Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исследовательская работа.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
23.75 Кб
Скачать

Исследовательская работа по теме

«Поселения немцев на карте нашей Родины»

Выполнил: Сергеев В.А., ученик 9 А класса школы № 24

Руководитель: Антипина Е.В., учитель немецкого языка школы №24

2011 год

Оглавление

  1. Введение

  2. Появление немцев в Архангельске

  3. Исследование

  4. Заключение

1.Введение

Рассеянным по всему миру живет сегодня потомство «аглицких немцев» – архангелитов, преимущественно состоящих из людей немецкого, английского, голландского или норвежского происхождения, которые возникли и встали на ноги в портовом городе Архангельске … Все началось с английского капитана Ричарда Ченслера, случайно открывшего в 1553 году морской путь в Московию. На пустынные берега Белого моря устремились торговые люди из разных стран – отсюда с милостивого разрешения Ивана Грозного началось практическое освоение Западом огромной страны. В XVI веке торговля велась не только с Англией, но и с Голландией, Данией, Германией и другими странами. Из благословенных западных земель ехали на Русский Север предприниматели и ремесленники, особенно после опубликования в 1702 году в Германии манифеста Петра I, приглашавших их в Россию. Двинская земля – древнее Заволочье: набережная Северной Двины – здесь высаживались первые поселенцы, Гостиный Двор, где кипела торговая жизнь, кирха Святой Екатерины, лютеранское кладбище с могилами наших предков, Соломбала, квартал бывшей Немецкой слободы в Архангельске…Жизнь на севере малопривлекательна и селились здесь предприимчивые, сильные люди, которые строили верфи и корабли, прядильные и канатные предприятия, возводили кузницы и мельницы, налаживали «поварни для топления сала морского зверя и кожаного сушения», на собственные деньги открывали школы и гимназии, вели торг в компаниях со своими соплеменниками. Из простых торговцев они становились лесопромышленниками, превращались в удачливых коммерсантов и первых людей города, фамилии которых были на слуху не только у жителей губернии, но и у всей России. Север из глухой окраины государства стал одною из самых оживленных его областей. История архангелитов драматична, интересна и поучительна, и не возвращаться к ней невозможно…

2.Появления немцев в Архангельске

Самая северная Немецкая слобода

Заметную роль в развитии лесной промышленности Архангельска и в становлении купечества города сыграли иностранные купцы, или "немцы" - на Руси так называли всех иноземцев.

Иноземное поселение являлось, говоря современным языком, одним из городских микрорайонов. Слобода, располагавшаяся ниже Немецкого гостиного двора, застраивалась красивыми ухоженными домами, имела свою церковь (кирха) и напоминала западноевропейский городок - добротные деревянные тротуары не прогибались под ногами прохожих, а утопавшие в зелени особняки соперничали в богатстве отделки.

Рождение архангельской Немецкой слободы

Вхождение иностранцев в экономическую и культурную жизнь Архангельска и формирование Немецкой слободы было длительным и сложным. Фактически Немецкая слобода появилось в Архангельске в конце XVII века, а в документах такое название стало употребляться лишь в начале XVIII столетия.

Чтобы найти пути продвижения своих товаров в центр России, иностранцам было необходимо иметь склады для хранения грузов и место для проживания, поскольку торговля возле Архангельска носила сезонный характер. Порой купцам не удавалось продать за сезон все товары, приходилось оставлять их на хранение.

Первыми из иноземцев в городе обосновались купцы, уже имевшие свои дома в Холмогорах. Характерной особенностью приобретаемых иностранцами земель был их большой размер. Если усадьбы посадских жителей составляли, переводя на современные язык и меру, от трёх до десяти соток, то у иноземцев размер дворов порой доходил до нескольких гектаров.

Расширение Немецкой слободы сопровождалось немалыми осложнениями. Русских людей раздражал напористый захват иноземцами городской земли. Нередко они направляли челобитные царю, жалуясь на притеснения.

Число жителей Немецкой слободы, учитывая небольшой масштаб города, было ощутимым. Если в конце XVIII века в Архангельске проживало 383 выходца из западноевропейских стран, то в 1913 году - уже 464.

