Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8-14 ИГПР.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
217.6 Кб
Скачать

12. Государство и право Владимиро-Суздальской земли.

Монархический элемент был особенно сильным в северо-восточной Руси (Суздаль).

Хотя здесь продолжали действовать и боярский совет, и городское собрание, власть князя оказалась наиболее сильной.

Ростово (Владимиро) -Суздальское княжество, расположенное на северо-востоке Руси, позже стало центром объединения русских земель.

В период феодальной раздробленности (после 30-х гг. XII в.) оно выступало в качестве конкурента Киева.

Особенностями хозяйственной системы северо-восточных княжеств стали как разбросанность сельского населения по просторной, но сильно пересеченной лесами и реками, местности, так и незначительные размеры подворных пахотных участков.

Удаленность от традиционных торговых и международных торговых путей меняла характер городской экономики.

Достаточно долго государственный центр северо-восточных земель не получал территориального закрепления: он перемещался между Ростовом, Суздалем, Владимиром и Тверью, пока не утвердился в Москве.

Отказавшись от переезда на Киевский престол, северо-восточные князья (прежде всех Андрей Боголюбский) изменили статус Владимирского княжества: получив титул великого, оно заняло особое положение в конгломерате других русских княжеств. Кроме того князья этого

княжества связали свой статус (власть и поземельную собственность) с вполне определенной территорией, которую они отказывались покинуть ради Киева. Это была их личная земля, их вотчина, наследственное землевладение.

Здесь они получили более широкие и не связанные киевской традицией права в управлении, назначении посадников в города, перераспределении уделов и волостей и т.п. Значительно усилилась власть князя и

в его отношениях с городами (прежде всего вечевыми) и боярами-вотчинниками. С конца XII в. Суздальская земля явно преобладала над другими русскими княжествами.

Это совпало с исчезновением принципа великокняжеского старшинства (действительного или договорного) и установлением на северо-востоке порядка, при котором младшие князья подчиняются Владимирскому князю. Старшинство стало званием. И младшие князья здесь превращались в собственников своих уделов, которые они могли по своей воле и личному распоряжению передавать своим детям.

Власть и землевладение сливались в единое право.

Первые князья (Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо) сумели сформировать крупный домен, из которого обеспечивали землей служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице. Князь не испытывал сильной экономической

конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовали старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение.

Для феодальной системы характерен ряд черт: раздробленность верховной власти и ее тесное слияние с землевладением; иерархическая организация общества со сложным переплетением вассальных связей; условность землевладения вообще, когда основной формой остается

феод.

Посредством жалованных грамот князья передавали своим вассалам ряд прав

Великие князья своими жалованными грамотами обеспечивали независимость боярских и монастырских вотчин от местных властей (волостелей, тиунов, доводчиков), формируя их иммунитеты.

Процесс измельчения уделов, число которых равнялось числу взрослых князей, принадлежавших к династии Рюриковичей, затронул все территории Руси. Раздробление вело к изоляции и ослаблению княжеской, власти, на их разобщенность указывает исчезновение междукняжеских съездов в XIII—XIV вв.

Сами удельные князья начинают превращаться из верховных правителей, государей в землевладельцев своих вотчин-уделов. Тесно привязанными к территории удела оказывались только холопы князя, свободные же люди, как служилые, так и черные, имели временные связи с

данной территорией и князем, часто мигрируя и переходя из одного удела

в другой.

К служилым людям князя относились бояре и слуги вольные. Неопределенность и постоянная изменчивость границ уделов способствовали тому, что служилые люди не считали себя обязанными держаться за очерченную, определенную территорию, они рассматривали себя как часть более широкой социальной общности, распыленной по всей территории раздробленной Руси.

Черные (или тяглые) люди проживали и в городах, и в сельской местности, признавали власть князя, платили ему дань и подчинялись его юрисдикции. Однако все эти обязанности они выполняли, пока проживали на земле князя и пользовались ею. Князь считался собственником земли, а не верховным правителем, как в киевские времена. Чернотяглые люди, также как и служилые, могли в любое время покинуть территорию данного удела и переселиться в другой. Князь не являлся для них государем и волостелем — таковым он был лишь для своей челяди и холопов.

Вотчинный принцип в этот период вытесняет старые родовые отношения, укрепляются частно-правовые, владельческие начала. Крупное боярское землевладение разрывало на части древнюю общинную систему. Само понятие волость, прежде означавшее территориальную общину, приобретает иной смысл, обозначая административный округ, включающий боярские

и дворянские имения, монастырские земли в пределах старинной волостной территории. Параллельно широко происходит процесс закладничества, когда за удельного князя или боярина закладывались, переходили под его контроль, целые села и волости.

