Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по литературе Лаптева.docx
Скачиваний:
20
Добавлен:
15.09.2019
Размер:
81.88 Кб
Скачать

5. Эволюция образа женщины-революционерки. «Пленительные образы…» в поэме н.А. Некрасова «Русские женщины»

Пленительные образы! Едва ли В истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Н.А. Некрасов

Заметна и эволюция образа женщины-революционерки: от наивной Саши, стремящейся к общественной деятельности, но еще не нашедшей своего жизненного призвания (поэма «Саша»), к образам декабристок, бросивших вызов самодержавию и пошедших в Сибирь за своими мужьями (поэма «Русские женщины»).

Поэма «Саша» была написана Некрасовым накануне общественного подъема, который наступил во второй половине 1850-х годов, и поэт одним из первых в русской литературе поставил вопрос о необходимости появления в стране новых общественных деятелей, которые в отличие от прекраснодушных мечтателей 40-х годов, оказавшихся нестойкими и непоследовательными в своих убеждениях, смогли бы претворить слово в дело. Решению этой проблемы и посвящено основное содержание поэмы, где рассказана история взаимоотношений обаятельной девушки Саши, живущей простой и естественной жизнью, и помещика Агарина, «вечного странника», лишенного твердых убеждений и оторванного от живых потребностей своей страны. Некрасову важно было показать, откуда могут появиться «новые люди» и как происходило формирование их убеждений.

В повествование о знакомстве и встречах Саши и Агарина Некрасов включил евангельскую притчу о сеятеле, бросившем в благодатную почву семена и получившем богатый урожай.

В представлении поэта такими же сеятелями являются те, кто распространял знания и сеял плоды просвещения. В этой роли в поэме выступает Агарин, а благодатной почвой становится чистая и незамутненная душа Саши. Юная героиня с пылкой восторженностью восприняла слова Агарина о правде и справедливости, о том, что придет время и «солнышко правды взойдет над землею», и попыталась в меру своих сил и возможностей начать действовать. И пусть пока ее деятельность очень скромна («Бедные все ей приятели-други: / Кормит, ласкает и лечит недуги»), но в будущем она обернется «пышным плодом». В своей поэме Некрасов (а вместе с ним, почти одновременно, и Тургенев в романе «Рудин») прозорливо предостерегал от слишком поспешного и категоричного обвинения представителей дворянской интеллигенции, «лишних людей», в бездеятельности и бесплодной мечтательности. При всем ироническом отношении к Агарину (и ему подобным) лирический герой поэмы должен был признать, что сеял тот «все-таки доброе семя!». И хотя свои слова и призывы Агарин так и не смог претворить в реальное дело, но они пробудили в Саше желание действовать, быть полезной и нужной людям. Недаром позднее активная деятельница революционного движения В. Н. Фигнер писала: «Поэма учила, как жить, к чему стремиться. Согласовывать слово с делом — вот чему учила поэма...»

А о подвиге декабристок я узнала на уроке литературы, когда учительница рассказывала нам о поэме Николая Алексеевича Некрасова “Русские женщины”. Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности. Когда же наступил час испытания, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу.

Высок и свят их подвиг незабвенный! Как ангелы-хранители они Являлися опорой неизменной Изгнанникам в страдальческие дни.

Поэт восхищается подвигом жен декабристов, последовавших добровольно вслед за мужьями. Их было сто двадцать три, но Некрасов описал лишь двух первых, которым было едва ли не труднее всех: они “другим дороги проложили” — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Поэма композиционно делится на две части. В первой поэт рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору. Поэма начинается описанием поездки Трубецкой в Сибирь. В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой; замужество, поездка за границу в Италию... Сон прерывается суровой страшной правдой — печальным кандальным звоном партии ссыльных. Суров контраст между воспоминаниями прошлого, полного неги и беззаботности, и суровой, нищей, “забытой Богом стороны”.

Исчезли радужные сны. Пред нею ряд картин Забытой Богом стороны: Суровый господин И жалкий труженик-мужик С понурой головой...

Некрасов тонко и глубоко показывает, как эта картина страшного “царства нищих и рабов” помогает Трубецкой, исполненной “наивного ужаса”, понять, что та роскошная, праздная жизнь, которую она вела раньше, находится в полном отрыве от жизни ограбленного народа,— понять справедливость и благородную цель того дела, во имя которого боролись декабристы. Поэт наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу. Все виденное и пережитое героиней подготавливает ее к встрече с иркутским губернатором. Трубецкая отвергает увещевания губернатора, пытающегося отговорить ее от поездки на каторгу:

У вас седая голова, А вы еще дитя! Вам наши кажутся права Правами — не шутя. Нет! ими я не дорожу, Возьмите их скорей! Где отреченье? Подпишу! И живо — лошадей!..

