Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Управление и оптимизация / Novikov - Teoriya upravleniya organizatsionnimi sistemami 2005

.pdf
Скачиваний:
52
Добавлен:
02.09.2019
Размер:
3.38 Mб
Скачать

Анализ задачи распределения затрат проведем на примере. Пусть имеются два города (агента), разделенные рекой. Они обращаются в строительную фирму, специализирующуюся на строительстве мостов. Фирма объявляет, что готова построить мост за С единиц (положим С = 1). Доходы городов от использования моста равны q1 = 0,4 и q2 = 1,2 соответственно. Понятно, что строительство моста (мост – общественное благо) выгодно для городов, так как q1 + q2 > C. Как же следует поделить затраты между ними, то есть сколько должен заплатить первый город – С1, а сколько второй – С2 (С1 + С2 = С)? Рассмотрим некоторые возможные варианты.

1. Принцип равного распределения. Положим

С1 = С2 = С / 2. Если q1 > C / 2 и q2 > C / 2, то есть если значения целевых функций

fi = qi - Ci , i =1, 2 ,

неотрицательны, то этот вариант является допустимым (в нашем примере это не так). Отметим, что он является неманипулируемым (у агентов ничего не спрашивают – используется принцип абсолютных приоритетов). Однако не всегда принцип равного распределения является «справедливым», так как если априори известно, что q1 ¹ q2, то есть доходы от потребления не равны, то, наверное, будет неправильно заставлять агентов платить поровну.

2. Принцип пропорционального распределения.

Примем следующий принцип – «кому общественное благо нужнее, пусть тот больше и платит», то есть разделим

затраты пропорционально доходу: Ci = sSi C , i = 1, 2, где

S = s1 + s2, а si – сообщаемая центру i-м агентом оценка собственного дохода. Проанализируем механизм пропорционального распределения затрат. Очевидно, s1 + s2 ³ C, так как если s1 + s2 < C, то строительство моста невыгодно

180

(суммарный доход меньше затрат на строительство). Для того чтобы целевые функции были неотрицательны, потребуем: C1 q1, C2 q2. Перечисленные неравенства задают допустимую область заявок (s1, s2) агентов.

Понятно, что оба агента будут стремиться снизить заявки. Равновесием Нэша при этом будет множество пар заявок (s1*, s2*), представляющих собой отрезок: s1* + s2* = С, s1* q1, s2* q2. Интересно отметить, что сообщение достоверной информации в механизме пропорционального распределения не является равновесием.

В силу множественности и Парето-эффективности равновесий Нэша, если агенты знают истинные доходы друг друга, то имеет место «борьба за первый ход». Например, первый агент сообщает s1 = 0 (C1 = 0), перекладывая все затраты на второго (он вынужден объявить s2 = 1

(C2 = 1)).

Легко видеть, что механизм пропорционального рас-

пределения является механизмом равных рентабельно-

стей. Определим рентабельность i-го агента ρi = (si – Ci) / Ci как отношение прибыли к затратам (прибыль определяется по сообщению агента si). Подставляя в процедуру пропорционального распределения, получим, что ρ1 = ρ2, то есть рентабельности агентов равны (истинные рентабельности, определяемые как (qi – Ci) / Ci при этом могут быть и не равны).

3. Принцип равных прибылей. Рассмотрим следую-

щий механизм: C =

C

+

(s1 s2 )

; C

2

=

C

+

(s2 s1)

.

 

 

 

 

1

2

2

 

2

2

 

 

 

 

 

Получим, что множество равновесий Нэша то же, что и в принципе пропорционального распределения.

Приведенные выше три принципа распределения затрат легко обобщаются на случай любого конечного числа агентов и, естественно, не исчерпывают все возможные

181

варианты – на сегодняшний день известны и используются несколько десятков различных принципов [2, 8, 9, 14, 21, 38, 68, 69]. В большинстве из них вопрос о манипулируемости остается открытым. В то же время в ряде случаев описанный выше для механизмов распределения ресурса результат о неманипулируемости удается перенести на определенный класс механизмов распределения затрат, которые являются содержательно «двойственными» к механизмам распределения ресурса (см. подробности в [3, 8, 14, 38]).

