Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karandashev_Vvedenie_v_professiyu.doc
Скачиваний:
368
Добавлен:
07.02.2015
Размер:
858.11 Кб
Скачать

Глава 5. Психологическая работа в медицинской сфере

5.1. История применения психологических знаний в медицине

Медицинская психология рассматривает психологические ас­пекты деятельности врача и поведения больного. Она изучает пси­хические проявления болезней, роль психики в их возникновении, протекании, лечении, а также в укреплении здоровья человека.

Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии — ме­дицины или психологии. В соответствии с решаемыми ею пробле­мами и стоящими перед ней задачами медицинскую психологию можно считать медицинской наукой, а в соответствии с теорети­ческими предпосылками и методами исследования она относится к психологии.

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для пси­хологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолют­но необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере при­надлежащая как медицине, так и психологии. При разработке про­блем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

Значение психологии для медицины было осознано достаточ­но давно. Еще в XVIII веке великий реформатор психиатрической помощи во Франции Пинель в своем «Трактате о душевных болез­нях» писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог. Причем он считал наиболее желательным объединение в одном лице врачебной и психологичес­кой компетенций (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 20). С XVIII века известен опыт успешного применения психологических знаний в медицине. Австрийский врач Франц Галль (1758—1829) стал осно­вателем френологии. В соответствии с этим учением умственные способности зависят от структуры мозга, которая оказывает влия­ние на формирование строения черепа. Галль определил располо­жение различных свойств ума в 28 различных областях мозга. Франц Месмер (1734—1815) считал, что человек обладает особыми маг­нитными флюидами, действие которых приводит к исцеляющему эффекту. Эти флюиды он обозначил как «животный магнетизм». Работы Месмера послужили основой для развития гипнотичес­ких методов в медицинской практике (Современная психология, 1999,'с. 605-606).

В XIX столетии непрерывно возрастал интерес ученых к пси­хике нормального человека, а также соматически и психически больного. Неврологическая и психиатрическая практика нуждались в помощи психологии для анализа сложных нарушений психики человека.

В 1834 г. известный невролог Фридрайх опубликовал «Система­тический указатель литературы по врачебной и судебной психоло­гии». В разделе, посвященном врачебной психологии, содержалось 3469 названий работ, в различных планах освещающих проблемы психологии, психопатологии, психиатрии и психотерапии. В сере­дине века появляется «Медицинская психология» Лотце, а в 1870-х годах Д.Х. Тьюк публикует книгу под названием «Психологическая медицина». Но эти книги, по мнению М.С. Лебединского и В.Н. Мясищева, представляли собой в большей степени очерки психи­атрии того времени (Лебединский, Мясищев, 1966, с. 22).

Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Появился ряд монографий, освещавших предмет медицинской психологии (см.: Лебединский, Мясищев, 1966, с. 22). Большой интерес пред­ставляли работы П. Жане, посвященные неврозам и медицинской психологии, работы М. Принса по проблеме подсознательного. П. Жане принадлежит книга «Медицинская психология», в которой он подытожил свой большой клинический и психотерапевтичес­кий опыт. П. Жане и другие авторы описали особые состояния, которые назывались раздвоением сознания, двойной личностью или деперсонализацией. Одной из первых обобщающих работ в медицинской психологии была также книга швейцарского психиат­ра Г. Штерринга «Психопатология в применении к психологии».

Важный вклад в развитие медицинской психологии внесли 3. Фрейд, Э. Кречмер, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, Г.И. Россолимо. Первыми практическими психологами в медицине ста­новились врачи. Как врачи-невропатологи или психиатры начинали работать 3. Фрейд, Э. Кречмер, Г. Роршах, В.М. Бех­терев, П.Б. Ганнушкин и многие другие медицинские психологи.

Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего, на разработку и применение методов психодиагно­стики (в целях медико-психологической экспертизы), а также ме­тодов психотерапии.

Основными методами медико-психологического изучения боль­ного были клиническая беседа и экспериментально-психологичес­кое исследование душевнобольных. Герман Роршах (1884—1922) разработал проективную методику психодиагностики.