На лживое обвинение в адрес мужа княгиня отвечает горячей отповедью, полной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

Не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба — Я буду ей верна! О, если б он меня забыл Для женщины иной, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю: к Родине любовь — Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!..

Это волнующая драматическая сцена, в которой раскрывается героический характер русской женщины. Воспоминания о Николае I вызывают у Трубецкой ненависть и презрение:

Будь проклят мрачный дом, Где первую кадриль: Я танцевала... Та рука Досель мне руку жжет...

Некрасов показывает княгиню не высокодобродетельной и кроткой сердцем женщиной, а резко протестующей против существующих в высшем обществе лжи и лицемерия. Мужество, героизм и стойкость этой хрупкой женщины сломили старого вояку-губернатора, он восклицает:

Я вас в три дни туда домчу...

Закончив работу над первой частью поэмы, Некрасов приступил ко второй — “Княгиня Волконская”, пользуясь фактами из записок княгини. Поэт создает одновременно пленительный и героический, самоотверженный и благородный образ русской женщины. В начале поэмы он показывает Волконскую юной и прекрасной девушкой — “царицею бала”, увлекшей молодежь “голубым огнем” своих глаз. Он рассказывает о ее браке с Сергеем Волконским, которого она почти не знала, провела лишь первые недели совместной жизни. Сергей не решился посвятить свою юную жену в заговор, она стала догадываться о нем лишь в последний момент, когда при ней муж жег компрометирующие документы. Перенесенное несчастье показало внутреннюю силу характера Волконской. Узнав о трагической судьбе мужа, она не растерялась:

Пусть беда велика, Не все потеряла я в мире. Сибирь так ужасна, Сибирь далека. Но люди живут и в Сибири?..

Встреча в каземате крепости с мужем окончательно укрепила ее и придала новые силы. Однако Некрасов показывает, что не одна любовь к мужу заставила принять Волконскую свое решение: муж стал для нее героем-патриотом, борцом за честь и свободу Отечества.

Я тихо шепнула: “Я все поняла. Люблю тебя больше, чем прежде...” “Что делать? И в каторге буду я жить (Покуда мне жизнь не наскучит)” “Ты жив, ты здоров, так о чем же тужить? (Ведь каторга нас не разлучит?) “Так вот ты какая!” — Сергей говорил...

Даже муж удивлен самоотверженностью молодой женщины. Выдержав нелегкую борьбу с семьей, Волконская пишет царю о своем решении последовать за мужем. В “элегантном” и лицемерном ответе Николая она прочла тяжесть своей будущей жизни, отсутствие надежды на возвращение. Несмотря на это, Волконская решается ехать. С большой душевной болью оставляет она сына, прощается с родными:

Не знаю, как мне удалось устоять. Чего натерпелась я... Боже!.. Была из-под Киева вызвана мать, И братья приехали тоже; Отец “образумить” меня приказал. Они убеждали, просили, Но волю мою сам Господь подкреплял, Их речи ее не сломили.

“Смелое терпение” проявляет Мария Волконская на всем протяжении своего трудного пути. Перед ней в дороге проходят жестокие и безобразные картины угнетения и нищеты народа. Она слышит и “горькие стоны” матерей и жен, провожающих рекрутов на бессрочную солдатскую службу, ругань на станциях, видит, как, “подняв кулаки над спиной ямщика, неистово мчится фельдъегерь” и как помещик со своей свитой травит зайца на крестьянских полях. Эти дорожные впечатления наполняют Волконскую еще большим негодованием против деспотической власти. Это уже не прежняя мечтательно-веселая, избалованная успехом светская девушка, а закаленная испытаниями, умудренная горестными событиями женщина-патриотка. При свидании с мужем она целует его цепи в знак признательности и благословляя этим подвиг и самоотверженность участников восстания.

Он много страдал, и умел он страдать!.. Невольно пред ним я склонила Колени — и, прежде чем мужа обнять. Оковы к губам приложила!..

Доходчиво, без затей, с пафосом и гордостью за Родину, имеющую таких сыновей и дочерей, повествует Некрасов об этом. Каждый, впервые обратившийся к поэме, испытывает те же чувства гордого восхищения, что и автор, создавший это произведение. Замечательное время, замечательные люди! Нам есть чем гордиться в своей истории, есть с кого брать пример высокой гражданственности.