Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история Учебное пособие.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
2.31 Mб
Скачать

3. Обострение межэтнических отношений и проблема территориальной целостности рф

Центральной политической проблемой России в начале 1990-х гг. стала дилемма – строительство Российского государства или его расчленение. Инерция распада «сверхдержавы советского типа» потрясла основы государственности теперь уже Российской Федерации. Объективными факторами этого были поражение КПСС, цементировавшей государственность, резкое ухудшение экономической ситуации, формирование и активизация национального радикализма и др. Субъективным фактором стала национальная политика Федерального центра, формировавшаяся в годы кризисов 1991 – 1993 гг. Она отличалась непродуманностью, скоропалительностью в принятии решений, противоречивостью действий, непоследовательностью, волюнтаризмом. Преобладали разного рода импровизации в сочетании со слабыми знаниями специфики национальных районов, отсутствовала необходимая координация в деятельности различных государственных институтов, просматривалась тяга к политике «разделяй и властвуй». Кроме того, проводившиеся в России преобразования, суть которых заключалась в переделе государственной собственности, подхлестнули активность региональных национальных элит в борьбе за суверенитет. В целом наблюдались «тенденции переключения усиливающейся конкурентной борьбы во всех сферах общества в русло межэтнического соперничества» (Абдулатипов Р.Г. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Северного Кавказа. 1999. № 3. С. 53).

Государственное строительство пошло по пути смешения элементов конституционного и договорного федерализма, или «асимметричной федерации», т.е. существование в России как бы двух государств с разными типами отношений: одно – федерация с элементами конфедерации (автономные образования), другое – унитарное государство (края и области). Это фактически разрушало целостность государства, давая возможность региональным национальным элитам, спекулируя на национальных чувствах, игнорировать и прямо нарушать федеральные законы. В некоторых республиках ухудшилось положение русского населения, активизировался бытовой национализм. Началась миграция русских в центральные районы России. Федеральные и местные органы власти потворствовали разного рода создаваемым по национальному признаку съездам и партиям, не осознавая всей опасности, которую несут подобные этнополитические организации для судеб любой полиэтничной республики и для Российской Федерации в целом. В конце 1991 – начале 1992 г. в ряде республик прошли съезды национальных движений под лозунгами борьбы за национальную независимость. В Татарстане был образован меджлис – орган, альтернативный Верховному Совету республики.

Осознав пагубность сепаратизма автономий, федеральная власть делала настойчивые попытки воспрепятствовать развитию этого процесса. Подписанный 31 марта 1992 г. Федеративный договор между российским правительством и органами власти регионов о разграничении предметов их ведения и полномочий не устранил противоречий в государственном устройстве. По Договору национально-государственные образования получили больше прав в сравнении с российскими краями и областями; Договор не подписали Татарстан (присоединился в 1994 г.) и Чеченская Республика. В 1992 – 1993 гг. Татарстан, Башкортостан, Чечня, Тува, Саха (Якутия) перестали отчислять налоги в федеральный бюджет.

Экономические трудности, по сути, лишили федеральный центр возможности влиять на региональные власти посредством рычагов перераспределения ресурсов, прежде всего финансовых. Отсутствовал и идеологический рычаг – объединяющая общенациональная государственная идея. Практически бездействовал правовой рычаг, способный задать единые нормы поведения для всех субъектов Федерации: более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали федеральному законодательству; в 19 (из 21) республиках принятые местные конституции в той или иной степени вступали в противоречие с Конституцией РФ. Дестабилизирующее влияние оказывало обострение межэтнических отношений в ряде регионов – осетино-ингушский конфликт, разгоревшийся в конце 1992 г., обострение отношений между этносами в Карачаево-Черкесии и др.

Главной проблемой стала Чеченская Республика, создавшая реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, ее целостности и суверенитету. На территории Чечни произошел массовый выход части населения из правового пространства, возник район вооруженного сепаратизма, не контролируемый российскими властями. Радикальный этнический сепаратизм и религиозный экстремизм обрели насильственные и варварские формы; был брошен вызов не только государству, но и всем общественным устоям, местному населению. Противоречия между фактическим положением и юридическим статусом Чеченской Республики стали важнейшим очагом дестабилизации обстановки на Северном Кавказе, дающим негативные импульсы на весь регион и РФ в целом. Попытки федеральной власти решить проблему путем вмешательства в чеченские события повлекли за собой крайне непопулярную в обществе войну (11 декабря 1994 г. – 31 августа 1996 г.). В ходе боевых действий федеральные войска взяли г. Грозный (22 февраля 1995 г.), в течение марта – июня очистили почти все крупные населенные пункты Чечни от боевиков. Однако вскоре произошло событие, которое радикально изменило ход действий. 14 июня группа чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила г. Буденновск (Ставропольский край). Правительство В.С. Черномырдина пошло на переговоры с террористами, практически выполнив все их требования.

Федеральная власть продемонстрировала неспособность довести подавление вооруженного мятежа до конца. В августе 1996 г. боевики, проникшие в Грозный, захватили город. 31 августа в Хасавюрте (Дагестан) секретарь Совета безопасности А.И. Лебедь и начальник штаба чеченских боевиков А. Масхадов подписали соглашение о прекращении войны, в котором договорились о выводе российских войск, начале переговоров о статусе Чечни. 23 ноября 1996 г. президент подписал Указ о выводе из Чечни остававшихся там двух бригад внутренних войск. Чеченская кампания завершилась «хасавюртовской капитуляцией».

Три года спустя нерешенные в ходе войны проблемы снова обострились. В августе 1999 г. чеченские боевики вторглись на территорию Дагестана. Не справившись с собственными проблемами, чеченские радикалы пошли по пути экспорта «исламской революции», но просчитались. Федеральные войска в ходе боев действовали согласованно и грамотно, не повторяя ошибок, допущенных ранее в Чечне. Их поддержали силы дагестанского ополчения. В итоге вторжение было отражено. Но стало ясно, что мириться с существованием террористического режима в одном из субъектов РФ нельзя. Опасность терроризма для всей страны стала очевидной после серии терактов в российских городах в сентябре (Буйнакске, Москве, Волгодонске). В результате 1 октября началась антитеррористическая операция федеральных сил в Чечне. В начале 2001 г. было объявлено о завершении боевых действий на территории республики. Завершение боевых действий в Чечне стало началом нового этапа в развитии российского федерализма, на котором на первый план выдвигалась проблема взаимодействия федеральной и региональной властей. Как подчеркивалось президентом в послании Федеральному собранию (2001 г.), «…обязательным условием успеха стратегических преобразований является наведение порядка в отношениях между федеральным и региональным уровнями власти, … отсутствие четкого разграничения полномочий, а также работоспособного механизма взаимодействия между уровнями власти приводит… к наибольшим экономическим и социальным потерям».