Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
04_Ч3 гл5 (СВ Волков)_10 стр.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
28.09.2019
Размер:
119.3 Кб
Скачать

2) Реформы вана Конмина и рост новой чиновной знати (садэбу)

Когда в условиях Юаньского вмешательства в дела Корё реформы вана наталкивались на сопротивление сильных домов, происшедшее в 1368 г. (17 год Конмина) изгнание Юаней из Китая на Север и выход на историческую сцену новых властителей Китая – Минской династии – создали благоприятные международные условия для политики реформ в Корё. Именно в этом кроется причина того, что при ване Конмине (1351-1374) реформы определенно оживились. Ван Конмин, хотя и был женат на монголке, будучи ваном Корё не утратил своей принципиальности и в сфере внешней политики открыто проводил курс, направленный против Юаней и в пользу Минов, а внутри – активно вел реформаторскую политику подавления сильных домов, укрепления ванской власти и стабилизации жизни народа.

Сначала в 1356 г. (5 год Конмина) он разгромил группировку промонгольских чиновников, которые были представлены Ки Чхолем с братьями, прижал могущественные кланы, которые были проюаньскими и угрожали власти вана и в том же году вооруженным путем присоединил управление Ссансон чхонгванбу в районе Ёнхына, которое раньше было непосредственным владением монголов. При возвращении Ссансон чхонгванбу он получил полную поддержку местного влиятельного человека (тхохо) Ли Джачхуна (отец Ли Сонге), и с этого времени дом Ли Сонге стал продвигаться по служебной линии в столице. В 1359 г. (8 год Конмина) крестьянская армия (хунтоу, «красноголовые»), поднявшаяся в Китае против юаньского господства, вторглась в Корё и одно время даже вызвала переполох в связи с захватом столицы, но ее успешно разгромили. В 1369-1370 гг. (18-19 годы Конмина) Ин Дану, Чхве Ёну и Ли Сонге было приказано по очереди (три раза) атаковать Ляодунский район Китая для возвращения древних земель Когурё.

Политика реформ вана Конмина встретила противодействие могущественных кланов из проюаньской группировки, и в 1363 г. (12 год Конмина) возник заговор Ким Ёна по устранению вана (в храме Хваннёнса). Однако ван не уступил и на высокую должность самджун тэгван ёндо чхоми (главный министр) назначил простого монаха Синдона из монастыря Окчхонса, чтобы продвигать реформы. Синдон изгнал влиятельных сановников Ли Гонсу, Кён Чхонхына и других, в 1366 г. основал Чхонмин пёнджон тогам (Управление по пересмотру полей и людей) и провел реформу по изъятию земель и ноби у могущественных кланов и возвращению их прежним владельцам. За это Синдона стали называть святым.

Ван Конмин также способствовал расцвету Сонгюнгвана, превратив его в образцовый конфуцианский образовательный орган, и повелел талантливым ученым Ли Сэку, Чон Монджу, Чон Доджону, Пак Санчхуну, Ли Сунину и Ким Гуёну глубоко изучать неоконфуцианство. Это послужило толчком к появлению большого числа выдающихся неоконфуцианских ученых. Экзаменационная система была реформирована так, чтобы отбирать людей не по литературным, а по политическим знаниям. Воспитанные и выдвинувшиеся в этот период молодые чиновники, так называемая новая чиновная знать (садэбу), в дальнейшем выступили в качестве ведущей политической и идеологической силы новой династии Чосон.

Итак, реформы периоды Юаньского вмешательства, включая реформы Конмина, хотя и добились успеха в пестовании неоконфуцианства, но не пытались на его основе осуществить политические реформы. В этом проявилась ограниченность реформ этого периода. В результате поднявший меч решительных реформ Синдон был убит из-за сопротивления сильных домов, был убит и вдохновитель их ван Конмин, а затем при ване У (1374-1388 гг.) произошел возврат к крайне реакционной политике сильных домов. Основанные на неоконфуцианстве реформы стали возможны в крайних обстоятельствах, когда реакционная политика достигла предела, что и привело к установлению династии Чосон.

3. Культура нового чиновничества

1) Наука и техника

В период антимонгольского сопротивления в XIII-XIV вв. в Корё наметился значительный прогресс в области науки и техники. Во-первых, серьезные изменения в области обороны страны принесло совершенствование огнестрельного оружия. Приблизительно со времени правления вана Конмина разорившиеся из-за развития торгового капитала японские военные низшего уровня стали грабить на десятках, а то и сотнях судов центральное и южное побережье и наносить этому району большой ущерб. В то время их звали вэгу («японскими пиратами»).

