Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ист фармации 10.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
36.55 Кб
Скачать

1.Реформа аптекарского приказа начала 18 века

2.Воинские аптеки главные полевые испытания

Полевые аптеки в России

Полевые аптеки в XVIII в., как уже указывалось, открывались в местах сосредоточения войск и играли роль своего рода армейских медицинских центров.

При полевых аптеках находились мастерские для починки медицинского инструментария; в них же хранились денежные средства, предназначенные для пополнения запасов медикаментов и для выплаты жалования медицинскому персоналу. В полевых аптеках проходили практику молодые фармацевты, пополнявшие затем штаты казённых аптек.

В XVII в. отсутствие регулярной армии постоянных полевых аптек не существовало. Во время похода у полкового лекаря имелся некий набор медикаментов, которые он использовал в своей повседневной практике.

В начале XVIII в. в связи с образованием регулярной армии походные полковые аптечки переименовываются в полевые. В обязанности аптекаря полевой практики, согласно воинскому уставу, входило следующее. Он должен был готовить лекарства по рецептам и следить за сохранностью и доброкачественностью лекарств в аптеке.

Практика снабжения полковых аптек непосредственно из главных аптек имела ряд недостатков. В частности, она не давала возможности резкого усиления медицинского снабжения войск во время наступательных операций и тем самым в известной мере сковывала маневренность войск.

В 1736г. издаётся « Регламент о содержании полевых аптек». Первые параграфы этого документа гласят: «В оном воинском штате о содержании четырёх полевых аптек определено в мирное время быть им при армии, а гарнизонов тогда удовольствовать медикаментами Медицинской канцелярии».

Согласно регламенту 1736г., при каждой полевой аптеке в мирное время находились аптекарь, газель, ученик, писарь, вагенмейстер, 6 фурлетов (кучеров). При аптеке полагалось также иметь 4 лошади. В военное время штат аптеки увеличивается на одного гезеля и на несколько лошадей.

Организация медицинского снабжения армии при наличии крупных полевых аптек, согласно данному регламенту, представлялась в следующем виде. Располагаясь в местах крупного сосредоточения войск, полевые аптеки создавали резервные запасы медикаментов.

Имея свой транспорт, полевые аптеки доставляли медикаменты по требованиям в штаб армии, откуда они распределялись по армии. При каждой армии находился один гезель и при нем два ученика – один из них иностранец, а другой русский. Полевая аптека не принимала участия в походах. Общий надзор за деятельностью полевой аптеки осуществлялся доктором при армии.

3.Госпитальные школы

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры.

Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.

Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.

В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.

Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учебных программ по медицинским дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д. В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Были разрешены вскрытия умерших.

В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками.

После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М И Шеин, П З Кондоиди(1710–1760 гг.).

По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы», которые заводились на каждого больного. В гос-питаляхбыли организованы медицинские библиотеки.

Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомиче-ское исследование – вскрытие трупов.

В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий