Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом НОВЫЙ Карпова А.А. .doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
2.55 Mб
Скачать
    1. Характеристика выборки и методов исследования

Исследование проводилось на базе Государственного Училища Олимпийского Резерва (ГУОР), в центре психологической помощи спортсменам, а так же на базе школы № 154 г. Самары. В исследовании приняли участие 46 человек, ученики десятых-одиннадцатых классов в возрасте от 16 до 19 лет, среди которых 26 девушек и 20 юношей. Испытуемые были разделены на 2 группы, профессиональные спортсмены (участники и призеры внутрироссийских и международных соревнований) и ученики старших классов. Группа спортсменов составила 32 человека, из которых 16 юношей и 16 девушек, группа школьников – 14 человек, из которых 10 девушек и 4 юноши.

Исследование проводилось для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы о том, что существуют особенности в структуре взаимосвязи терминальных ценностей с когнитивно-поведенческими установками старших школьников, обучающихся в общеобразовательной школе и Государственном Училище Олимпийского Резерва.

Существует не так много известных методик для исследования атрибутивного стиля личности. Одной из наиболее известных в России методик диагностики оптимизма как атрибутивного стиля является «Тест на оптимизм» Л. М. Рудиной. Данная методика представляет собой русскую адаптацию одной из популярных методик диагностики атрибутивного стиля, предложенных М. Селигманом [29]. Стиль атрибуции характеризуется тремя основными параметрами - постоянство, широта и персонализация, которые по-разному проявляются при объяснении человеком причин плохих или хороших событий. Так же существует тест М. Селигмана – «Опросник атрибутивного стиля». Стимульный материал данной методики состоит из 12 микросценариев. Половина посвящена плохим событиям (например, «Вы пришли на свидание, но все получается плохо...»), половина – хорошим («Вы внезапно разбогатели...»). Испытуемого просят представить, что все это произошло с ним, и предположить наиболее вероятную причину события. Затем его просят оценить персонализацию, степень личности указанной вами причины числом от единицы до семи («Связана ли эта причина с другими людьми или обстоятельствами (внешняя), или лично с вами (внутренняя)?»). Потом он оценивает ее постоянство («Эта причина никогда больше не возникает при поисках работы (временная) или будет присутствовать всегда (постоянная)?»). И, наконец, оценивается ее широта (относится ли эта причина только к поиску работы (конкретная), или она затрагивает все другие области вашей жизни (всеобъемлющая)?»). Аналогично этой методике построен «Расширенный опросник атрибутивного стиля». Текст методики включает 24 негативных события, для которых испытуемые должны выдвинуть причину и оценить её по параметрам постоянства, широты и персонализации с помощью семибалльной шкалы Лайкерта [35].

В России на основе методики ASQ Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяховой были разработаны методики «Шкала оптимистического мышления для взрослых» (ШОМ) и «Шкала оптимистического мышления для подростков» (ШОМ-П) [9]. Эти методики выявляют особенности когнитивного реагирования человека в различных позитивных и негативных жизненных ситуациях.

Для диагностики атрибутивного стиля у детей в США часто используется детский вариант «Опросника атрибутивного стиля» (CASQ), также разработанный М. Селигманом. Он включает 48 ситуаций, из которых половина описывает благоприятные и половина – неблагоприятные события в четырех сферах жизни: в школе, в общении со сверстниками, во взаимодействии с родителями, а также в сфере здоровья и в других сферах жизнедеятельности. В каждом типе ситуаций (негативных или позитивных) диагностируется выраженность каждого из трех параметров атрибутивного стиля — широты, постоянства и персонализации[9]. На основе CASQ были независимо разработаны два русскоязычных варианта детского опросника атрибутивного стиля — на кафедре психологии Челябинского государственного университета Н. А. Батуриным и Д. А. Циринг [5] и на факультете психологии МГУ О. В. Крыловой и Т. О. Гордеевой [9].

Наконец, следует отметить, что в рамках данного подхода М. Селигманом разработана уникальная методика диагностики оптимизма-пессимизма, применимая не только к отдельным людям, но и различным социальным общностям. Речь идет о методике «контент-анализа вербальных объяснений» (англ.: content analysis of verbatim explanations – CAVE). Использование CAVE значительно расширяет возможные сферы исследования, позволяя анализировать уровень оптимизма людей или целых общностей, с которыми нет непосредственного контакта. Она выступает скорее как уникальное средство социально-психологических, историко-психологических или кросс-культурных исследований оптимизма[35].

Нами для диагностики параметров атрибутивного стиля личности была выбрана «Методика диагностики оптимизма как способа объяснения успехов и неудач: опросник СТОУН-П (подростковый вариант)», разработанная на основе теории М. Селигмана [8], так как эта методика является одной из наиболее доступных на сегодняшний день. Опросник АС представляет собой набор из 24-х жизненных ситуаций. Испытуемому предлагается представить себе каждую ситуацию и сформулировать причину, которая привела к возникновению такой ситуации, записав ее вербальную формулировку. Затем причину ситуации предлагается оценить по двум из трех предлагаемых параметров атрибутивного стиля – постоянства (стабильности), широты (глобальности) и контролируемости (контроля).