3.3. Механизмы активной экспертизы

Многообразие целей и задач, решаемых руководителем организации, большое число подчиненных, их возможности и способности, требования и условия, предъявляемые окружающей средой – все это требует от центра владения большим количеством информации, необходимой для принятия эффективных управленческих решений. Но возможности центра ограничены, и он не всегда может сам непосредственно получить всю эту информацию. Поэтому возникает необходимость получения информации от остальных участников ОС, окружающей среды и т. д. В управлении социально-экономическими системами важную роль играют механизмы экспертизы, то есть механизмы получения и обработки информации от экспертов – специалистов в конкретных областях.

На сегодняшний день известны десятки механизмов проведения опросов экспертов и обработки их мнений. Детальное их описание выходит за рамки настоящей работы. Нас будет интересовать лишь один из аспектов процедур экспертного оценивания, а именно – возможность искажения информации агентами.

182

Представим себе следующую ситуацию. Центр хочет получить информацию, например, о производственных возможностях агентов. Самим агентам, естественно, их возможности известны, и они могут выступать в роли экспертов. Предположим, что центр устраивает опрос агентов и на основании их информации принимает управленческое решение. Так как принимаемое центром решение непосредственно затрагивает интересы агентов (а принимается оно на основе полученной от них же информации), то, скорее всего, каждый агент сообщит такую информацию, которая приведет к принятию наиболее выгодного для него решения. Простейший пример – когда центр спрашивает у агентов, какое количество финансовых ресурсов необходимо для выполнения определенного задания. При этом вряд ли можно надеяться, что агенты скажут правду (особенно при нехватке финансов).

То есть эксперты могут искажать информацию (манипулировать данными) в соответствии с собственными интересами. Такое их поведение называется активным, отсюда название этого раздела – активная экспертиза. Для центра желательно построить такой механизм (процедуру), при котором все эксперты говорили бы правду. Возможно ли это? В ряде случаев оказывается, что возможно.

Пусть имеются n экспертов, оценивающих какой-либо объект по скалярной шкале (объектом может быть кандидат на некоторый пост, вариант финансирования и т. д.). Каж-

дый эксперт сообщает оценку d si D, i =1, n , где d

минимальная, а D – максимальная допустимая оценка. Итоговая оценка x = π (s), на основании которой принимается решение, является функцией оценок, сообщенных экспертами, s = (s1, s2, ..., sn). Обозначим ri – субъективное мнение i-го эксперта, то есть его истинное представление об оцениваемом объекте.

183

Предположим, что процедура p (s) формирования итоговой оценки является строго возрастающей непрерывной функцией, удовлетворяющей условию единогласия:

a [d, D] p (a, a, ... , a) = a.

Обычно предполагается, что эксперты сообщают свои истинные мнения {ri}i N. При этом если каждый из экспертов немного ошибается (несознательно и в зависимости от

своей квалификации), то, например, средняя оценка 1 ån ri

n i=1

достаточно объективно и точно оценивает объект. Если эксперты заинтересованы в результатах экспертизы, то они не обязательно будут сообщать свое истинное мнение, то есть механизм p (×) может быть подвержен манипулирова-

нию (si ¹ ri).

Формализуем интересы эксперта. Предположим, что каждый эксперт заинтересован в том, чтобы результат экспертизы x был максимально близок к его мнению ri, то есть примем в качестве целевой функции i-го эксперта:

fi (x, ri ) = − x ri , i =1, n .

При этом эксперт будет сообщать оценку si, доставляющую минимум x (s1, ..., si , ..., sn ) ri .

Приведем пример манипулирования. Пусть n = 3; d = 0; D = 1; r1 = 0,4; r2 = 0,5; r3 = 0,6 и центр использует

следующий механизм обработки оценок: x = p (s) = 1 ån si . 3 i=1

Если si ri , i =1, 3 , то есть если все эксперты сообщают

правду, то x = 0,5. При этом итоговая оценка совпала с истинным представлением второго эксперта, и он удовлетворен результатом полностью. Остальные же эксперты (первый и третий) не удовлетворены, так как r1 < 0,5, а r3 > 0,5. Следовательно, они попытаются сообщить другие

184

s1

и s3. Пусть они сообщают s = 0, s = 0,5, s =1. Тогда

 

1

2

3

x = π (s1 , s2 , s3 ) = 0,5. Получили ту же итоговую оценку.