Основными методами психотерапии были суггестивные, пси-хагогические, психоаналитические (Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Под психагогическими методами под­разумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и тру­дотерапией (там же, с. 419).

В начале XX века сформировалось новое направление психоте­рапии, созданное Фрейдом, — психоанализ. Этот метод возник из опыта лечения истерических состояний и касался преимуществен­но клиники неврозов, психологического анализа невротических проявлений и их психотерапии. Среди учеников и последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи. Впоследствии некоторые частично разошлись с ним во взглядах и создали собственные направления в психотерапии и психологии. Наиболее известны из них К.Г. Юнг и А. Адлер.

Карл Густав Юнг работал в Швейцарии и организовал в Базе­ле первую в мире кафедру медицинской психологии (Мягков, Бо­ков, 1999, с. 17).

В 1920-х г. появился ряд важных публикаций по медицинской психологии Кронфельда, Шильдера, Шварца, Кречмера. Выдаю­щемуся немецкому психиатру Эрнсту Кречмеру принадлежал один из первых учебников по медицинской психологии, впервые из­данный в 1922 году, неоднократно переиздававшийся в Германии и других странах (Кречмер, 1998). На русском языке он был опубликован в 1926 г. (цит. по Современная психология, 1999, с. 606). Этот учебник сослужил хорошую службу психиатрам и специалистам-психологам и стал на многие годы образцом систематизации ме­дико-психологических знаний в единстве теории и практики. Исходя из интересов практиков, Кречмер основательно разработал раз­дел о психологических методах исследования (медико-психологи­ческой экспертизе) и описал основные методы психотерапии.

Систематизация знаний в области медицинской психологии проводилась в начале XX века и в России. В 1904 г. на заседании Российского общества невропатологов и психиатров была избра­на специальная комиссия для рассмотрения и систематизации новейших клинико-психологических методов. В 1908 году Н.А. Бер-нштейн опубликовал первое в России руководство «Клинические приемы психологического исследования душевнобольных», а в 1911 г. вышел в свет «Атлас психологического исследования лич­ности» Ф.Г. Рыбакова (цит. по Мягков, Боков, 1999, с. 10).

В развитии медицинской психологии большое значение имело возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. С 1890 г. под ру­ководством П. Жане работала лаборатория в крупнейшей психиат­рической клинике Франции в Сальпетриере. В России первые экспериментально-психологические лаборатории в психиатричес­ких клиниках были открыты в 1885 г. в Казани В.М. Бехтеревым, в 1886 г. в Москве С.С. Корсаковым. Затем появились лаборатории В.Ф. Чижа в Юрьеве, И.А. Сикорского в Киеве и др. (Зейгарник, 1999, с. 9).

Русский психиатр и психолог Владимир Михайлович Бехтерев, получивший образование в Петербургской медико-хирургической академии, внес огромный вклад в развитие медицинской психо­логии в России. Практическая работа в психиатрии, исследования душевной жизни человека были главным направлением его дея­тельности.

В то же время он был прекрасным организатором, способство­вавшим развитию клинической психологии в России. Первая экспе­риментально-психологическая лаборатория была открыта им в 1885 г. при медицинском факультете Казанского университета. Подоб­ная лаборатория была создана им позже в Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.

В 1907 г. Бехтерев основывает в Петербурге Психоневрологи­ческий институт, на базе которого возникла целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт.

Второй центр, в котором развивалась медицинская психология, -психиатрическая клиника С.С. Корсакова в Москве. В этой клинике была организована в 1886 г. вторая в России психологическая лабора­тория, которой заведовал А.А. Токарский (Зейгарник, 1999, с. 13).

Активный интерес к области медицинской психологии прояв­лялся и в начале XX века. Теоретические и практические исследо­вания были тесно связаны. Работа Психоневрологического и Медико-педологического институтов продолжалась после револю­ции. В 1920-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Бехте­рева В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

Интенсивные экспериментально-психологические иссле­дования проводились в Ленинградском институте мозга им. В.М. Бехтерева под руководством В.Н. Мясищева. Следуя тради­ции В.М. Бехтерева, В.Н. Мясищев стремился к сочетанию психи­атрии и психологии и внедрению объективных методов исследования больных в психиатрической клинике (там же, с. 15).