Для исследования копинг поведения наиболее известной методикой является Копинг-тест Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой [14].

Так же существует методика Индикатор копинг-стратегий, методика разработана Д. Амирханом и предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности. Методика адаптирована для проведения исследования на русском языке Н. А. Сиротой и В. М. Ялтонским. Дж. Амирхан на основе факторного анализа разнообразных конинг-ответов на стресс разработал «Индикатор копинг-стратегий». Он выделил 3 группы копинг-стратегий: разрешения проблем, поиска социальной поддержки и избегания.

«Индикатор копинг-стратегий» можно считать одним из наиболее удачных инструментов исследования базисных стратегий поведения человека. Идея этого опросника заключается в том, что все поведенческие стратегии, которые формируются у человека в процессе жизни, можно подразделить на три большие группы:

  1. Стратегия разрешения проблем — это активная поведенческая стратегия, при которой человек старается использовать все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы.

  2. Стратегия поиска социальной поддержки — это активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного разрешения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающей его среде: семье, друзьям, значимым другим.

  3. Стратегия избегания — это поведенческая стратегия, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем [23].

Так же существует методика Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой), она позволяет разделить копинг-поведение на три группы: копинг ориентированный на решение задачи, копинг ориентированный на эмоции, копинг ориентированный на избегание [36].

Мы же свой выбор остановили на методике И. Г. Сизова и С. И. Филипченко «Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления». В основу разработанного опросника легла классификация Л. И. Анцыферовой [1]. При его создании выдвигалась гипотеза, что люди обычно используют все стратегии преодоления в трудных условиях жизни и профессиональной деятельности, однако, три - четыре из них являются ведущими, наиболее часто используемыми, и таким образом становятся стереотипными формами поведения, что зависит от свойств личности и уровня развития стресса. Опросник состоит из 53 утверждений. В опроснике предлагаются субшкалы для оценки частоты употребления каждой из описанных стратегий, а также коэффициенты для оценки выраженности конструктивных преобразующих и приспособительных стратегий и неконструктивных стратегий преодоления.

Конструктивные преобразующие стратегии:

  • С1 - «Когнитивная репетиция»

  • С2 - «Коррекция ожиданий и надежд»

  • С3 - «Идущее вниз сравнение»

  • С4 - «Идущее вверх сравнение»

  • С5 - «Антиципирующее преодоление»

  • С6 - «Превосходящая печаль»

Конструктивные приспособительные стратегии:

  • С7 - «Позитивного истолкования»

  • С8 - «Придание ситуации нетривиального смысла»

  • С9 - «Изменения личностных свойств»

  • С10 - «Идентификация со счастливчиками»

Неконструктивные стратегии:

  • С11 - «Фокусированная на эмоциях стратегия»

  • С12 - «Уход или бегство из трудной ситуации»

  • С13 - «Стратегия отрицания»

Для исследования терминальных ценностей личности наиболее признанной и распространенной в России является методика изучения ценностных ориентаций, разработанная М. Рокичем [41]. Методика М. Рокича представляет собой ранжирование двух списков ценностей: терминальных и инструментальных. Согласно данной методике исследователь может выявить лишь те ценности, которые испытуемый осознает. Однако методика М. Рокича не учитывает неосознаваемые ценности личности, которые зачастую оказывают влияние на эмоции, поведение, оценку своих поступков и поступков других людей [28]. Другой проблемой методики М. Рокича является то, что, несмотря на название диагностируемых ценностей как терминальных, в практике использования методики результаты диагностики не соответствуют реальным целям личности в данный момент времени (низкая прогностическая валидность), т.е. получаемый ранжированный ряд ценностей-целей носит скорее декларативный характер.

Также существует методика ОТеЦ И. Г. Сенина, предложенная в 1991 году. Этот опросник основывается на двух предположениях: во-первых, что жизненные сферы, в той или иной мере представленные в жизни каждого человека, обладают для разных людей различной степенью значимости, а во-вторых, что в каждой из них реализуются различные для каждого человека желания и стремления, которые являются одним из компонентов направленности его личности [31].

Для определения значимых целей в жизни респондентов была использована «Методика диагностики терминальных ценностей личности» Смирновой  М. В. [33]. Методика проводится в несколько этапов, на первом этапе испытуемым предлагается перечислить на бланке все ближайшие и отдаленные события (мечты), которые они ожидают, или хотят избежать. Затем, на втором этапе, нужно разместить эти события и свое нынешнее состояние по степени значимости на вертикальной шкале, где верхний полюс отмечен знаком «+», а нижний знаком «-». На третьем этапе респондентам предлагается оценить по пятибалльной шкале достижимость события, на четвертом этапе нужно написать, чем важен исход этого события для испытуемого, и на пятом этапе нужно оценить актуальность (значимость, важность) этого события [33]. Это проективная методика, которая позволяет посмотреть те ценности, которые выделяют испытуемые в данный момент. Кроме того методика позволяет оценить выбранные ценности по таким параметрам, как достижимость и актуальность.

Все использованные методики валидны, надежны и актуальны целям исследования.