Опять первый и третий эксперты не удовлетворены. Посмотрим, могут ли они поодиночке изменить ситуацию. Если s1 ¹ s1 , а s2 = s2 , s3 = s3 , то π (s1, s2 , s3 ) > x , следовательно, первый эксперт, изменяя свою оценку, еще более удаляет итоговую оценку от собственного истинного мнения. То же можно сказать и о третьем эксперте:

π (s1 , s2 , s3 ) < x , если s3 ¹ s3 . То есть, отклоняясь поодиночке от сообщения s*, ни один из экспертов не может приблизить итоговую оценку к своему субъективному мнению. Значит s* = (0; 0,5; 1) – равновесие Нэша.

Определим следующие числа:

 

 

w1

= π (d, D, D) = π (0, 1, 1) =

 

2

;

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

w2

= π (d, d, D) = π (0, 0, 1) =

1

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

π (0, 0, 0) = 0 и p (1, 1, 1)

 

 

(отметим,

что

= 1). При этом

w2 r2 w1

(

1

£

1

£

2

). То есть на отрезке [w2; w1] экс-

3

 

 

 

 

 

2

3

 

 

 

 

 

перт номер два является «диктатором с ограниченными полномочиями» (его полномочия ограничены границами отрезка). Построим теперь для рассматриваемого примера механизм, в котором всем экспертам выгодно сообщить достоверную информацию, и итоговая оценка в котором будет та же, что и в механизме π (×) .

Центр может попросить экспертов сообщить истинные значения r = {ri}i N и использовать их следующим образом (эквивалентный прямой механизм): упорядочить экспертов в порядке возрастания сообщенных точек пика;

если существует число q Î2, n , такое, что wq–1 ³ rq–1; wq £ rq

185

(легко показать, что существует единственный эксперт с таким номером q), то

x* = min (wq–1; rq).

В нашем примере q = 2 и

 

1

= min (

2

;

1

).

2

3

2

 

 

 

 

При этом, очевидно, s

= d, i < q, s = D, i > q . Итак,

i

 

 

 

i

 

 

 

по сообщению r центр, воспользовавшись числами w1 и w2, восстановил равновесие Нэша s*.

Проверим, могут ли эксперты, сообщая ~ri ¹ ri «улуч-

шить» (со своей точки зрения) итоговую оценку. Очевидно, что второму эксперту изменять ~ri ri невыгодно, так

как x*(r1, r2, r3) º r2. Пусть первый эксперт сообщает ~r1 < r1 . Для определенности положим ~r1 = 0,2 . Ситуация не изме-

нится – по-прежнему «диктатором» является второй эксперт. Если ~r1 > r1 , то первый эксперт может изменить итоговую оценку, только став «диктатором», то есть сообщив

~

> r2

~

, r2

~

, но при этом

r1

. Тогда центр определит π (r1

, r3 ) = r1

 

~

 

>

 

r1 - r2

 

, то есть первый эксперт еще более удалил

 

 

 

 

r1 - r1

 

 

 

исходную оценку от r1. То есть, изменяя сообщение ~r1 , первый эксперт не может приблизить итоговую оценку к r1.

Аналогично можно показать, что невыгодно манипулировать и третьему эксперту.

Таким образом, мы показали, что в эквивалентном прямом механизме сообщение достоверной информации является равновесием Нэша для экспертов, причем итоговая оценка та же, что и в исходном механизме.

Перейдем теперь к рассмотрению общего случая (произвольного числа экспертов). Пусть все ri различны и упорядочены в порядке возрастания, то есть r1 < r2 < ... < rn и x* – равновесие Нэша (x* = π (s*)).

186

 

По аналогии с рассмотренным выше примером мож-

но

показать, что

если

x* > ri, то s = d ,

если x* < ri, то

 

 

 

i

 

 

s

= D . Если же d < s

< D , то x* = ri. При этом если x* = rq,

i

 

i

 

 

 

то

"j < q s = d,

"j > q s = D , а сама величина s опре-

 

j

 

j

 

q

деляется из условия:

 

 

 

 

æ

 

 

ö

 

 

p çd, d, ..., d, s , D, D, ..., D÷ = r .

 

ç 14243 q 14243

÷

q

 

è

q −1

n q

ø

 

Таким образом, для определения ситуации равновесия достаточно найти номер q. Для этого вычислим (n + 1) число:

æ

 

 

ö

 

 

wi = p ç d , d , ..., d ,

D , D , ..., D ÷, i =

0, n

.

