Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4208.01.01;РУ.01;1.doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
528.9 Кб
Скачать

6.2 Первичные формы возникновения права

Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Исторически праву как основному регулятору общественных отношений предшествовали в их собирательном значении – обычаи (см. п. 2.1 настоящего обзора).

Обычаи при первобытнообщинном строе закрепляли выработанные веками необходимые, наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения людей в определенных ситуациях. Изменялись обычаи очень медленно и передавались вместе с иным опытом выживания рода, племени, общины из поколения в поколение, а, главное, выражали в равной степени интересы всех членов общества. Осмысление обычаев основывалось на доверии к предкам, на вере в сверхъестественное и в то, что “так было всегда”.

С изменением религиозных представлений, связанных с созданием новой религии (в отличие от “тотемной”), объединявшей родовые общины, идеологическая сила обычаев резко возрастает. Для земледельческих общин такой новой религией во многих регионах стал культ Солнца (ему поклонялись все древнейшие народы Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, индейцы Америки, Горного Перу).

Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Даже у древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, религиозные ритуалы сельскохозяй-ственных работ поддерживались языческими государствами этих народов. Жрецы, носители новой религии, создали первые агрокалендари, которым были подчинены все правила общественных работ и быта. Нарушения этих правил наглядно влекли “кару божью”, включая величайшие беды: неурожаи, засухи или наводнения, голод, болезни, мор и иные тяжкие последствия.

Наряду с религиозным осознанием обычаев (мононорм), начинается их осознание с нравст-венных позиций общего блага, добра и справедливости, должного поведения в усложнившихся общественных отношениях. Поскольку нормы, вытекающие из обычаев, расценивались как ниспосланные свыше, а потому заведомо правильные, у многих народов за их содержанием стали закрепляться такие наименования как “правда”, “право” – jus (отсюда лат. justitia – справедли-вость, законность, правосудие); right, recht (“право” – на латыни, английском, немецком, аналогич-ные наименования при возникновении правопонимания имели место во многих восточных языках).

В этом смысле, если под правом понимать зарождающееся правосознание как форму общест-венного сознания, очевидно, что такое право (правосуждение) предшествует возникновению собственно государства. Обеспечение реализации положений правосудия в самой общественной жизни (как, впрочем, и зарождающегося политического сознания, непосредственно отражающего идеологические истоки государствообразования) было одной из сопутствующих причин образо-вания государства, призванного придать этим идеологическим требованиям юридический смысл и значение, обеспечить их исполнение своей организованной и материальной силой, авторитетом и государственным принуждением.

Развитие первобытного общества привело к его расслоению. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактиче-ским собственником средств производства (власть-управление), либо класс, обративший эти средства в частную собственность (власть-собственность). В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц уже не казалась справедливой. Участились случаи нарушения таких обычаев, размывался и разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов и социальных групп, в руках которых оказалась не только собственность (общественная или частная, а нередко и та, и другая), но и создаваемая ими публичная власть. Отражающие интересы этих социальных групп и классов обычаи одобряются (санкционируются) от имени государства, обеспечиваются и охраняются всеми его средствами. Так появляются правовые обычаи.

Правовые обычаи, поддерживаемые религией, содействовали упрочению верховной (государ-ственной) власти на основе утверждения ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, на религиозные основы. С появлением письменности правовые обычаи стали записываться и систематизироваться, перерастать в обычное право. Так, поддержка религией и государством наиболее значимых в раннеклассовом обществе обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств – правового обычая и обычного права.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего, интересы имущих классов и привилегированных каст, сословий. Судебные функции от жрецов перешли к верховному правителю и назначаемым им судебным органам (в республиках особые судебные органы создавались, как правило, выборным путем). Все это способствовало созданию судами правовых норм, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму, подлежащую применению при подобных обстоятельствах. С появлением письменности наиболее важные судебные прецеденты также стали систематизироваться в качестве источника права, что привело к образованию в ряде государств прецедентного права.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата, его специализации и обособления от общества, основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. С появлением письменности такие предпи-сания получают свое выражение в третьем и основном источнике права – законах верховной государственной власти: монарха, народного собрания, сената либо другого республиканского коллегиального органа, где главенствующее положение занимали представители высших слоев – родовая знать, духовная аристократия, военная и торгово-производственная верхушка.

Складывающаяся система права постепенно усложняется как в содержательном, так и структурном отношениях, обрастает подзаконными нормативными актами чиновничьего аппарата; юридические прецеденты, помимо судебных, дополняются административными; появляются нормативные договоры, собрания или сборники нормативных актов.

Во всем этом многообразии можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений: Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах и др. Исключение составляют законы шестого царя Вавилона Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.), которые в отличие от восточных кодификаций не содержат специальных положений религиозного или морализующего характера.

В обществе же, основанном, главным образом, на частной собственности, которая обусловли-вала необходимость равенства прав собственника, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью юридической формализации и определенности законодательство, прежде всего, гражданское, регулирующее усложнившуюся систему имущест-венных отношений. Некоторые из этих древнейших правовых положений (например, частного римского права) на многие века пережили время своих создателей. Наконец, заметим, что государственное объединение племен способствовало правовой защите их интересов и во внешнеполитических связях с населением других государств. С процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают и зачаточные нормы и отношения международного права.

Закономерность появления и ценность права вытекает из тех функций, которые право выполняет уже на первых этапах своего становления в раннеклассовом обществе. Сложность здесь в том, что функции права имеют изначально двоякий характер: во-первых, они вытекают из социального назначения права; во-вторых, будучи обусловленными этим назначением, они характеризуют также основные направления воздействия права на общественные отношения и общественное сознание. Дело в том, что, несмотря на органическую взаимосвязь права и государства, предопределяемую потребностями общественного развития, процессы возникновения государства и права в силу их качественных различий идут параллельно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]