Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Materialy_k_seminaru_1.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
92.67 Кб
Скачать

Семинар 1

Взаимодействие стран антигитлеровской коалиции

в годы Второй мировой войны: Тегеранская конференция 1943 г. и

Ялтинская конференция 1945 г.

Вопрос 1 Тегеранская конференция 1943 г.

А) Краткое сообщение о Тегеранской конференции

Б) Основные вопросы конференции.

В) Принятые решения.

Вопрос 2 Ялтинская (Крымская) конференция 1945 г. (Источник - Коммюнике союзных держав)

А) Краткое сообщение о Ялтинской (Крымской) конференции

Б) Определение Коммюнике.

В) Основные вопросы конференции.

Г) Противоречия между участниками конференции.

Д) Принятые решения.

Е) Значение конференции.

Тегеранская конференция 1943 г.

Источник: Крушение оборонительной стратегии фашистского блока/ История второй мировой войны 1939–1945 гг., Том 8. — М.: Воениздат, 1977. -- 536 c.

Конференция Председателя Совета Народных Комиссаров СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля проходила в Тегеране с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. Здесь впервые встретились главы правительств трех ведущих держав антифашистской коалиции. В работе конференции участвовали также министры иностранных дел, политические и военные советники.

В центре внимания Тегеранской конференции находились проблемы дальнейшего ведения войны, в особенности вопрос об открытии второго фронта. От его решения зависели сроки окончания войны в Европе, а следовательно, судьбы миллионов людей во всем мире. Делегация СССР шла на переговоры с твердым намерением окончательно договориться о дате высадки американо-английских войск в Западной Европе. Позиции же делегаций США и Англии по этому вопросу были весьма противоречивы, что и определило остроту развернувшейся полемики.

На первом пленарном заседании президент США информировал советскую делегацию о решении Квебекской конференции предпринять экспедицию через Ла-Манш около 1 мая 1944 г. Глава американской делегации заверил, что союзники не желают затягивать дату вторжения дальше мая или июня. Но в то же время, подчеркнул он, есть немало и других мест, где могут быть использованы англо-американские войска: Италия, районы Адриатического и Эгейского морей, а также для помощи Турции, если она вступит в войну. Поэтому представители США и Англии запрашивали мнение советской стороны, каким образом лучше всего использовать их вооруженные силы, находившиеся в бассейне Средиземного моря. Сталин ответил, что наилучший результат дал бы удар по врагу в Северной или Северо-Западной Франции, так как «наиболее слабым местом Германии является Франция».

Премьер-министр Англии У.Черчилль выдвигал так называемую «балканскую стратегию» в вопросе об открытии второго фронта. Он надеялся достигнуть этого путем развития операций в Италии и на Балканах. В этом случае, по его замыслам, англо-американские войска могли бы опередить Советскую Армию и первыми выйти в Юго-Восточную и Центральную Европу.

Настойчиво выступая за "балканский вариант" открытия второго фронта, Черчилль руководствовался не военными, а политическими соображениями. Он стремился преградить путь Красной Армии на Балканы, не допустить здесь роста демократических движений, укрепить позиции Англии в Средиземном море, сохранить ее господство на Ближнем Востоке. "Всякий раз, когда премьер-министр настаивал на вторжении через Балканы, - говорил Ф. Рузвельт своему сыну Эллиоту, - всем присутствовавшим было совершенно ясно, чего он ... хочет. Он ... хочет врезаться клином в Центральную Европу, чтобы не пустить Красную Армию в Австрию и Румынию и даже, если возможно, в Венгрию".

Это был старый, версальский план создания "санитарного кордона" против СССР в Центральной Европе и на Балканах Черчилль признавал, что он рассчитывал на Балканах вбить "клин союзных армий между Европой и Советской Россией".

В «балканской стратегии» Черчилля отводилось особое место Турции, По его замыслам, она должна была двинуть свои войска в Юго-Восточную Европу, чтобы совместно с высадившимися там англо-американскими дивизиями предотвратить развитие революционного движения на Балканах и освобождение расположенных в этом районе стран Советской Армией. Британское министерство иностранных дел считало, что это явилось бы «наилучшим, если не единственным, средством предотвратить полное распространение русского влияния на Балканские страны. Если турки сохранят свой нейтралитет, британские силы не смогут, по-видимому, попасть на Балканы до того, как там утвердятся русские».

Наконец, после продолжительного обсуждения 1 декабря И. В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль парафировали военные решения Тегеранской конференции. В них были зафиксированы обязательства правительств США и Англии предпринять в течение мая 1944 г. операцию «Оверлорд» или Нормандскую операцию (высадка союзных войск во Франции) одновременно со вспомогательной операцией на юге Франции и обязательство СССР предпринять наступление примерно в то же время с целью не допустить переброски германских сил с восточного на западный фронт. Предусматривалось, что военным штабам трех держав необходимо отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоявших операций в Европе и консультироваться о мероприятиях по дезинформации противника относительно этих операций. В решениях отмечалось, что «… что с военной точки зрения желательно, чтобы до конца года Турция вступила в войну на стороне союзников.»

