Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kolupaev_Rus_Brasil.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
139.26 Кб
Скачать

17

В.Е. Колупаев

Русские черты в Бразилии во второй половине XX века

Идея предлагаемого обзора жизни русской эмигрантской общины в Бразилии возникла в результате работы автора над отдельными номерами приходского самиздата «Друзьям и знакомым» («Comunicação aos Amigos e Conhecidos»), издававшегося на правах рукописки (pro manoscritto) русскими эмигрантами с 1969 по 1996 г. в Сан-Пауло (Бразилия). Издание освещает различные стороны социальной и культурной жизни русской общины второй половины XX в. Подшивка отдельных номеров этой газеты хранится в библиотеке Папского колледжа «Русскум» в Риме (Pontificium Collegium Russicum), специальном учебном заведении, созданном в 1921 г. Папой Пием XI (Achille Ratti) (1857-1939), для оказания помощи верующим в СССР, с цель подготовки католических священников для миссии в атеистическом государстве.

Данный источник, своего рода памятник печатаного дела Русского зарубежья, рассматривается применительно к теме освещения жизни общины русских эмигрантов в оценке историко-антрополигического понимания данного феномена.

Газета стала выходить в приходе при Благовещенском храме русских католиков византийско-славянского (синодального) обряда. В Ежегоднике историко-антрополигических исследований за 2010 г. мы уже писали о русской католической общине византийско-славянского обряда в Париже1. Здесь добавим информацию в целом о Российской католической церкви. Ее официальное название — Апостольский Экзархат для католиков византийского обряда (Esarcato Apostolico per i catholici di rito bizantino), образована в 1917 г. на Соборе в Петрограде с целью унии с Римом при сохранении привычных традиционных форм религиозного культа в так называемом «русском синодальном обряде». Признана Временным правительством, 24.02.1921 утверждена Римским Папой Бенедиктом XV (Giacomo della Chiesa) (1854 – 1922). В результате антирелигиозной политики в СССР приходы и монашеские общины были закрыты. В эмиграции существуют на данный момент в Европе, Северной и Южной Америках, Китае и Австралии. Процесс возрождения церковной жизни в России побудил часть духовенства обратиться в Рим с просьбой о нормализации канонического и административного статуса экзархата. 20 декабря 2004 г. Папа Иоанн Павел II (Karol Józef Wojtyła) (1092 - 2005) назначил выходца из немецкой фамилии в Караганде иезуита Иосифа Верта правящим епископом (ordinarius pro Rirus Byzantini in Russia). В настоящее время в России имеется четыре церковных округа, более 20 приходов, пастырских пунктов, религиозных групп и монашеских общин. Богослужения проводятся на церковно-славянском, русском и украинском языках, используется юлианский календарь. Статистика, структура, новости — на официальном Интернет-сайте: www.rkcvo.ru

Вернемся к нашей теме о русской общине в Бразилии. Первый наплыв русских эмигрантов в Латинскую Америку был в 1920-30-х годах XX в. В 1949 г. была основана церковь Church of the Annuciation of the Virgin: Capelania russa, Rua dos Sorocabanos, 150, Ipiranga - 04202-000 - São Paolo - SP, Brazil. Первым ее настоятелем стал иеромонах-иезуит Василий Буржуа (Bourgeois Charles) sj, француз, родился в Париже в 1887 г., принял монашество в 1904 г., священник с 1920 г. В 1924–1927 гг. о. Василий служил в Польше, с 1927 по 1932 гг. в Чехословакии, с 1932 г в Эстонии, где был арестован Гестапо во время немецкой оккупации, провел два года в тюрьме. В 1945 г. переехал в Москву, где служил настоятелем французской церкви святого Людовика на Лубянке, в 1946 г. оправлен в Париж. Далее о. Буржуа оказался в Бразилии, где служил в течение 12 лет до смерти среди русских. В Буэнос-Айресе в 1953 г. вышли его воспоминания на французском языке2. Умер священник 08.4.19633.

Далее мы знаем, что известный сотрудник международной католической помощи и деятельный участник русского апостолата о. Георгий Рошко (1915 - 2003) находился в Бразилии с целью изучения ситуации и помощи переселенцам4.

Как уже сообщалось выше в 1949 г. в Бразилию прибыла партия русских беженцев из Европы в количестве 338 человек5. Оценку русской колонии в Бразилии давал в 1954 г. отец Филипп де Режис (Philippe de Regis) (1897 - 1954). Он был делегатом Конгрегации Восточных Церквей по Южной Америке, знакомился с положением беженцев и детей. Режис поручил заботу о русских детях и руководство интернатом, проживавшему в Сан Пулу о. Василию Буржуа.

