Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наркомания и лекарственная зависимость.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
56.32 Кб
Скачать

ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России

Кафедра патологической физиологии

Реферат

Наркомании и лекарственная зависимость.

Выполнил:

студент 270 группы стоматологического факультета Бобылев Артём

Проверила:

доцент, кандидат медицинских наук Ермолаева Елена Николаевна

Токсикомании (наркомании) — состояния временной или хронической интоксикации, вызываемой употреблением натуральных или синтетических токсических веществ (некоторые лекарственные препараты, пищевые и промышленные яды).

Общая характеристика наркоманий: 1) непреодолимое влечение к приему наркотиков (пристрастие к ним); 2) тенденция к повышению количества принимаемого вещества; 3) психическая (психологическая), а иногда и физическая (физиологическая) зависимость от наркотиков. Психическая зависимость (привязанность) возникает в процессе привыкания к наркотику. Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность: прием наркотика для того, чтобы избавиться от напряжения и плохого самочувствия. Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик принимают для достижения приятного эффекта (эйфория, чувство бодрости, повышенное настроение). Физическая зависимость означает тягостные и даже мучительные ощущения, болезненное состояние при перерыве в постоянном приеме наркотика (абстинентный синдром — синдром воздержания от наркотика). От этих ощущений избавляет прием наркотиков.

Список веществ, способных вызвать токсикомании, очень велик и расширяется по мере синтеза новых лекарственных средств.

Пристрастие может возникать не только к морфину, опию, героину, кокаину, гашишу, но и к снотворным (преимущественно к барбитуратам) и психотропным средствам (транквилизаторы, антидепрессанты, стимуляторы, психотомиметики).

Наиболее подробно описана клиническая картина морфинизма. Она весьма демонстративна и служит как бы эталоном для сопоставлений.

Морфинизм и опийные токсикомании; токсикомании, вызванные аналогами морфина. Морфин, а также близкие к нему опий и опийные алкалоиды, их полусинтетические и синтетические аналоги (этилморфина гидрохлорид, кодеин, промедол и др.) принадлежат к группе наркотических анальгетиков.

Клиническая картина наркомании при злоупотреблении веществами этой группы во многом сходна. Анальгезирующее действие морфина, его производных и аналогов уже при однократном приеме сопровождается эйфорией, что и служит основной причиной болезненного пристрастия. Опий наркоманы либо принимают внутрь, либо вдыхают его дым при курении; морфин, промедол, героин вводят подкожно или внутривенно. Наиболее частый повод для первых инъекций морфина — различные боли. Дозы, принимаемые наркоманами, весьма различны. Лишь немногие употребляют морфин менее 0,15 г/сут. Наркоманы, как правило, способны перенести 1—2 г/сут и даже 4 г/сут, т. е. дозы, значительно превышающие смертельные для здорового человека.

Хроническая интоксикация: на первый план выступают характерологические, личностные изменения. Постепенно исчезают интерес к общественной жизни, увлеченность работой. Наркоманы становятся все более грубыми, эгоистичными, начинают пренебрегать семейными обязанностями. Вначале больной пытается скрыть свое пристрастие к наркотикам, обманывает родных и знакомых, ведет двойную жизнь. Затем употребление наркотиков становится открытым. При добывании наркотиков наркоман не останавливается ни перед чем, преступает закон: подделывает рецепты, совершает кражи. Лживость наркоманов не имеет границ. Без введения наркотиков больные обычно угнетены и раздражительны. Сразу же после инъекции они преображаются, становятся веселыми, говорливыми, деятельными; исчезает вялость, утомляемость, упадок сил. На первом плане ощущение блаженства, эйфория, благодушие, склонность к мечтательности.

На общем облике наркоманов прежде всего отражается недостаток питания (состояние волос, ногтей, зубов). Кожа сухая, с землистым оттенком, зрачки узкие, лицо одутловатое. Отмечаются похудание, брадикардия, снижение артериального давления. Выраженные вегетативные нарушения нередко сопровождаются ознобом, запором, повышенной потливостью, парестезиями, ощущением холода или жара. Особое внимание врача должны привлекать телесные повреждения в связи с введением наркотиков: следы нагноений, рубцы, инфильтраты, чаще в области левого предплечья, груди, но возможно и на других частях тела.

Симптомы абстиненции при внезапном лишении наркотиков — патогномоничные признаки наркомании.

Абстиненция — явления, сопровождающие лишение морфина и других препаратов этой группы. Если введение морфина не повторится через 6—18 ч после последнего приема, то возникают первые признаки абстиненции: зевота, слезотечение, слюнотечение, зуд в носу и носоглотке, повышенная потливость. Затем к ним присоединяются анорексия, тремор, гусиная кожа, расширение зрачков. Через 36 ч после последнего введения наркотика начинаются судороги конечностей, беспокойство, бессонница, озноб, тахикардия, повышение артериального давления, тошнота и ощущение давления и ломоты в суставах. Как правило, наибольшей выраженности все эти явления достигают через 2—4 сут после последней инъекции, а затем на протяжении 5—11 дней они постепенно стихают. В состоянии абстиненции наркоманы, как правило, раздражительны, гневливы, возбуждены. Иногда обнаруживаются более выраженные психопатические реакции: рыдания, демонстративное нанесение самоповреждений, разрушительные тенденции, агрессия.