ç

142 43

1 42 43

÷

 

 

è

i

n i

ø

 

 

При этом w0 = D > w1 > w2 > ... > wn = d, и если

wi £ ri £ wi–1, то x* = ri, то есть i-й эксперт является диктатором на отрезке [wi; wi–1].

Легко показать, что существует единственный эксперт q, для которого выполнено wq–1 ³ rq–1, wq £ rq.

 

Определив таким образом q, можно найти итоговую

оценку в равновесии: x* = min (wq–1, rq).

 

По аналогии с рассмотренным выше примером мож-

но

показать, что сообщение достоверной информации

( ri

ri )i N является равновесием Нэша.

~

 

Выше мы фактически доказали, что для любого механизма экспертизы p (×) можно построить эквивалентный прямой механизм, в котором сообщение достоверной информации является равновесием Нэша. Этот результат позволяет говорить, что если центр заинтересован в получении достоверной информации от агентов, то он может этого добиться, используя неманипулируемый прямой механизм. Однако интересы центра могут быть другими.

187

Рассмотрим пример манипулирования экспертами со стороны центра (фактически рассматриваемый ниже в настоящем разделе механизм управления является механизмом информационного – см. также главу 8).

Предположим, например, что центр заинтересован в том, чтобы результат экспертизы был как можно ближе к значению x0 [d; D]. Пусть центру известны мнения агентов {ri [d; D]}i N, но никому из них не известны достоверно мнения остальных. Рефлексивное (информационное) управление в данной ситуации заключается в формировании центром у агентов таких представлений о мнениях оппонентов, чтобы сообщаемая ими как субъективное информационное равновесие (см. главу 8) информация приводила бы к принятию наиболее выгодного для центра

(наиболее близкого к x0) решения.

 

Обозначим x0i (ai, ri) – решение уравнения

 

p (ai, …, ai, x0, ai, …, ai) = ri,

(1)

в котором x0 стоит на i-м месте, i N. Содержательно условие (1) – наилучший ответ i-го агента на единогласное сообщение остальными агентами величины ai.

В силу монотонности и непрерывности механизма p(×) при фиксированном типе ri i-го агента x0i (ai, ri) – непре-

рывная убывающая функция ai. Потребуем,

чтобы

x0 [d; D], тогда

 

ai 1, ri [d; D] x0 [di(ri); Di(ri)], i N,

(2)

где

di(ri) = max {d; x0i (D, ri)}, Di (ri) = min {D; x0i (d, ri)}, i N. (3)

Если тип каждого эксперта известен организатору экспертизы, но неизвестен другим экспертам, то за счет рефлексивного управления любой результат x0, для которого выполнено:

x0

[ max di (ri); min Di (ri)],

(4)

 

i N

i N

 

188

Вычисляем ai =

может быть реализован как единогласное коллективное решение [56].

Применим данное утверждение к линейному анонимному (напомним, что анонимным называется механизм принятия решений, симметричный относительно переста-

новок агентов) механизму экспертизы π (s) = 1 åsi ,

n i N

si, ri Î [0; 1], i Î N.

n ri x0 , i Î N. n -1

Получаем из условия ai Î [0; 1] (или из (2)–(4)) границы диапазона единогласно реализуемых коллективных

решений:

 

 

 

 

max {0; n ( max ri – 1) + 1} £ x0

£ min {1; n min ri}. (5)

i N

 

 

 

i N

Интересно отметить, что из (5) следует ограничение:

max ri

min ri

£ 1 –

1

 

n

i N

i N

 

на разброс мнений экспертов, при котором существует хотя бы один результат x0, реализуемый за счет рефлексивного управления как единогласно принятое коллективное решение.

С другой стороны, из (5) следует, что x0 Î [0; 1], если

max ri £ 1 –

1

, min ri ³

1

.

 

 

i N

n i N

n

Последнее условие свидетельствует о том, что в линейном анонимном механизме экспертизы достаточным условием единогласной реализации любого коллективного мнения в результате рефлексивного управления является следующее: не должно существовать экспертов как с очень низкими оценками, так и с очень высокими оценками.

Откажемся теперь от требования единогласного принятия коллективного решения. Введем два вектора:

d(r) = (d1(r1), d2(r2), …, dn(rn)), D(r) = (D1(r1), D2(r2), …, Dn(rn)).

189