Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СКОРОХОДОВ Л. История медицинцы.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
5.14 Mб
Скачать

Р ис. 12. «Диштилятор» за работой в «пропускной палате» русской аптеки. Из рукописи по списку XVII в. (иллюстрация из книги Богоявленского н. А., 1960)

Кроме того, из тяглецов казенной слободы на один год избирались целовальники. Целовальник заведовал аптечной кассой, закупкой лекарств и контролировал продажу спиртных напитков. С внешней стороны аптеки были обставлены с большой роскошью. Окна пестрели разноцветными стеклами, на подоконниках висели дорогие бархатные ковры, потолки были расписные, стены обиты лучшим английским сукном. Меблировка состояла из бархатной мебели и зеркал. Тут же красовались всякие заморские редкости: часы, чучела павлинов, глобус и т. д. Вся аптечная посуда была из шлифованного хрусталя с золоченными крышками, некоторые принадлежности из чистого серебра. Но при этой внешней роскоши положение аптекарского дела было далеко не утешительным. Большинство аптечных сосудов были пусты, ибо лекарства не покупались заблаговременно. Вся работа протекала под тяжелым гнетом подозрительности и недоверия. «Пристойные про великого государя» лекарства хранились за печатью дьяка приказа в особой комнате, куда не допускались без надзора даже сами врачи. Прописанный рецепт подвергался внимательному обследованию в приказе. Во избежание умышленного отравления лекарство сначала давали «надкушать» самим врачам и аптекарям, а иногда и царским боярам. После принятия его царем доктор должен был на месте ожидать его целебного действия. Отпускаемые для царя лекарства завязывались красным шелком и завертывались в тафту.

Лекарства либо выписывались из-за границы, либо добывались в России. Странами вывоза были преимущественно Англия и Голландия. Так, в 1662 г. были закуплены в Англии запасы на сумму в 542 фунта, 8 шиллингов и 4 пенса и пересланы в Архангельск в 11 местах, обшитых рогожей. При перевозке их далее в Москву наказывалось крепко, чтобы «от морозов и большие скорые возки им никакие порухи не учинилось».

Вместе с выпиской сложных лекарств из-за границы делались в XVII в. попытки культивировать и собирать на местах травы и коренья, употребляемые с лекарственной целью. В памятниках XVII в. неоднократно упоминаются аптекарские сады или «аптечные огороды». Когда осенью 1661 г. создавали «новый аптекарский двор, что у Каменного моста», то садили там смородину черную, белую и красную, вишни и сливы, для чего были взяты саженцы из частного сада Никиты Ивановича Романова, в котором также росли и «аптекарские всякие травы» (рис. 13).

Общее число растений, культивировавшихся в аптекарских огородах, по-видимому, не было значительно, однако некоторые попытки акклиматизации лекарственных растений были настолько удачны, что многие травы, посаженные на этих огородах, были вскоре исключены из списков, по которым они прежде собирались в диком виде из провинции.

 

 

Рис. 13. Аптекарский двор на Воздвиженке (иллюстрация из книги Мирского М. Б., 1996)

Аптекарские сады служили не только для разведения лекарственных растений, но и для приготовления самих лекарств. Так, при главном из них находилась особая «коктория», нечто вроде фармацевтической лаборатории. Любопытно отметить, что к числу лекарств XVII в. можно отнести чай, весьма мало употреблявшийся как напиток и разводившийся с лекарственной целью, особенно против последствий пьянства. Главные садовники были обычно иностранцы, но рядом с ними вскоре появляются низшие служащие, русские ученики, называвшиеся «травниками» (рис. 14).

Помимо культивирования лекарственных растений в аптекарских садах, широким применением пользовалось собирание на местах нужных кореньев, трав, ягод, явившихся одной из важных функций травников. Когда иностранные врачи ознакомились с богатствами русской флоры, они взяли на себя руководство подобными сборами. К участию в руководимых травниками сборах привлекалось все окрестное крестьянское население. Ежегодно во все концы России к воеводам посылались царские указы «собирать травы и цветы и коренья, которые годны к лекарственному делу». Воеводы оповещали местное население через глашатаев, ходивших по деревням и селам и «кликами по многие дни» призывавших «уездных и посадских людей всех чинов» к отбыванию так называемой «ягодной повинности». Кроме того, на воевод налагалась обязанность «всяких людей спрашивать, кто знает лекарственных трав, которые бы пригодились к болезням в лекарство человекам».