Экспресс-метод выявления морфинной абстиненции — провокация явлений абстиненции с помощью антагониста морфина налорфина (анторфин). Явления абстиненции (головокружение, сужение зрачков, замедление дыхания) возникают обычно не позднее 20 мин после введения 3 мг налорфина. Если ожидаемой реакции не наступило, то через 30 мин вводят еще 5 мг этого препарата. Проба с налорфином бывает отрицательной у людей, нерегулярно принимающих наркотики, а также при перерыве в их введении более 1 нед. Алкалоиды опия и его синтетических аналогов можно определить в крови и моче.

Лечение осуществляется в специализированном стационаре. При морфинизме, как и при других наркоманиях, больного прежде всего лишают возможности получения наркотика. При выборе метода деморфинизации необходимо учитывать физическое состояние больных, их возраст, срок употребления наркотика. Одномоментно лишать препарата, учитывая угрозу развития коллапса и других тяжелых осложнений, можно лишь относительно молодых и физически здоровых лиц. Постепенное лишение наркотиков — более щадящий и безопасный метод. Деморфинизация обычно занимает от 3 до 10 дней; конкретные сроки зависят от длительности применения морфина и достигнутых доз.

Токсикомании (наркомании), возникающие при злоупотреблении снотворными.

Токсикомании (наркомании), возникающие при злоупотреблении снотворными. Чаще вызывают привыкание производные барбитуровой кислоты: барбитал, барбитал-натрий, фенобарбитал, этаминал-натрий, а также ноксирон, адалин, бромурал, хлоралгидрат.

Злоупотребление снотворными часто наблюдается у больных алкоголизмом, морфинистов и других наркоманов (полинаркомания). Однако пристрастие к снотворным возможно и у лиц со стойкой агрипнией (бессонница), вынужденных прибегать к снотворным, иногда к нескольким сразу. Постепенно дозы барбитуратов, вызывающие сон, возрастают. Затем больные начинают принимать барбитураты не только на ночь, но и днем в качестве успокаивающего средства. Не столько седативный, сколько эйфоризирующий эффект этих лекарств способствует развитию наркомании. У лиц, злоупотребляющих снотворными, и у больных эпилепсией, принимающих барбитураты годами в качестве противосудорожного средства, возможны острые отравления этими препаратами

Хроническая интоксикация. Динамика барбитуромании весьма сходна с динамикой других токсикоманий. При длительном приеме барбитуратов чаще наблюдаются эйфория с расторможенностью, повышенная раздражительность, рассеянность, затрудненная концентрация внимания, расстройства памяти, возможна также дисфория со злобностью и тревогой. Возникают неврологические нарушения (гипомимия, смазанная речь, изменения почерка, тремор конечностей, атактическая походка, снижение сухожильных рефлексов). В далеко зашедших случаях при нарастающих расстройствах памяти, дизартрии, интеллектуальном снижении с эйфорией и отсутствием критики состояние больного приближается к псевдопаралитическому.

Абстиненция, особенно в далеко зашедших случаях, протекает тяжело. Вслед за продромальными явлениями с разбитостью, повышенной утомляемостью, вазомоторными нарушениями, парестезиями уже на 2—3-и сутки возникают бессонница, тревога, фибриллярные мышечные подергивания; затем усиливается слабость, появляются боли в животе, тошнота, рвота, больной резко худеет. На 4—5-й день после прекращения приема снотворных возможны генерализованные судорожные припадки. В интервалах между ними повторяются клонические судороги, но без потери сознания. В этот же период наблюдаются абстинентные психозы: чаще всего делириозные состояния, сходные с алкогольными, реже — картины галлюциноза.

Лечение следует начинать в стационаре. Во избежание тяжелых абстинентных явлений и судорожных припадков больных постепенно лишают барбитуратов.

Лекарственная зависимость от транквилизаторов, нейролептиков и антидепрессантов (лекомании).

Возможно привыкание к любому психофармакологическому препарату, облегчающему состояние больного, но это наблюдается не часто. Обычно зависимость развивается лишь при длительной терапии психотропными средствами без выраженных побочных явлений (транквилизаторы, антидепрессанты с мягким «сбалансированным» действием. [Явления зависимости могут возникать и при злоупотреблении антипаркинсоническими средствами — корректорами (циклодол). Абстинентный синдром в этих случаях формируется быстро и протекает тяжело. При передозировке циклодола возможны психозы.]

Хроническая интоксикация сопряжена с явлениями психической зависимости. Несмотря на отсутствие физической зависимости, длительное употребление медикаментов сопровождается постепенным нарастанием психопатических изменений. Появляются равнодушие к повседневным обязанностям, ипохондричность, несдержанность, раздражительность, склонность к резким переменам настроения; все интересы концентрируются вокруг лечения. Больные проявляют чрезмерную обстоятельность во всем, что касается приема лекарств. В отличие от обычной токсикоманий при лекомании, связанной с приемом этих препаратов, нет тенденции к постоянному повышению доз, отсутствуют или весьма слабо выражены явления абстиненции.

Абстиненция не стойка и не выходит за рамки вегетативных расстройств (головокружение, тошнота, тахикардия, озноб, жалобы на ломоту в суставах).

Лечение. Общеукрепляющее, сердечные средства, витамины.