Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kitay-XIV-XVII.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
22.09.2019
Размер:
106.5 Кб
Скачать

13

Китай эпохи Мин

  1. Утверждение империи Мин и политическое развитие Китая.

  2. Внешняя политика империи Мин.

  3. Экономическое развитие.

  4. Борьба за реформы.

  1. Утверждение империи Мин и политическое развитие Китая.

23 января 1368 г. руководитель боровшейся с монгольским владычеством повстанческой группировки Чжу Юаньчжан был объявлен в Нанкине императором новой империи – Мин. В сентябре этого же года его войска овладели столицей страны при монголах г. Пекином. Монгольский двор бежал на север, империя Юань пала. В течение последующих трех лет минские войска очистили от юаньских властей почти всю территорию Китая и завершили объединение страны к 1387 г.

Аппарат управления империи Мин начал складываться еще до ее провозглашения, в повстанческом лагере Чжу Юаньчжана. Создаются местные Секретариат и Военный Совет, а также Шесть ведомств – высшие исполнительные органы, существовавшие только в центральном правительственном аппарате. Для контроля над сельским хозяйством учреждается специальное Управление. Для работы в этих учреждениях Чжу Юаньчжан привлекал как своих сподвижников, так и служивших в империи Юань чиновников и военачальников.

В 1361 г. руководство «красных войск» пожаловало Чжу Ю. титул гун – один из высших в иерархии знатности, в 1367 г. он провозгласил себя ваном – правителем, на ступень уступающим императору. Путь к престолу оформлялся в рамках традиционных понятий.

В первые годы после утверждения династии Чжу Ю. приступает к радикальному преобразованию управленческого аппарата, основная цель которой – усиление централизации и личной власти государя.

Первой была реформирована местная администрация. В 1376 г. вместо местных секретариатов были созданы 3 органа управления (административный, судебный и военный органы), независимые друг от друга и подчиняющиеся непосредственно центральному правительству. Тем самым власть на местах была раздроблена и подчинена центру.

Более важной была реформа центрального управления. В 1380 г., обвинив канцлера в заговоре и измене, Чжу Ю. ликвидировал посты канцлеров и весь подчинявшийся им Дворцовый секретариат. Специальным указом было запрещено восстанавливать их когда-либо. Тем самым пресекалась более чем тысячелетняя традиция существования при дворе официальных лиц, разделявших с императором руководящие функции. Шесть Ведомств стали непосредственно подчиняться императору, а их начальники оказались на вершине административной лестницы.

Помимо этого традиционного аппарата, Чжу Ю создавал альтернативное управление с помощью своих многочисленных сыновей, которым раздавались земли в уделы и они получали на местах не ограниченные законами полномочия.

В результате этих реформ все нити управления страной сосредоточились у императора. Однако он один не мог справиться с потоком всех дел и бумаг, поэтому для их рассмотрения в 1382 г. были назначены несколько специальных секретарей, которые поначалу реферировали содержание дел второстепенной важности, а затем получили большие полномочия и готовили проекты указов, решений и пр. В начале XV в. они были объединены во Внутридворцовый секретариат, который все больше подменял императора и становился фактически высшим административным органом. Т.о., единовластие императора было вновь ограничено китайской политической традицией. Единовластие Чжу Ю. было скорее исключением, чем правилом. Не имея наследственных прав на престол, завоевав его в борьбе со многими претендентами, постоянно опасаясь новых восстаний, основатель династии Мин отличался крайней подозрительностью и жестокостью. Одно из средств укрепления своей власти он видел в терроре. Гонения обрушились на чиновничий аппарат, знать, старые военные кадры. Они проводились кампаниями, в каждой из которых подвергались репрессиям десятки тысяч человек. В 1386 г. был обнародован указ, поощрявший всеобщую слежку друг за другом и доносительство.

Эта атмосфера террора наложила отпечаток на всю дальнейшую внутриполитическую жизнь страны в период Мин с ее тайными службами, беспорядочностью наказаний и казней, произволом отдельных императоров.

После смерти Чжу Ю. в 1398 г. начались контрреформы. Была сделана попытка упразднить уделы, розданные сыновьям и родичам Чжу Ю. Сопротивление некоторых из них привело к вооруженным выступлениям против правительства и перестановкам в правящих верхах. Власть захватил Чжу Ди (1402-1424), который сломил политическую силу уделов (хотя сам был именно удельным правителем и сопротивлялся центру). Сами уделы сохранились лишь как административные единицы.

