Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18 век Просвещение.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
112.64 Кб
Скачать

Музыка Просвещения

План:

1.Йозеф Гайдн. Сонатно-симфонический цикл. Симфония № 85 «Королевская».

2.Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». Реквием: «День гнева», Лакримоза».

3. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония. «Лунная соната»

Просветительское движение нашло отражение не только в литературе и живописи, но и в музыкальной жизни, наибо­лее ярким явлением которой стало рождение венской класси­ческой музыкальной школы, представленной тремя гения­ми — Гайдном, Моцартом и Бетховеном. Мышление, ориен­тированное в эпоху Просвещения в сторону рационализма и абстрактного обобщения, обусловило появление таких жан­ров, как симфония, соната, концерт, написанных в форме сонатно-симфонического цикла, ядро которого составляло со­натное allegro — пропорциональная и симметричная му­зыкальная конструкция, состоящая из трех основных разде­лов — экспозиции, разработки и репризы.

В экспозиции игриво-танцевальной музыкой, которая име­новалась главной темой, — рисовался образ героя, активного и целеустремленного; в догонку главной устремлялась связу­ющая тема, уступающая ей по красоте и выразительности, но напористая и энергичная; следом появлялась побочная тема, повторяющая главную в новой тональности и как бы вос­создающая мечту, духовную опору героя, его второе «я»; зак­лючительная партия — легкомысленная танцевальная мело­дия — довершала панораму бытования героя и его «окруже­ния ».

Второй раздел сонатного allegro — разработка — воссоз­давал событийную сторону человеческого существования.

В репризе повторялась экспозиция после разработки, в ко­торой главная и побочная темы уравнивались, как бы подводя итог жизни героя, прошедшей среди развлечений, шуток, веселья.

Создателем новой формы (сонатно-симфонического цикла) считается Франц Йозеф Гайдн (1732—1809). Гайдн соеди­нил простоту, характерную для австро-немецкой бытовой танцевальной «музыки досуга», с галантностью и изяществом придворных менуэтов, разрешив тем самым своеобразный эс­тетический парадокс

Гениально и гар­монично сплавив таким образом культ разума и культ серд­ца, он создал «музыку счастья».

В музыке Гайдна идеальное воплощение получила филосо­фия Жан-Жака Руссо, призывавшего вернуться «назад к при­роде» и полным слиянием с нею обрести подлинное счастье.

Все сонатно-симфонические циклы Гайдна — своеобразная философская повесть о прекрасной и гармоничной жизни че­ловека в единении с природой — состоят из четырёх частей с чередованием темпов:

  • первая часть передавала активное зем­ное бытие и писалась в быстром темпе;

  • вторая посвящалась созерцанию окружающего мира, философским раздумьям и была написана в неторопливом темпе;

  • третья часть всегда пред­ставляла собой менуэт, излюбленный галантный придворный танец;

  • финал писался в танцевальном ритме, и танцевальная стихия захватывала и возвращала к эмоциональному состоя­нию первой части.

Таким образом упорядоченная и уравнове­шенная форма сонатно-симфонического цикла создавала свое­образную гармоничную арку на уровне звучания всего произ­ведения.

Столь же гармонично культ разума и культ сердца воссо­единились в музыке Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1791), имя которого стало синонимом самой музыкальной сти­хии. Моцарт выразил себя во всех существующих в эпоху Просвещения жанрах, написав большое количество опер, бо­лее 40 симфоний, колоссальное количество дивертисментов, серенад, маршей, сонат, рондо, менуэтов, концертов для ду­ховых инструментов, скрипичных и клавирных концертов, опер. Благодаря чарующей мелодии и отточенной технике, музыка Моцарта кажется очень простой и ясной, но эта ил­люзорная простота скрывает трагедийное мироощущение ком­позитора и сложный эмоциональный подтекст.