Обитатели слободы

На Север приезжали иноземцы различного состояния. Западноевропейские правительства следили, чтобы в Россию не уезжали "действительно полезные личности", препятствуя так называемой "утечке мозгов". Некоторые иностранцы, не имея средств, нанимались на работу к своим землякам, уже организовавшим торговлю.

Так, выходец из Амстердама Ф. И. Гувелякен долгое время был конторщиком у купца Клефекера. Известный впоследствии лесопромышленник английский подданный Шергольд проживал в доме Брандта, и "пропитание имел от разных рукоделий".

Ощутимых результатов в бизнесе на Севере достиг клан Брандтов. Его основатель Вильгельм начал свою трудовую жизнь в фирме "Беккер и Ко". После получения наследства он создал фирмы "Брандт, Родде и Ко", "Беккер, Брандт и Родде", а затем "Вильгельм Брандт" и "Вильгельм Брандт-сыновья". В годы континентальной блокады купец соорудил сахарный завод, действовавший до конца 1850-х годов, приобрёл Маймаксанскую судоверфь, при которой в 1822 г. появился первый на Севере лесозавод, вооружённый паровым двигателем. В 1827 году Брандт учредил торговый дом в столице России.

Дела торговые

По замечанию русского историка академика С. Платонова, обосновываясь на Севере, иностранцы ставили перед собой исключительно коммерческие цели, поэтому "результатами всех изысканий англичан и голландцев явились не научные трактаты, а торговые договоры с московским правительством".

Основу торговых отношений Англии и России иностранные купцы закладывали в Холмогорах. Пользуясь льготными условиями, предоставленными Иваном Грозным, в 1560-е годы они имели здесь не только склады для хранения товаров, но и "собственную землю и много хороших домов с конторами для собственного удобства". Более того, английский купец Ричард Грей основал в Холмогорах канатную фабрику, на которой работало более 100 местных крестьян. Фабрика плела канаты, которыми оснащались корабли Великобритании.

Выходцы с Запада постепенно пополняли ряды архангельского купечества. К 1815 году из 87 купеческих семей 25 были выходцами из Западной Европы, а среди купцов первой гильдии лишь один был русским, остальные - иностранцы, принявшие российское подданство.

Сильные позиции во внешней торговле выходцы из других стран сохраняли во все последующие годы XIX века.

Ярким показателем возраставшего влияния зарубежных предпринимателей является факт, что к середине века иностранцы составляли почти половину потомственных почётных граждан Архангельска.

Организация производства

В XIX веке бывшие иностранцы стали не только торговать, но и заниматься производством. Наиболее доходными в то время на Севере оказались судостроение, производство сахара и лесной бизнес. Ещё в 1822 году купец В. Брандт совместно с Е. Классеном построил первый в крае паровой лесопильный завод на о. Бревенник.

Позднее лесопилением стали заниматься гамбуржец Е. Линдес, британский подданный Ф. Кларк, англичанин Е. Шергольд, норвежцы М. Ульсен, К. Стампе и другие. Наряду с созданием лесопромышленных компаний иностранцы вкладывали свои капиталы в целлюлозное, пивоваренное и другие производства. Всего в течение XIX века жители Немецкой слободы организовали на Севере более 30 различных фирм.

Бывшие иноземцы нашли применение своим капиталам не только в Архангельске, но и в других российских губерниях. Наиболее ярко это проявилось в деятельности купцов 1-й гильдии Э. В. Брандта, Э. Е. Линдеса и А. Ю. Суркова.

В 1869 году Брандт и Линдес основали крупную фирму на 6000 веретён по изготовлению льняных изделий в селе Меленки Владимирской губернии. В 1873 году она была преобразована в паевое товарищество с уставным капиталом в 2 млн. руб.

Крупных успехов добился один из потомков Вильгельма Брандта, который вместе с бароном Л. Гауфом, предпринимателями Г. Елисеевым, Р. Клеменцем и другими создал в 1864 году первый в России крупный частный Петербургский коммерческий банк и стал его директором (сокращенное название "Брандт и Ко").

