Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психоанализ ответы.docx
Скачиваний:
24
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
58.04 Кб
Скачать

Заметки об одном случае невроза навязчивости. (Случай Человека-Крысы) з.Фрейд. 1909 г.

История болезни человека-крысы, названная Фройдом «Заметки о случае невроза навязчивости» (1909), представляет собою единственную полностью им опубликованную историю болезни. Эта история болезни ценна ещё и тем, что позднее были найдены ежедневные записи Фройда о лечении пациента, которые также были опубликованы. Лечение, продолжавшееся одиннадцать месяцев, было начато1.10.1907. На двух заседаниях Венского психоаналитического общества, а именно 30.10.1907 и 6.11.1907, Фройд представлял (с последующим обсуждением) этот, как он говорил, «очень поучительный случай невроза навязчивости (навязчивых мыслей)», называя его тогда «Началом одной из историй болезни».

У пациента, доктора юридических наук, чьё начало заболевания датируется 1903 годом, на самом деле ещё в детстве были опасения, что с двумя персонами, которых он очень любил, может что-нибудь произойти. В ходе анализа выявилось, что страх этот заключался в том, что какой-то восточно-азиатский палач будет приставлять ведро, наполненное крысами к любимым им персон, и эти крысы потом будут впиваться в их ягодицы. Именно такое навязчивое представление и оделило пациента именем «человек-крыса». Двумя объектами его навязчивых представлений были отец и дама, которую тот очень сильно любил. В протоколеВенского психоаналитического общества мы встречаем очень важное примечание, относящееся к технике анализа. Дословно там стоит следующее: «Техника психоанализа теперь существенно изменилась, психоаналитик перестал интересоваться тем, что интересовало его самого, предоставляя пациенту естественным путём погружаться в свои мысли».

Основной конфликт в случае человека-крысы Фройд усматривал во внутренней борьбе между одновременно сильно выраженными у пациента мужскими и женскими чертами. Правда, Фройд добавлял, что мужские черты всё-таки были выражены у пациента сильнее. А, кроме того, у человека-крысы обнаружились вытесненные желания смерти отцу, так как на самом деле навязчивые представления являются навязчивыми желаниями. Фройд занимался этой историей болезни и дальше, доложив её на Первом Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге (1908). На примере человека-крысы Фройду удалось вообще расширить теоретические представления о неврозе навязчивости, которые и на сегодняшний день не потеряли своей силы, правда, сегодня мы описываем этот невроз на основе Я-психологической концепции. Ежедневные записи Фройда, из которых в самой истории болезни опубликовано несколько, а теперь читатель может полностью с ними познакомиться, дают превосходное впечатление о способе работы Фройда. Фройд показывает взаимосвязи, обнаруживающиеся между навязчивым мышлением, ритуальными формами поведения, религиозными церемониями, суевериями и магическими действами.Фройд обнаруживает у пациентов с навязчивостями ярко выраженную амбивалентность, борьбу между любовью и ненавистью, садизмом и стремлением защитить любимый объект. Да и важность сомнений, отражающих психическую борьбу пациента из-за существующей у него глубокой амбивалентности, находит уФройда отражение. В навязчивых действиях также хорошо заметны проявления особого механизма защиты: делание не случившимися запретных побуждений. При сравнении истерических симптомов и навязчивых действий ясно видно, что амбивалентность в истерическом симптоме представлена в конденсированном виде, сам симптом является компромиссом, заключённым между конфликтующими психическими силами, в то время как навязчивое действие проявляется в изолированной форме. Для техники анализа пациентов, страдающих неврозом навязчивости, важно не забывать об открытиях, сделанных Фройдом: в сновидениях навязчивые представления часто представлены в неизменной форме, первое из серии навязчивых представлений является обычно первоначальным, а все остальные будут согласовываться с первым по своему бессознательному значению. Случай человека-крысы стал одним из важнейших исходных пунктов теории невроза навязчивости, а, кроме того, снабдил важными указаниями относительно лечения подобных расстройств. В 1923 году в дополнении к истории болезни человека-крысы Фройд писал: «Пациент, которому представленное мною психоаналитическое лечение возвратило психическое здоровье, как и многие другие ценные и подающие большие надежды молодые люди, погиб в Великой войне».