Такое одномоментное осознание полноты жизни и ее тра­гических сторон замечательно показано в опере «Дон Жуан», уникальность которой состоит в совмещении жанра итальян­ской комической оперы buff а и трагедийной оперы seria.

He случайно Моцарт называл ее «drama giacosa» — «веселая дра­ма»: кипучей страстной натуре севильского обольстителя про­тивопоставлен праведный мир Командора, который олицет­воряет нравственный закон, бескомпромиссный и суровый.

Наиболее зримо трагедийное мироощущение Моцарта было выражено в «Реквиеме», который называют лебединой песней великого Моцарта.

Реквием — это католическая заупокойная служба, состоящая из молитв, произносимых на латинском языке. В нем Моцарт отразил целую гамму чувств — и траги­ческое ощущение смерти, и смиренный трепет, и бурный гнев, и чудесную силу любви.

Исторически к венской школе относится творчество Люд­вига ван Бетховена (1770—1827), но его эстетические идеа­лы формировались в эпоху Французской буржуазной револю­ции. Поэтому в отличие от Гайдна и Моцарта он создал образ борца и в его музыке преобладают беспокойные, резкие, плот­ные, драматически контрастные интонации. Его музыка — это всегда стихия чувств, бушующая, исполненная огромной, титанической силы, но при этом получавшая воплощение в классически строгих совершенных формах.

В Пятой симфонии, которую называют оптимистической трагедией, воссоздается лаконичная драма борьбы героя с судь­бой, роком. Первая часть симфонии Allegro con brio начина­ется с яростного ритмического мотива, о котором Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Мотив судьбы, пол­ный зловещих угроз, пронизывает все произведение, то зату­хая, то нарастая, пока в финале его не отстраняет мощная, солнечно-ясная победная песнь.

В «Лунной сонате», в которой Бетховен предпослал ремар­ку «соната как бы фантазия», он отказался от традиционного сонатного allegro в первой части, написав монолог-размыш­ление в темпе Adagio. Вторая часть — Allegretto — исполнена мягких, грациозных контрастов, игры света и тени. Бур­ный, смятенный финал в сонатной форме зримо передал на­строение трагического одиночества, владевшее Бетховеном в пору крушения его любви к Джульетте Гвиччарди. Эту раз­бушевавшуюся стихию скорби и отчаяния останавливают лишь в самом конце величавые, сдержанные аккорды.

XVIII столетие оказалось продуктивной, но крайне проти­воречивой для искусства вехой, одновременно обращенной в будущее и прошлое. Эта двойственность обуславливалась тем, что французское искусство, которому принадлежала пальма первенства в художественных достижениях эпохи, являлось с точки зрения истории искусств неким итогом всей европейс­кой художественной тенденции — от античности через готи­ку к классицизму Ренессанса и большому стилю Людови­ка XIV, через барокко и рококо к неоклассицизму Просвеще­ния и ампиру. Круг стилей как бы замкнулся. Вместе с тем искусство XVIII в. утратило масштабность; господство стиля рококо впервые привело к несовпадению архитектурного об­лика здания с оформлением интерьера; живопись и скульп­тура, измельчав по форме, превратились в декоративные без­делушки. Но в искусстве эстетизации жизни, всеобъемлю­щего гламура художникам французского рококо не было рав­ных. И именно в недрах этого самого игривого, пленительно­го и легковесного стиля зародились и получили развитие де­мократические идеи Свободы, Равенства и Братства.

Новое время явилось важнейшим периодом в культурном развитии Европы, повлиявшим на все сферы жизни. Коренным образом изменив культурный об­лик всего континента, просветители создали новую систему ценностей, которая органично вошла в плоть и кровь западной цивилизации. Культурное наследие этой эпохи до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жан­ров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим опти­мизмом и верой в человека и его разум.

Вопросы и задания: 1. Что собой представляет венская классическая школа музыки?

2. Каким образом эстетика неоклассицизма на­шла отражение в

музыке Гайдна, Моцарта, Бет­ховена?