Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
глава 10.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
48.63 Кб
Скачать

Спор западников и славянофилов

Еще одним очень важным моментом развития отечественной философии стала борьба западничества и славянофильства в ду­ховной жизни русского общества. Историческая судьба России опровергает схемы, устанавливающие жесткие границы культур­но-исторических ареалов Запада и Востока. Евразийское положе­ние страны приобрело символическое значение для националь­ного самосознания. Борьба западничества, у истоков которого стоял П. Я. Чаадаев, и славянофильства, связанного прежде всего с именами К. С. Аксакова, А. С. Хомякова и И. В. Киреевского, стала постоянным фактором развития русской философии и культуры. Призывы западников приобщить Россию к плодам за­падной культуры и цивилизации, взять европейскую модель раз­вития за образец для нашей страны принимали иногда крайние формы отрицания ценности всего русского, пренебрежения про­шлым страны. Такое крайнее западничество (не изжитое, к сожа­лению, и сегодня) во многом само, «от противного», порождало свою противоположность — славянофильские концепции само­бытности России, ее особого исторического пути и предназначе­ния. Это были два взаимно предполагавшие друг друга полюса рус­ской культуры.

Спор между западниками и славянофилами ставил перед рус­ской философией проблему взаимоотношения различных куль­турных традиций. Критика Запада славянофилами во многом явилась протестом против европоцентристской идеологии, огра­ничивавшей многообразие духовного опыта человечества и утвер­ждавшей в качестве единственно возможной модели историче­ского развития схему прогресса западной цивилизации. Именно из славянофильской «почвы» выросла так называемая «русская идея» — мысль об особой всемирной исторической миссии Рос­сии. Логика рассуждения была приблизительно следующей: Рос­сия — это и не Восток, и не Запад, она причудливо соединяет в себе и то, и другое. Значит, она сможет сыграть роль объединяю­щей человечество силы.

Идейное столкновение двух подходов к объяснению истори­ческого процесса помогло выработке специфических тем рус­ской философии: проблема «Восток — Запад», интерпретация смысла западноевропейской и русской истории, попытки реше­ния «славянского вопроса», обоснование «русской идеи» и др. Многие из названных тем волнуют российское общество и сего­дня. Видимо, точка в споре между западниками и славянофила­ми еще не поставлена, хотя он и принял сейчас форму обсужде­ния различных путей реформирования общества.

Философско-художественный комплекс

Русскую философию характеризует и такое явление духовной жизни общества, как философско-художественный комплекс. Что это значит?

Дело в том, что, как мы уже говорили в первых главах учебни­ка, философия выступает своеобразным мировоззренческим вос­произведением культуры. Человек, являющийся объектом и субъ­ектом философского сознания, существует в культурном «космо­се», в мире, который ему удалось согреть и изменить. Поэтому философия — это своего рода комплексная характеристика, «квинтэссенция культуры своего времени» (К. Маркс). Философия «вырастает» из культуры, черпая в ней свои темы, но философия и сама воздействует на культуру, в том числе и художественную, воплощая в ней свои находки и открытия, облекая в художествен­ную форму свои проблемы. История знает немало примеров ре­шения философских по своей сути проблем художественными средствами. Музыка Бетховена или живопись Дюрера, «Гамлет»

Шекспира или «Фауст» Гете по праву относятся к философ-ско-художественным произведениям, ибо в них поставлены сугу­бо философские вопросы, но ответ дан средствами искусства.

Во все времена философия и художественная культура были очень тесно связаны, у них всегда было очень много общего — общие вопросы о смысле и назначении человеческой жизни, об­щие задачи духовного воздействия на человека, общий способ существования в неповторимом творчестве уникальной лично­сти философа или художника. Это и позволяет говорить о нали­чии у философии, наряду с познавательной, мировоззренческой, методологической и другими функциями, еще и функции худо­жественно-эстетической, эмоциональной. Философия во все времена воспринималась как средство для самовыражения, ин­дивидуального совершенствования, самопознания и т. д. Но хотя это свойственно каждой философии, степень взаимопроникно­вения ее с художественной культурой бывает различной. О тон­чайшей пронизанности почти всей русской литературы и всего ис­кусства философской проблематикой и «беспокойством» (Г. Фло-ровский) говорили очень многие русские мыслители. А в конце XIX — начале XX вв. происходит становление целостной общно­сти философии и художественной культуры, когда грань между ними становится условной, подвижной, подчас трудно опреде­лимой, что и говорит о складывании философско-художественного комплекса.

В русской истории 19-й век — период неимоверно интенсив­ного развития самосознания общества, который отличался стремлением философски осмыслить все явления действитель­ности. Это столетие отличает в буквальном смысле слова очаро­вание философской терминологией и проблематикой. Для рус­ских интеллигентов той поры вся совокупность жизни подлежа­ла философскому толкованию, и потому любой жизненный факт мог быть теоретически осмыслен, превращен в проблему. Фило­софия была в то время обязательной составной частью образова­ния, философские статьи и идеи находили своих поклонников не только среди профессионалов (которых, кстати, было мало), философская терминология использовалась даже в личных пись­мах, идеи Гегеля, Шеллинга, В. С. Соловьева обсуждались в кружках и салонах, на страницах журналов и газет. Философия стала неотъемлемой частью духовной жизни русского общества того времени, вошла в плоть и кровь его культуры.

Особенно характерен в этом смысле Серебряный век отечест­венной культуры, так называемый русский религиозно-философ­ский ренессанс начала XX в. Религиозно-философские искания того времени, опиравшиеся на идеи Ф. М. Достоевского и В. С. Соловьева, не были изолированы от общего потока культу­ры. Философия имела очень тесную связь с искусством того вре­мени. Даже поиск социального идеала в рамках философии исто­рии зачастую принимал художественный характер. Музыкальное творчество композиторов А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, картины художников К. А. Сомова, Л. С. Бакста несли в себе громадный мировоззренческий заряд, шли в том же русле куль­турного обновления, вырастали из той же почвы, что и религиоз­ная философия того времени.

Особенно очевидно «родство» философских идей и художе­ственного творчества проявилось в поэзии русского символизма. Андрей Белый, Вячеслав Иванов, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, А. А. Блок неразрывно сплели в своих про­изведениях философскую идею и художественную форму. Рус­ский символизм выступил на рубеже веков одновременно и как художественно-поэтическое течение, и как течение философ­ское. Он ставил перед собой задачу — создать средствами искус­ства новую иррационалистическую философию, новое учение о человеке («новый гуманизм»). Большинство произведений этих поэтов носило философско-концептуальный характер, а их соз­датели являлись философски мыслящими художниками. Неда­ром даже известные стихи о Прекрасной Даме Блока являются не столько любовной лирикой, сколько рассуждениями о Со­фии-мудрости — центральном понятии религиозной философии того времени. Таким образом, для отечественной философской традиции характерно тесное взаимодействие и взаимопроникно­вение с русской художественной культурой, которое и привело к складыванию в стране на рубеже XIXXX вв. философско-художественного комплекса.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]