террор, без которого добродетель бессильна. Террор – есть ни что иное, как быстрая, строгая, непреклонная справедливость: следовательно, он является проявлением добродетели, он – не столько особый принцип, сколько вывод из общего принципа демократии, применяемого отечеством в крайней нужде».

Результатом террора якобинцев приблизительно стали 35-40 тыс. человек, учитывая жертвы войны (американский историк Д. Грир).

Подчеркнём, что понятие террора воспринималось с конца 18в. И в течение двух третей 19 века в своём самом широком и нерасчленённом смысле. Этим словом обозначались и открыто насильственная форма диктатуры, и практика политических покушений. Понятие «терроризм» использовалось как адекватное «террору», обретая в некоторых случаях специфический оттенок: терроризм – это осуществление террора.

С появлением в конце 19 века оппозиционных организаций, практикующих систематические покушения, понятия «террор» и «терроризм» конкретизируются и обособляются друг от друга.

«Террор» - это политика репрессий со стороны государства, опирающегося на мощь своих силовых институтов.

«Терроризм» - это насилие, осуществляемое со стороны оппозиционных группировок.

Оружие террорарепрессии, оружие терроризматеррористический акт.

К существенным признакам терроризма мы можем отнести НАСИЛИЕ.

Сложились 3 типа теорий, объясняющих истоки насилия.

Первый тип выводит насилие из природы человека. Вся история человеческой цивилизации связана с насилием. Первейший закон природы – борьба за существование. При этом подходе предполагается, что существуют врождённые склонности, инстинкты (инстинкт смерти, сексуальный), которые подталкивают человека к насилию. К этому типу относятся концепции, объясняющие насилие присущей человеку воли к власти, господству. Финский исследователь Т. Ванханен подчёркивает: «Люди должны бороться за власть, т.к. это конечный пункт к распределительному контролю над ресурсами», а, следовательно, и к лучшей жизни.

Второй тип теорий выводит применение насилия из экономических и социальных условий жизни общества. Ещё Аристотель указывал на то, что в основе насилия лежит неспособность власти установить равенство в обществе. Экономическое неравенство порождает социальную дифференциацию общества на группы, классы и соответственно – противоречия и борьбу между ними. Ральф Дарендорф пишет: «Неравенство и власть продолжают быть мощными факторами столкновения интересов и борьбы». Неравенство в доходах – важнейшая причина политического насилия.

Третий тип теорий связывают насилие с динамикой конфликта. В любом обществе возникают конкурирующие группы – экономические, политические, духовные. Конфликт становится реальным, когда конкурентное состояние персонифицируется, когда друг другу начинают противостоять конкретные индивиды. Конфликт приводит к победе одну из конкурирующих групп - утверждается новая иерархия (расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему, расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения – иерархическая лестница). История разрешения конфликта повторяется вновь и вновь.

Несомненное значение имеют два момента – явный и латентный (скрытый, внешне не проявляющийся) элементы насилия.

Явный элемент насилия связан с осуществлением террористических актов, в результате которых гибнут люди, рушатся здания, взрываются самолёты, идут под откос поезда и т.д. В современных условиях расширяются объекты террористических покушений. В арсенал терроризма сегодня входят акции безадресного террора, угоны самолётов, ограбление банков, взятие заложников, поджоги промышленных предприятий и офисов, налёты на казармы, полицейские участки, взрывы в помещениях политических партий, массовые уличные бесчинства, нападения из-за угла, диверсии и т.п.