Что же касается традиционного бюрократического аппарата, то гонения конца XIV в. не изменили ни общего характера его деятельности, ни положения в обществе, ни принципов комплектования. Система экзаменов была трехступенчатой.

Большое значение имело составление свода законов новой империи. За основу были взяты нормы империи Тан, которые перерабатывались и дополнялись.

В XVI в. при сохранении всех атрибутов неограниченного самодержавия происходит фактическое отстранение императоров от государственного управления. При этом реальная власть сосредоточена не в руках традиционной имперской администрации, а в руках «внутридворцовых» служб. Власть в этих службах делили секретари Дворцового Секретариата, назначавшиеся императором и выдвиженцы-фавориты, многие из которых были придворными евнухами – людьми, повседневно общавшимися с императором. Дележ этот происходил далеко не мирно, поэтому вся история минского двора XVI – ½ XVII вв. пронизан ожесточенным противоборством групп и деятелей.

Многие императоры XVI в. стали уклоняться от приема сановников, занимавшихся государственными делами (Ши-цзун 1521-1566 – проводил время в поисках эликсира бессмертия и беседах с даосами, Си-цзун 1620-1627 – передоверил управление всесильному временщику и занимался плотницким делом). Резко возрос фаворитизм. Роль Дворцового Секретариата также заметно возросла с 20-х гг. XVI в. и официально было признано, что этот орган стоит выше Шести Ведомств. Так как Секретариат не являлся органом «регулярной» бюрократической машины, то его функции не были четко определены. Но практически секретари (выходцы из столичной академии Ханьлинь) составляли проекты императорских указов и прочих официальных бумаг, налагали резолюции и т.п. Помимо того, секретари имели право подавать «тайные доклады» монарху лично, а также беседовать с ним о политических делах. Это открывало немалые возможности для влияния на императора. Поэтому некоторые из глав Секретариата фактически не отличались от существовавших ране канцлеров. Секретари вели также подневную хронику текущих событий для составления «Записей о свершившемся» в каждое из царствований и составляли книги по истории.

Такое отстранение императоров от реального управления не исключало возможности произвола с их стороны. Они были вольны выдвигать и убирать фаворитов, поощрять ту или иную придворную группировку, по усмотрению одаривать, казнить, наказывать и т.п. Но на деле ни один из позднеминских императоров не представлял собой сколько-нибудь значительную политическую фигуру.

Фактически правящие круги постепенно деградировали. Тон задавали сами императоры. Один из них совершал грабительские налеты на окраины столицы, опустошал лавки и дома подданных, захватывал и увозил женщин. Другой тратил фантастические суммы на увеселения – пиршества, поездки, охоты, содержание зверинцев, парков и т.п., благодаря чему расходы двора возросли в 6 раз. Третий употреблял опиум, развратничал, вымогал «подарки» от сановников, любил наблюдать за казнями и т.п. Не отставали от монархов и временщики, нахватывая огромные богатства и расставляя всюду «своих людей». На этой почве возникали противоборствующие клики: придворная группировка «праведных» и группировка евнухов яньдан. К концу правления династии Мин число евнухов достигло 100 тыс. человек. Они занимали ответственные и выгодные посты не только при дворе, но и в провинциях, будучи губернаторами, правителями городов, командующих войсками, инспекторами двора и т.п. Восемь наиболее влиятельных из них в начале XVI в. получили прозвище «тигров». К концу XVI в. число претендентов на чиновное звание так возросло, что чины стали давать по жребию. «Удачный» жребий зависел от подношений.

Склоки и интриги охватывают и удельные дворы местных властителей. Происходят вооруженные конфликты между удельной аристократией и правительством. Т.о. на местах, с одной стороны, перед вышестоящими раболепствовали и боялись их, а с другой стороны, усиливаются произвол, коррупция, стремление к обогащению.

Тенденция к разложению обнаруживает себя и в армии. Система военных поселений была сведена к минимуму еще в к. XV в. ввиду перехода полей военнопоселенцев в практически частное распоряжение армейского начальство. Многие поселенцы бросали свои участки и убегали. В результате правительство все чаще переходило к практике найма солдат. Но казнокрадство военных чиновников отнюдь не уменьшилось. Подготовка и боеспособность армии также были не на высоте. Это все проявилось в неспособности предотвратить монгольские набеги, участившиеся в первые годы после объединения монгольских племен Даян-ханом.