В декларации трех держав, подписанной в тот же день и опубликованной после конференции, указывалось, что СССР, США и Англия согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга.

Решения конференции по военным вопросам открывали путь к организации тесного стратегического взаимодействия советских и американо-английских вооруженных сил в войне с общим врагом.

Большое значение для укрепления единства антигитлеровской коалиции и скорейшего завершения войны имело заявление главы Советского правительства о вступлении в войну с Японией после капитуляции Германии. Оно явилось ответом СССР на неоднократные просьбы США и Англии об его участии в войне на Дальнем Востоке. Глава советской делегации Сталин заявил, что СССР пока не может присоединиться к борьбе против Японии, поскольку все его силы заняты на Западе. Он указал, что в настоящее время советские силы на Дальнем Востоке достаточны только для ведения обороны, для наступательных же операций их нужно увеличить, по крайней мере, в три раза. «Это может иметь место, — сказал Сталин, — когда мы заставим Германию капитулировать. Тогда — общим фронтом против Японии».

Согласие Советского правительства вступить в войну с Японией после поражения Германии было продиктовано желанием быстрее ликвидировать очаг агрессии на Дальнем Востоке, многие годы угрожавший безопасности СССР. В течение длительного времени японское правительство активно готовилась к нападению на Советский Союз, выжидая только подходящего для этого момента. Япония не выполняла пакт о нейтралитете, вела широкую разведывательно-диверсионную деятельность и передавала информацию гитлеровской Германии. Она систематически нарушала государственную границу и территориальные воды СССР, обстреливала и задерживала торговые суда

Таким образом, важнейшим результатом Тегеранской конференции явились координация военных усилий СССР, США и Англии против фашистской Германии, принятие решения об открытии второго фронта в Западной Европе и отклонение «балканской стратегии» Британии. Военные решения, принятые в Тегеране, значительно упрочили антигитлеровскую коалицию.

Наряду с проблемами ведения войны на первой конференции глав правительств обсуждались вопросы послевоенной организации и обеспечения прочного мира. Их рассмотрение носило в основном предварительный характер. Представители СССР, США и Англии обменялись мнениями о будущей международной организации безопасности, устройстве Германии после ее поражения, решении польского и других вопросов. Тегеранская конференция позволила выявить точки зрения ее участников по острым и насущным проблемам послевоенных отношений и подготовить почву для решения некоторых из этих проблем в будущем.

Вопрос о Германии стал предметом внимания уже во время первых неофициальных встреч глав правительств. На обсуждение конференции он был поставлен Рузвельтом в последний день ее работы — 1 декабря. Президент США внес предложение разделить Германию на пять частей, каждая из которых будет представлять независимое государство.

Английский премьер-министр выдвинул свой план раздела Германии. Он предложил, во-первых, изолировать Пруссию и, во-вторых, отделить от остальной Германии ее южные провинции и включить их в дунайскую федерацию. Предложение Черчилля не представляло чего-то нового. Уже более года он выступал с многочисленными проектами образования в Европе сначала федераций и конфедераций, затем европейского совета из 10 государств и, наконец, Соединенных Штатов Европы. Цель этих новообразований была одна — упрочить английские позиции в Европе и объединить ее против СССР. Советское правительство выступило против этого, понимая, что главная цель выдвинутой Черчиллем идеи заключалась в образовании антисоветских блоков. В Тегеране глава Советского правительства выступил против плана Черчилля и высказался за то, чтобы Венгрия и Австрия были самостоятельными государствами.

Пути решения германской проблемы Советское правительство видело не в расчленении Германии, а в ее демилитаризации и демократизации с непременной ликвидацией гитлеровского государства, а также уничтожением фашистского «нового порядка» в Европе. По мнению правительства СССР, для предотвращения опасности возрождения германского милитаризма великие державы, ответственные за сохранение мира, должны были создать сильный международный орган, который помешал бы Германии развязать новую войну. С этим был согласен и Рузвельт.

На Тегеранской конференции обсуждался также польский вопрос. Правящие круги Англии и США, поддерживавшие антинародное, враждебное Советскому Союзу эмигрантское польское правительство в Лондоне, стремились восстановить такую Польшу, которая была бы послушна англо-американскому диктату и могла бы легко быть превращена в антисоветский плацдарм. Они отрицательно отнеслись к разрыву Советским Союзом дипломатических отношений с польским эмигрантским правительством в апреле 1943 г. Рузвельт и Черчилль в Тегеране возобновили попытки добиться восстановления советско-польских отношений.

В ответ на высказанное Рузвельтом пожелание, чтобы Советское правительство начало переговоры и восстановило свои отношения с польским эмигрантским правительством в Лондоне, Сталин заявил, что, если последнее прекратит враждебную СССР политику, не будет поддерживать связей с немцами в Польше, солидаризируется с партизанами и станет призывать к активной борьбе с оккупантами, тогда Советское правительство будет готово начать с ним переговоры. Советский Союз вновь подтвердил свою заинтересованность в воссоздании сильного, независимого, демократического польского государства во главе с правительством, защищающим национальные интересы страны и дружественно настроенным к СССР.