В 30-х и 40-х годах вышел в свет ряд важных работ по экспе­риментально-психологическому исследованию речи, мышления (Л.С. Выготский, А.Г. Иванов-Смоленский, М.С. Лебединский и др.), эмоционально-волевой сферы (А.Р. Лурия), по влиянию на работоспособность отношения нервно-психических больных к тру­ду (В.Н. Мясищев и др.) и некоторым другим разделам медицин­ской психологии.

Наряду со значительными положительными достижениями оте­чественной медицинской психологии, в конце 20-х — начале 30-х годов проявились и негативные тенденции, которые привели в 30-е годы к официальному государственному запрещению отдельных направлений медицинской психологии, что существенно затормо­зило становление данной отрасли науки (Мягков, Боков, 1999, с. 12).

К сожалению, послереволюционная политическая история Рос-ски оказала неблагоприятное влияние на развитие такого важного практического направления в отечественной медицинской психо­логии, как психотерапия. Влияние коммунистической идеологии, длительная изоляция российской психотерапии от ведущих ее на­правлений в других странах, тенденция к биологизации медицины явились причиной разрыва в уровнях развития отечественной и западной психотерапии.

Большая практическая психологическая работа проводилась со­ветскими психологами в медицинских учреждениях во время и после Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Они участвовали в восстановлении нарушенных психических функций у раненых сол­дат с травмами мозга. Патопсихологические и нейропсихологические исследования помогали более рационально решать вопросы их трудоспособности и психологической реабилитации.

Работы А.Р. Лурия по проблемам локализации высших психи­ческих функций, их нарушений при локальных повреждениях мозга, разработка системы методов нейропсихологической диагностики позволили создать новую отрасль научной и практической психо­логии — нейропсихологию.

К концу 50-х — началу 60-х годов в отечественной медицинс­кой психологии был накоплен значительный клинический опыт. На I и II съездах Общества психологов (в 1959 и 1963 гг.) и на IV съезде невропатологов и психиатров в 1963 г. был представлен ряд докладов (Б.В. Зейгарник, М.С. Лебединский, А.Р. Лурия, В.Н. Мя­сищев, К.К. Платонов), свидетельствовавших о том, насколько важна медицинская психология для клиники (Мягков, Боков, 1999, с. 13).

В середине 60-х — начале 70-х годов в высших учебных заведе­ниях России вводится специализация по медицинской психоло­гии. Началось активное межинститутское сотрудничество с польскими, чешскими и немецкими психотерапевтами.

В 70-80-е годы в ряде городов Советского Союза сформирова­лись крупные научные центры медицинской психологии, разраба­тывающие различные направления медико-психологических исследований.

Московские ученые (Б.В. Зейгарник, К.К. Платонов, К. М. Гу-ревич, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Поляков, Е.Д. Хомская и др.) прово­дили фундаментальные исследования в области психодиагностики, психофизиологии и нейропсихологии.

Ведущим направлением деятельности ленинградской школы ме­дицинской психологии (М.М. Кабанов, А.Е. Личко, Л.И. Вассерман, Б.Д. Карвасарский, В.К. Мягер, P.O. Серебрякова и др.) стала разработка научных основ психотерапии и реабилитационной ра­боты в различных отраслях медицины. В то же время значительный вклад в медицинскую психологию представляют их исследования в области психодиагностики.

Представители киевской научной школы (В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук и др.) занимались вопросами патопсихологи­ческой диагностики, а ученые тбилисской школы (И.Т. Бжа-лава, С.В. Цуладзе и др.) проводили медико-психологические исследования на основе теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе (Мягков, Боков, 1999, с. 15).

Во второй половине XX века расширилась сфера практическо­го применения психологических знаний в медицине. Практичес­кая психология стала обособляться организационно. Во многих странах были открыты институты практической психологии и со­зданы свои психологические службы. В них приступили к работе профессиональные практические психологи, которые получили образование на факультетах практической психологии в высших учебных заведениях или на специальных краткосрочных курсах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]