Де Режис писал о том, что в Бразилии самая большая колония русских в Южной Америке, город Сан-Паулу – около 30 000 русских. В городах устраиваются не плохо. В сельской местности бедствуют, мечтают уехать в Канаду. Культурная жизнь слабая, что в немалой степени объясняется тем фактом, что это вторая волна. Но благоприятным фактором явилось то, что начали пребывать люди с Дальнего Востока, среди этой части русских преобладала интеллигенция. В Харбине, Китае – была очень насыщенная жизнь. В Манчжурии успешно работала католическая миссия, оставившая добрый плод. Из Гонконга каждый месяц прибывает пароход. Меняется облик колонии. «Трагической и жуткой привилегией людей из Харбина является тот факт, что из этого города приезжают почти исключительно женщины и дети: их мужья и дети «исчезли» в 1946 г., когда большевики заняли Харбин. О судьбе этих несчастных никто и никогда не мог узнать ничего. Убили ли их или же они продолжают влачить свое жалкое существование в каком-нибудь советском лагере – не известно»6.

Основным культовым местом, центром русской католической общины византийского обряда в Бразилии стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ипиранге, здание было получено от бразильских католических монахинь в 1954 г. Иконы для иконостаса написал Михаил Лобанов, его же кисти принадлежит образ святителя Николая Чудотворца. Иконы двенадцати праздников – работы художника Николая Федоровича Мишаткина. О нем известно, что происходил из донских казаков, после Второй мировой войны окзался в Марокко, сотрудничал в 1950 - 1960-е годы с “Общеказачьим журналом” в США, заетм переехал в Бразилию, где скончался в 1973 г. После его смерти супруга покойного сохраняла до 20 книг, автором и иллюстратором которых был Н.Ф. Мишаткин7. Запрестольная икона в Благовещенском храме оказалась привезенной из Китая священником Федором Вилькоком (Wilcock Frederick) (1906 - 1985), служившим с 1939 г. в русском приходе Святителя Николав в Шанхае, откуда он помогал эвакуироваться своим прихожанам благодаря миссии иезуитов в 1949 г. через остров Тубабао на Филиппинах. Две большие клиросные иконы, изображающие святителя Алексея митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского в 1954 г. выполнил художник Дмитрий Васильевич Измайлович (1890 – 1976)8. Многие иностранные послы, епископы и министры заказывали свои портреты у этого русского художника9. Он родился на Украине в местечке Сатанов на Хмельчине, имел чин офицера российской лейб-гвардии, в 1918—1919 гг. был в Киеве, затем вместе с частями Белого движения в 1920 г. оказался в Константинополе, где разместились бежавшие с Юга России войска генерал-лейтенанта барона Петра Николаевича Врангеля (1878 – 1928). Проживая до 1927 г. в турецкой столице Д Измайлович, имел возможность изучать здесь византийские памятиники и влияние персидского искусства на турецкую тзобразительную культуру. В 1927 г. через Афины, затем Лондон он приезжает в США, где проживал в Вашингтоне. Художник переезжает в Бразилию, в 1931 здесь была устроена его персональная выставка10. В Рио-де-Жанейро он преподает живопись11. Одним из его учеников, например, был русский художник Данила Васильев. По отзывам искусствоведов, Измайлович, в своих портретных работах, использовал элементы иконописной техники12. «В последний период жизни писал в основном пейзажи и натюрморты. В 1968 году в фойе муниципалитета Рио-де-Жанейро прошла персональная выставка, посвящённая 50-летию творческой деятельности Измайловича»13. В Бразилии при жизни матера прошло 14 персональных выставок, он обладал четырьмя престижными медалями признания своего искусства, после 1976 г. прошло восемь посмертных персональных выставок работ художника14.

Как мы упомянули выше, непосредтственно расцвет, привлекшей наше внимание газеты «Друзьям и знакомым» приходится на время нахождения в Бразиии и служение в приходе иезуита Викентия Пупинис (Pupunis Vincent) — священника литовского происхождения, родившегося в 1920 г. — он имел опыт работы среди русских в лагерях для перемещенных лиц Ди Пи (от англ. Displaced Persons «перемещенные лица») в Австрии; в 1969 г. - получил назначение в Бразилию и прослужил здесь до начала 1980-х годов, после чего был отозван в Рим. В 1972 г. отцу Пупинису было позволено съездить в Литву, после 29 лет разлуки он встретился с родственниками, 90-летний отец Иосиф Викентьевич Пупинис два года перед этим не встававший с постели, скончался на руках у сына. Священник похоронил своего отца в родном селе. Затем в сопровождении сотрудников Интуриста он побывал в Ленинграде, Москве и в праздник преподобного Сергия 8 октября был в Троице-Сергиевой лавре. По дороге через Австрию священник заезжал в Трофайи, где когда-то служил в большом беженском лагере для русских15.

В одном из номеров газеты «Друзьям и знакомым» за 1974 г. читаем, что о. Викентий посетил редакцию и написал статью «Русские в Сальвадоре»16.