В целях получения дополнительных льгот для ведения своего дела почти все упомянутые иноземцы приняли российское подданство.

На службе обществу

Жители Немецкой слободы быстро освоились в городе и стали его полноправными гражданами, внося значительный вклад в общественную жизнь.

Наиболее ярким доказательством их авторитета являлось избрание "архангельских иностранцев" на пост городского головы. С 1793 по 1910 год на этой должности побывало 32 человека, среди них 9 жителей Немецкой слободы: А. Менсендейк, В. Брандт, городская дума дважды доверяла этот пост А. Фонтейнесу, К. Мейеру, а В. Гувелякену - даже трижды. Я. Лейцингер избирался четыре раза.

К началу ХХ века потомки "немцев" входили почти во все сферы общественной и экономической жизни Архангельска. В последней городской думе из 21 гласного 9 были потомками иностранных предпринимателей. Это Рудольф и Эдмунд Пецы, Георг Линдес, Эмиль Бройтигам, Вильгельм Гувелякен, Яков Лейцингер, Егор Шергольд, Эрнст Шмидт и Мартин Ульсен.

В дореволюционное время потомки иностранцев, принявших российское подданство, использовались "родными" государствами в качестве консулов. Например, в 1860-е годы обязанности консулов при Архангельском порте исполняли жившие здесь купцы: В. Х. Грел (бременский), И. И. Гернет (гамбургский), А. И. Фонтейнес (ольденбургский), Э. В. Брандт (нидерландский, датский, бременский, прусский и ганноверский) и другие.

Жизнь обитателей архангельской Немецкой слободы подтверждает правоту вывода русских исследователей, что Россия сумела на практике решить вопросы о правах иностранцев. В Западной Европе любого иноземца считали почти врагом, лишали его права наследования и свободы вероисповедания. На Севере же иностранцы пользовались правами наравне с коренным населением.

Время испытаний

Вторая родина не всегда была справедлива к своим "приёмным детям". Став гражданами России, многие иностранцы и их потомки вместе со всеми испили горькую чашу несправедливых гонений.

Это с особой силой проявилось в ХХ веке. В период с 1914 по 1939 годы российские, а потом и советские власти предприняли против выходцев из Западной Европы ряд репрессивных акций.

Резко неприязненное отношение к людям с иностранными, в особенности с немецкими фамилиями дало о себе знать во время Первой мировой войны, когда в городе распространялись антинемецкие листовки. На пивном заводе Суркова полиция произвела обыск. Обнаружив провода и некий аппарат, власти необоснованно обвинили владельца завода в установке подпольной радиостанции для передачи сигналов немецким судам.

Жестокие испытания ждали жителей Немецкой слободы после освобождения Архангельска Красной Армией в феврале 1920 года. Состоятельные люди лишились своих заводов, судов и значительной части недвижимости. В тюрьмах и лагерях оказались В. Пец, Б. Шергольд, М. Ульсен, Г. Мейер, А. Шольц и другие купцы. Вальтер Пец в 1920 году был расстрелян. В последующие годы жителям Немецкой слободы отказывали в визах на выезд за границу, ограничивали переписку.

Но эти притеснения и гонения не шли ни в какое сравнение с репрессиями, которые последовали в 1937-1939 годах. Только по так называемому "делу норвежского консула Виклюнда" в конце 1937 года было арестовано более 60 человек. В их числе сын Мартина Ульсена Михаил, сын Егора Шергольда Борис, а также Эдуард Гернет, Герман Гувелякен, Виктор и Анатолий Бройтигамы. В компании с этими людьми оказались сыновья бывшего городского головы Якова Лейцингера Вячеслав и Аркадий.

В 1920-е годы понятие Немецкая слобода постепенно вышло из обращения. И это неудивительно: в кирхе расположился ТРАМ - театр рабочей молодёжи, в национализированных советской властью особняках, превращённых в "коммуналки", поселились чужие люди. Значительная часть состоятельных "немцев" выехала на родину. А потомки тех, кто остался в России, постепенно обрусели и забыли даже язык своих предков.