Удельная вотчина включала три разряда земель: дворцовые, боярские и черные.

Дворцовые земли обрабатывали главным образом несвободные люди — дворовые холопы-страдники. Земли могли отдаваться также в пользование вольным людям, смердам, половникам (работавшим «изполу», за половину урожая) и т.п.

Черные земли отдавались в аренду или на оброк индивидуальным крестьянским хозяйствам или целым сельским общинам.

По отношению к боярским землям князь считался верховным собственником, при этом право частной собственности на землю у бояринавотчинника не подвергалось сомнению. Князь мог передавать ему вместе с правом собственности другие верховные права на вотчину (судебные,

налоговые льготы, административно-полицейские и проч.). (Подобная процедура передачи в западно-европейском средневековом праве называлась оммаж.)

По мнению В.О. Ключевского, в отличие от европейского феодализма в удельной Руси не произошло слияния служебных отношений с поземельными. Это проявилось в том, что бояре и вольные слуги на Руси могли, располагая земельной собственностью в одном уделе, слу-

жить князю другого удела.

Вместе с тем управление наследственными уделами становилось все более независимым от власти великих князей. Удельные князья управляли своими землями через бояр и вольных слуг, которым они передавали в кормление города, волости, села с правом осуществлять там административные, судебные и финансовые функции. Многие из служилых людей получали иммунитеты по налогам, повинностям и в сфере судопроизводства. Однако собственниками этих владений бояре и вольные

слуги не становились, устойчивые правовые формы этих отношений остались невыработанными.

Перемещение политического центра Руси с юго-запада на северо-восток было связано не только с вторжением монголов, но и исчезновением древнего торгового пути из варяг в греки. На новых земляхторговая деятельность князей резко сократилась, сократились и денежные потоки.

В XIII—XIV вв. отмечается господство натурального хозяйства. Значительно уменьшаются денежные вознаграждения и выплаты князей служилым людям, основным способом вознаграждения становится кормление, пожалование доходных административно-судебных должностей.

Однако главным источником доходов служилых людей становится в это время именно землевладение. Расширяя свою земельную собственность, служилые люди стремились привлечь определенными льготами вольных крестьянских поселенцев или прикреплять к своей земле кабаль-

ных людей и холопов, создавая из них поселения земледельческих холопов-страдников.

В период упадка южно-русских земель и подъема северо-восточных (Владимир, Суздаль, Москва) Русь из торгово-городской цивилизации превращается в землевладельческую. Слабые и раздробленные княжества, сформировавшиеся в северных лесах породили тот удельный порядок княжения, который сменил порядок очередной.

Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.). Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита. Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул Великий.

•Существовавшие органы власти и управления аналогичны системам органов раннефеодальных монархий — княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчиннаясистема управления.

В XI—XII вв. на Руси наблюдался быстрый рост городов, к XIII в. их число достигло трехсот. Города возникали как укрепленные пункты и торговые центры. Вокруг них образовывались поселения (сборы) и пригороды, некоторые из них позже приобрели статус города. Города стано-

вились центрами товарного производства и работы на заказ; зарождаются купеческие и ремесленные (цеховые) организации. Городские бояре (старцы градские) составляют патрициат городов; постоянно действующим органом становится вече.

Города старой Руси были древними племенными центрами, в которых правила местная аристократия. В XII—XIII вв. князья заключали договоры с городами, которые соглашались подчиниться их власти и контролю. При этом у городского самоуправления сохранялась значительная доля самостоятельности.

Вновь образуемые на северо-востоке города сразу же подпадали под княжеский контроль. Монархический принцип управления наиболее отчетливо начал формироваться именно здесь: владимирские, а позже московские князья начали укреплять принцип самодержавия, опираясь при

этом прежде всего на городские политические центры.

Аристократический элемент был особенно развит на юго-западе Руси в Галицко-Волынском княжестве, где боярский совет имел определяющее влияние в политической жизни. Это обусловливалось отчасти воздействием некоторых принципов западного феодализма (вассал

моего вассала — не мой вассал, широкая система иммунитетов и т.п.), проникающих через Польшу и Венгрию.

Демократический элемент получил наибольшее развитие на территории города-государства Великого Новгорода, где сложилась своеобразная боярская республика, высшим официальным органом которой стало народное собрание — вече.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]