В декабрьском номере 1979 г. сказано: «Отец Викентий, издатель бюллетеня «Друзьям и знакомым», с распоряжения церковного настоятеля, переводится в Рим на другое послушание. Поэтому бюллетень пока не будет выходить. Прощаясь с читателями и сотрудниками, о. Викентий благодарит всех за оказанную помощь и благожелательность. Особенно благодарит своих долголетних сотрудников Александра Б. Кириллова17, Валентину Ивановну Левашко и «печатника» Виктора М. Толстинова». Адрес редакции: DIZ . C.P. 42-333. Sào Paulo, Brasil18.

В последствии о. Пупинис проживал в Риме, привлекался к приему делегаций Русской православной церкви Московского патриархата, его вспоминает епископ Уфимский Анатолий (Кузнецов), описывая поездку в Италию 1985 г.19

Итак обратимся непосредственно к газетным матриалам, в освещении которых предстает целостная историко-антропологическая картина спектрального анализа русского присутствия в Бразилии.

История

Контакты между Россией и Бразилией установились в начале XVIII столетия. Английский коммерсант Руперт Бек в 1711 г. предложил русскому послу в Лондоне князю Борису Ивановичу Куракину проект покупки Россией острова Тобаго, самого южного из Антильских островов. В Петербурге раздумывали над проектом так называемой «Русской Бразилии» — читаем об этом в шестом номере газеты за 1973 г.; здесь же сообщается о первых русских кораблях, достигших побережья Бразилии; в 1817 г. судно «Камчатка» посетило Рио-де-Жанейро20.

Епископ Андрей Катков (1916—1995), сын русских эмигрантов из Иркутска. Выросший в Харбине и приянвший монашество в католическом ордене мариан (Конгрегация Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии, лат.: Congregatio Clericorum Marianorum sub titulo Immaculatae Conceptionis Beatissimae Virginia Mariae, mic), титулярный епископ Католической Церкви восточного обряда, с 1960-х гг. по 1984 г. бывший полномочным визитатором Конгрегации по делам Восточных Церквей (Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus) для русских, находящихся за границей, совершая в 1972 г. осмотр подведомственных ему церковных структур, посоветовал написать материал о русских, сопровождавших исследователей Амазонки. Владыка указал имя одного из них, в результате чего родился материал, из которого узнаем: «Русский немец, академик Григорий Иванович Лангсдорф (1774—1852) в 1812—1820 гг. был русским консулом в Бразилии. Уже тогда он посылал в Академию наук в Санкт-Петербурге сообщения о природе и народах Бразилии; в одном письме говорится о тринадцати ящиках с коллекциями, присланных из Бразилии… В 1821 г. Лангсдорф вернулся в Россию и уже собирался отправиться с экспедицией в Среднюю Азию, когда Александр I опять послал его в Бразилию во главе научной экспедиции, устроенной на средства Кабинета Его Величества. Эта экспедиция оставалась в Бразилии до 1829 г.»21. В историческом музее города Порто-Фелис, расположенного в 125 км от Сан-Пауло, хранится часть лодки экспедиции Ланг-сдорфа. В архиве министерства иностранных дел в Рио-де-Жанейро есть документы, в которых Лангсдорф упоминается как консул России.

В 1883—1892 гг. русским послом в Бразилии был Александр Семенович Ионин (1837—1900). Он много путешествовал и в результате опубликовал книгу в четырех томах под названием «По Южной Америке» (СПб., 1892—1904).

Из следующего номера газеты узнаем, что в 1914—1915 гг. в Бразилии работала большая научная экспедиция из России, одним из участников которой был Г.Г.Маницер, здесь же есть сообщения по краткой истории и археологическим памятникам старины.

Наука

Газета упоминает целый ряд русских ученых, работавших в Бразилии. Так, к примеру, Татьяна Дмитриевна Розова защитила здесь докторскую диссертацию по детским легочным болезням22. Ботаник А.И. Баранов, проживавший в Сан-Пауло, откуда позже переехал в США, публиковал статьи по результатам своих исследований в научных журналах Соединенных Штатов и Тайваня, также его работы появлялись и в русскоязычных заграничных изданиях. Его коллега Б.В. Скворцов, родившийся в Варшаве в 1896 г., будучи в эмиграции в Харбине в 1919—1935 гг., преподавал естественные науки. В 1950—1962 гг. он работал научным сотрудником института леса Китайской академии наук, в 1958 г. получил звание профессора. Ученый оставил после себя несколько сотен работ на различных языках, напечатанных в 65 научных журналах; только в Маньчжурии он описал 200 новых цветочных растений и 2 500 новых видов водорослей. После переезда из Китая в Бразилию с 1962 г. он работал в Ботаническом институте в Сан-Пауло, где изучал жгутиковые водоросли23.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]