Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Александр Исаевич Солженицын.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
108.03 Кб
Скачать

Критические оценки

Критика Солженицына с 1962 года, когда был опубликован «Один день Ивана Денисовича», составляет довольно сложную картину; часто бывшие союзники спустя 10—20 лет обрушивались на него с резкими обвинениями. В ней можно выделить две неравные части — объёмную критику литературного творчества и общественно-политических взглядов (представители почти всего общественного спектра, в России и за рубежом) и спорадические обсуждения отдельных «спорных» моментов его биографии.

В 1960-х — 1970-х годах в СССР проводилась кампания против Солженицына, с разного рода обвинениями в адрес Солженицына — «клеветника» и «литературного власовца» — выступали, в частности, Михаил Шолохов[48], американский певец, друг СССР Дин Рид[10], поэт Степан Щипачёв (автор статьи в «Литературной газете», озаглавленной «Конец литературного власовца»

В СССР в диссидентских кругах в 1960-х — начале 1970-х годов критика Солженинына приравнивалась если не к сотрудничеству с КГБ, то к предательству идей свободы. Писатель Владимир Максимов вспоминал

Я принадлежал к среде, которая окружала его и Андрея Сахарова (…) Его позиция в те поры представлялась всем нам абсолютно правильной и единственно возможной. Любая критика в его адрес, официальная или частная, воспринималась нами как плевок в лицо или удар в спину.

Впоследствии (сам Солженицын датировал потерю им «слитной поддержки общества» периодом между выходом «Августа Четырнадцатого» в июне 1971 года и распространением в Самиздате «Великопостного письма патриарху Пимену» весной 1972 года) критика в его адрес стала исходить также и со стороны советских инакомыслящих (как либерального толка, так и крайне консервативного).

В 1974 году Андрей Сахаров критически отозвался о взглядах Солженицына[51], не соглашаясь с предложенным авторитарным вариантом перехода от коммунизма (в противовес демократическому пути развития), «религиозно-патриархальным романтизмом» и переоценкой идеологического фактора в тогдашних условиях. Сахаров сопоставлял идеалы Солженицына с официальной советской идеологией, в том числе сталинского времени, и предупреждал о связанных с ними опасностях. Диссидент Григорий Померанц, признавая, что в России для многих путь к христианству начался с чтения «Матрёниного двора», в целом не разделял взгляды Солженицына на коммунизм как на абсолютное зло и указывал на российские корни большевизма[52], а также указывал на опасности антикоммунизма как «захлёба борьбы». Друг Солженицына по заключению в «шарашке», литературовед и правозащитник Лев Копелев в эмиграции несколько раз публично критиковал консервативные взгляды Солженицына, а в 1985 году суммировал свои претензии в письме[53], где обвинял Солженицына в духовном расколе эмиграции и в нетерпимости к инакомыслию. Известна резкая заочная полемика Солженицына и Андрея Синявского, многократно атаковавшего его в эмигрантском журнале «Синтаксис».

Писатель Варлам Шаламов, автор «Колымских рассказов», писал о Солженицыне и его творчестве[54]: «Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности…».

Правозащитник Глеб Якунин описал своё разочарование деятельностью Солженицына после высылки из СССР, в частности, тем, что Солженицын, попав за границу, «всю свою диссидентскую, правозащитную деятельность полностью прекратил»

Американский историк-советолог Ричард Пайпс писал о его политических и историософских взглядах, критикуя Солженицына за идеализацию царской России и приписывание Западу ответственности за коммунизм.

Критики указывают на противоречия между приводимыми Солженицыным оценками числа репрессированных и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки (например, на оценки числа депортированных в ходе коллективизации — более 15 млн критикуют Солженицына за оправдание сотрудничества советских военнопленных с немцами во время Великой Отечественной войны.

Его исследование истории взаимоотношений еврейского и русского народов в книге «Двести лет вместе» вызвало критику со стороны ряда публицистов, историков и писателей: Марка Дейча[64], Йоханана Петровского-Штерна, Леонида Кациса, Григория Бакланова и Владимира Войновича[67]. В частности, Петровский-Штерн полагает, что книга Солженицына, снабжённая атрибутами академического исследования, в действительности при помощи ненаучной аргументации закрепляет антиеврейские стереотипы.

Начиная с 1976 года западногерманский литератор и криминолог Франк Арнау и чехословацкий журналист Томаш Ржезач обвиняли Солженицына в лагерном «стукачестве», ссылаясь на копию автографа так называемого «доноса Ветрова» от января 1952 года[68]. Поводом для обвинений стало описание самим Солженицыным в главе 12 второго тома «Архипелага ГУЛАГ» процесса вербовки его сотрудниками НКВД в осведомители (под псевдонимом «Ветров»). Солженицын там же подчёркивал, что будучи формально завербованным, не написал ни одного доноса[69]. Солженицын предоставил прессе образцы своего почерка для проведения графологической экспертизы, но Арнау и Ржезач от проведения экспертизы уклонились. В свою очередь — Арнау и Ржезач обвинялись в контактах со Штази и КГБ, Пятое управление которого в рамках операции «Паук» пыталось дискредитировать Солженицына

В 1998 году российский журналист О. Давыдов выдвинул версию о «самодоносе», в котором Солженицын, кроме себя, обвинил четырёх человек, один из которых, Н. Виткевич, был осуждён на десять лет[71]. Солженицын опроверг эти обвинения[72].

Образ Солженицына подвергнут сатирическому изображению в романе Владимира Войновича «Москва 2042» и в поэме Юрия Кузнецова «Путь Христа».

Награды и премии

15 августа 1943 года — орден Отечественной войны II степени[1]:234

12 июля 1944 года — орден Красной Звезды[1]:253

1957 год — медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[1]:264

1958 год — медаль «За взятие Кенигсберга»[1]:264[75]

1969 год, зима — награждён Премией французских журналистов за лучшую иностранную книгу.

1970 год — Нобелевская премия по литературе «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»[76] (предложено Франсуа Мориаком). Получил диплом и деньги 10 декабря 1974 года, после высылки из СССР

31 мая 1974 года — вручение премии Союза итальянских журналистов «Золотое клише».

декабрь 1975 года — французский журнал «Пуэн» объявил Солженицына «Человеком года».

1983 год — Темплтоновская премия за успехи в исследовании или открытия в духовной жизни

декабрь 1990 года — Государственная премия РСФСР — за «Архипелаг ГУЛАГ»

Весной 1995 года вручена Литературная премия имени итальянского писателя-сатирика Виталиано Бранкати

1998 год — Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — за выдающийся вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории (вручена 2 июня 1999 года)

1998 год — Орден Святого апостола Андрея Первозванного — за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу[77]

1998 год — от имени РПЦ писатель награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского

декабрь 2000 года — награждён Большой премией Французской академии нравственных и политических наук (Института Франции)[78]

2003 год — Почётный доктор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова[79]

2004 год — орден Святого Саввы Сербского 1-й степени (высшая награда Сербской православной церкви); вручена 16 ноября 2004 года

2006 год — Государственная премия Российской Федерации — за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности[80].

2006 год — Национальная премия «Россиянин года»

2007 год — Премия Фонда «Живко и Милица Топалович» (Сербия) 2007 года (вручена 7 марта 2008 года): «великому писателю и гуманисту, чья христианская правдивость дарит нам храбрость и утешение».

2008 год — Большой крест ордена Звезды Румынии (посмертно)