Значительное место в дискуссиях, главным образом между советской и английской сторонами, занял вопрос о польских границах. Еще в первый день конференции глава советской делегации в неофициальной беседе с главами делегаций США и Англии высказал мысль о том, что территория Польши на западе должна простираться до реки Одер и Советский Союз готов помочь Польше получить такую границу. На заседании 1 декабря Черчилль изложил мнение английского правительства о польских границах. Смысл его состоял в том, что польское эмигрантское правительство должно отказаться от попыток отторжения от СССР Западной Украины и Западной Белоруссии и признать в качестве границы между СССР и Польшей линию Керзона (границы страны, образованные после I Мировой войны).

Разъясняя советскую позицию относительно границ Польши, Сталин заявил, что «украинские земли должны отойти к Украине, а белорусские — к Белоруссии», то есть между СССР и Польшей должна существовать граница 1939 года. Советский Союз считал справедливым и необходимым возвращение Польше ее исконных земель на западе.

На том же заседании английский премьер-министр огласил следующее предложение по польскому вопросу: «...очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер...». Конференция согласилась с этой формулой. Был согласован также вопрос о передаче Советскому Союзу Кенигсберга (Калининград) с прилегающей к нему территорией.

Рузвельт не принимал участия в дискуссии о границах Польши. Встретившись перед пленарным заседанием со Сталиным, он сказал, что согласен со взглядами советской делегации о необходимости восстановления польского государства, восточная граница которого может быть отодвинута на запад, а западная — продвинута вперед «вплоть до Одера». Однако по политическим соображениям, а именно ввиду предстоявших в 1944 г. президентских выборов не может участвовать в настоящее время в решении вопроса о польских границах и высказываться по нему публично.

Конкретного решения по польскому вопросу конференция не приняла. Вместе с тем главы правительств трех государств в принципе договорились о правомерности линии Керзона в качестве советско-польской границы и возвращения Польше ее исконных земель на западе.

На конференции рассматривались некоторые проблемы послевоенного сотрудничества и обеспечения прочного мира. Американская сторона изложила свою точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности. Согласно схеме президента, изложенной в Тегеране, всемирная организация безопасности должна быть основана на принципах Объединенных наций и иметь три органа: Ассамблею из представителей всех членов Объединенных наций, не имеющую «никакой другой власти, кроме дачи рекомендаций»; Исполнительный комитет, занимающийся всеми невоенными проблемами: экономическими, продовольственными, здравоохранения и т. п.; Полицейский комитет из четырех стран, который следил бы за сохранением мира и за тем, чтобы не допустить новой агрессии Германии и Японии.

Глава Советского правительства высказался в пользу создания международной организации и назвал «схему, изложенную президентом, хорошей», но заметил, что малые страны в Европе могут быть недовольны такого рода организацией и поэтому, возможно, было бы целесообразным создать две организации: одну — для Европы, а другую — дальневосточную или мировую.

Хотя тегеранские переговоры и не привели к принятию какого-либо специального решения о создании международной организации, они свидетельствовали о стремлении трех великих держав к послевоенному сотрудничеству. В заключительной декларации конференции указывалось, что три страны «будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время».

В подписанной в Тегеране декларации об Иране руководители трех держав, признавая помощь, оказанную этой страной антифашистской коалиции, особенно в транспортировке грузов в Советский Союз, в свою очередь согласились предоставлять ей экономическую помощь во время войны и в послевоенный период. Они заявили о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана.

Тегеранская конференция имела большое значение для хода и исхода второй мировой войны. Впервые за время существования антифашистской коалиции были согласованы планы ведения войны против общего врага, тем самым создавались благоприятные условия для победоносного ее завершения. Обмен мнениями по важнейшим политическим проблемам способствовал сближению позиций стран по еще не решенным вопросам. Декларация СССР, США и Англии о совместных действиях в войне и о послевоенном сотрудничестве явилась важным политическим документом, свидетельствовавшим об упрочении антигитлеровской коалиции. Конференция вновь подтвердила жизненность идей о возможности сосуществования и сотрудничества государств с различными социально-экономическими системами.

После Тегеранской конференции, на Каирской конференции, главы правительств США и Англии договорились о назначении главнокомандующего силами вторжения в Западную Европу, им стал американский генерал Д. Эйзенхауэр. Было намечено распределение войск союзников на Средиземноморском театре: английским силам предстояло продолжать кампанию в Италии, а американским совместно с французскими — осуществить высадку на юге Франции.

Таким образом, политические, экономические и военные возможности антигитлеровской коалиции для достижения победы в войне увеличились. Расширился и окреп союз народов и стран, боровшихся против фашизма. Это позволяло им планировать и осуществлять стратегическое наступление большого размаха. Признание правительствами трех великих держав первейшей целью ускорение конца войны, принятые на Тегеранской конференции решения о согласованных ударах по Германии явились важной предпосылкой для полного разгрома фашистского блока в Европе, последующего поражения Японии и победоносного окончания второй мировой войны.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]