Поскольку в ходе борьбы с вэгу выяснилась настоятельная необходимость огнестрельного оружия, правительство Корё создало в 1377 г. (3 год вана У) учреждение Хватхон тогам (Пушечное управление) и на основе ввезенной из Юаньского Китая техники производства пороха стало производить огнестрельное оружие. Особенно высокими боевыми качествами отличались созданные Чхве Мусоном пороховая пушка хвапхо и хватхон; установление их на боевых кораблях дало большой эффект в подавлении вэгу. Также, в 1389 г. (1 год вана Чхан) товонсу из провинции Кёнсан Пак Ви во главе флота из 100 кораблей атаковал логово вэгу на Цусиме, поджег их корабли и одержал весомую победу. С тех пор могущество вэгу серьезно ослабло.

Большую революцию в быту вызвало появление техники выращивания хлопка и производства хлопчатобумажных тканей. В 1364 г. (13 год вана Конмина) отправленный посланником в империю Юань Мун Икчом на обратном пути раздобыл в китайском районе Цзынань (кор. Каннам, букв.: «к югу от реки») семена хлопка, передал их ремесленнику из Тансона в провинцию Кёнсан по имени Чон Чхоник, и с тех пор началось выращивание хлопка. Чон Чхоник приложил значительные усилия для адаптации хлопка к климату и природным условиям Кореи, которые отличаются от китайских, и добился успеха в его выращивании; он даже произвел хлопкоочистительную машину и прялку по вытягиванию хлопковой нити и внёс крупный вклад в революцию в сфере производства одежды. В эпоху, когда не знали другого, кроме грубого пенькового холста, дорогого шелка и ткани из рами, дающий возможность крупного производства хлопок начал превращаться в целую отрасль по производству одежды.

Изменения произошли и в области агротехники. В начале периода Корё она была еще незрелой, и хотя каждый год была возможна пахота земель, обычной была система, при которой участки в горах оставались под паром 1-2 года. Однако к концу Корё сельское хозяйство усовершенствовалось, малоземельные и безземельные крестьяне активно обрабатывали участки в горах и повысили производительность сельскохозяйственного труда, создав способ внесения удобрений сибибоп и систему орошения путем преграждения небольших рек и образования заводей, использовавшихся в качестве водохранилищ, а также открыв способ глубокой пахоты симгёнбоп, при котором использовались волы, позволявшие глубже возделывать почву. Таким образом, площади земель под паром уменьшились, а площади регулярно обрабатываемых пахотных земель возросли.

Определенную роль в развитии агротехники сыграл северокитайский способ земледелия хвабук нонбоп, заимствованный из книги «Нонсан чибё» («Сведения о земледелии и шелководстве в Китае»), которую привез из Юаньского Китая и распространил Ли Ам. С другой стороны, благодаря воспринявшему конфуцианство из Сунского Китая новому чиновничеству, большой интерес вызвал использовавшийся в Южном Китае способ обработки заливных полей (суджон). Поскольку по климату и природным условиям Корея в определенной степени приближается к развитым в сельскохозяйственном отношении регионам Северного и Южного Китая, заимствование их опыта способствовало развитию комплексной агротехники. Такое развитие агротехники и повышение производительности сельскохозяйственного труда вызвало рост числа средних и малых провинциальных помещиков, что послужило основой для увеличения числа конфуцианских ученых – выходцев из их среды.

В развитие науки и сельского хозяйства конца Корё также внесли существенный вклад заимствованные через Юаньский Китай арабские астрономия, метеорология и география.

Следствием продолжавшихся в конце Корё войн стали неурожаи и эпидемические заболевания, что потребовало развития медицины с применением лекарственных растений, произраставших внутри страны. Характерно для этого периода появление самой старой в Корее книги по медицине «Хянъяк кугыппан» («Способы изыскания местных лекарственных растений»), изданной в 1236 г. (23 г. вана Коджона) одновременно с «Тэджангён» («Трипитакой»). Кроме того, был составлен ряд медицинских книг, в том числе и широко использовавшиеся в качестве повседневного пособия «Самхва чахян якпан» («Способы изготовления местных лекарств из трёх компонентов»), которые стали основой для составления в период Чосон «Хянъяк чипсонбан» («Собрания рецептов местных лекарств»).

Корё, достигшее высокого уровня ксилографической печати уже в период военного правления, когда были вырезаны тексты «Трипитаки», совершило шаг в новую стадию путём развития подвижного шрифта. Ксилографическая печать была удобна при выпуске крупных тиражей, но имела неудобства при публикации малотиражных изданий. Это неудобство устранялось печатью с применением металлического наборного шрифта. Этот метод приобрел особое распространение к концу Корё, и в 1392 г. (4 г. вана Конъяна) была создана основанная на нем государственная типография по изготовлению шрифтов и печатанию книг Соджогвон. Это стало основой для интенсивного развития печати с помощью подвижного набора в период Чосон.