Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
мед псих скан.doc
Скачиваний:
99
Добавлен:
14.02.2015
Размер:
2.2 Mб
Скачать

11.3. Волевые процессы и их патология

Необходимость природы есть первичное, а воля и со­знание человека — вторичное, т. е. наши действия де­терминированы (определены) событиями и явлениями, происходящими во внешнем мире. Свобода воли при этом понимается как возможность, способность принимать ре­шение со знанием дела и осмысленно руководить своими действиями, предвидя их последствия.

Эти положения находят научное обоснование в тру­дах И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отражательной (рефлекторной) функции головного мозга, об опосредо­ванном восприятии и осмысливании объектов действи­тельности.

Воля — это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, ак­тивной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт состоит из этапов последовательных, спланированных действий.

Важнейшее значение в формировании акта воли име­ет мотивационная сфера человека. Она представляет со­бой совокупность желаний, побуждений, приобретающих характер мотивов действий, поступков и форм деятельно­сти. Особенности данной сферы определяют направлен­ность личности.

Началом формирования воли является влечение. Вле­чения возникают на базе инстинктов — пищевого, обо­ронительного, полового и др. Когда влечение достаточно оформлено в сознании, выяснены пути и способы его удов­летворения, тогда оно носит название «желание». Эти психические импульсы относятся к более старым фило­генетическим формациям. В процессе исторического раз­вития человеческой личности воля сложилась как каче­ство психики, сознательно направленное на преодоление препятствий.

Непосредственные побуждения к деятельности при­водят к действиям по невольному импульсу (мгновенная реакция на полученное воздействие) или в виде реакций отсроченного типа (действие обдуманное, возникающее на основе точного представления результата действия).

Все действия делятся на произвольные и непроизволь­ные. Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточ­но отчетливо осознаваемых побуждений. Произвольные действия предполагают осознание человеком цели и пред­варительное представление тех операций, которые мо­гут обеспечить ее осуществление.

Волевые действия представляют собой разновидность произвольных действий, которые требуют преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Физиологические основы воли. Воля, как и другие пси­хические процессы, является функцией мозга. Несмотря на значительную сложность физиологических механиз­мов волевых действий, наукой доказано, что волевые дей­ствия имеют условнорефлекторную природу. И. П. Пав­лов говорил, что «...механизм волевого движения есть условный ассоциационный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

Все произвольные движения есть движения, приоб­ретенные и заученные в процессе жизни и воспитания.

Ни один человек не сможет произвольно выполнить действие, которого он не знает или не умеет выполнить. Скажем, как бы ни хотел неграмотный человек написать письмо, он этого не сделает, так как не умеет писать. Положение справедливо в отношении даже самых неслож­ных произвольных действий. Этим действиям постепен­но и незаметно для себя мы учимся в процессе жизни.

Физиологический анализ показывает, что все воле­вые движения становятся таковыми лишь тогда, когда они заучены, причем чем более заучено движение, тем легче оно может быть выполнено как произвольное. Этим подчеркивается огромная роль в волевых действиях при­обретаемых в течение жизни двигательных навыков.

В механизме волевого акта важнейшую роль играет двигательный анализатор, корковые клетки которого (ки­нестетические клетки) имеют двустороннюю связь с дви­гательной областью коры и с корковыми частями всех других анализаторов: зрительного, слухового и пр. И. П. Павлов так характеризует эту связь: «...кинестетические клетки коры могут быть связаны, и действительно свя­зываются, со всеми клетками коры, представительницами как всех внешних влияний, так и всевозможных внут­ренних процессов организма. Это и есть физиологическое основание для так называемой произвольности движений, т. е. обусловленности их суммарной деятельностью коры».

Обусловленность волевых действий суммарной рабо­той мозга означает, что действия человека могут быть вызваны не только непосредственными раздражениями, но и следами их, т. е. в результате оживления ранее об­разованных в коре нервных связей. Значит, представле­ние о действии, мысль о нем может вызвать это действие без видимых внешних причин. Поэтому людям иногда кажется, что произвольные действия беспричинны. Та­ким образом, И. П. Павлов в общем механизме волевого действия особо подчеркивал значение уже образовавшей­ся системы временных нервных связей (ассоциаций) меж­ду корковыми концами всех анализаторов, т. е. того, что определяет суммарный характер ответной реакции.

Волевое действие, будучи целенаправленным, означа­ет наличие в коре больших полушарий стойкого очага оптимальной возбудимости на уровне второй сигнальной системы. Это обеспечивает длительное удержание цели действия, планирование предстоящего действия в соответствии с заданной целью и условиями, возможность оживления именно тех временных нервных связей, кото­рые нужны для реализации цели и пр.

Устойчивость очага оптимальной возбудимости зави­сит как от действия наличных раздражителей, так и от хранимой мозгом системы прошлых воздействий на него.

Большую роль в механизмах волевого действия вы­полняет корковое торможение. Волевой акт выражается не только в способности что-то сделать, но и в способно­сти воздержаться от того, чего не следует делать. Цент­ральное торможение было открыто И. М. Сеченовым и экспериментально изучено И. П. Павловым и его сотруд­никами.

Как правило, к основным волевым качествам челове­ка относят; 1) решительность, самостоятельность, на­стойчивость, самообладание; 2) нерешительность, вну­шаемость, упрямство, волевая неустойчивость.

Первый этап — возникновение побуждения, стремле­ния к достижению определенной цели. Потом появляет­ся сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляю­щие или опровергающие эти возможности. Дальше начи­нается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все «за» и «против», взвесив различные мотивы, с учетом конкрет­ной обстановки, человек принимает решение (5 этап). Во­левое действие заканчивается осуществлением принято­го решения (6 этап).

Продолжительность каждого из перечисленных эта­пов различна и зависит от особенностей личности и объек­тивных причин выполнения принятого решения. Для того чтобы побуждение обратилось в действие, требуется ре­шительность, т. е. способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мо­тивов и осуществлять принятое решение. Поэтому ини­циатива особенно важна при выполнении принятого ре­шения. Среди других качеств необходимых в момент нео­жиданных осложнений, следует отметить самостоятель­ность в решении и поступках, выдержку, самообладание и определенную самокритичность.

Развитие воли, способности к волевой деятельности — процесс длительный. С раннего детства родители фор­мируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере раз­вития индивидуума навыки.

Навыки — это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся при частом повторении каких-либо действий.

Формирование навыков характеризуется устранени­ем излишних движений и напряженности, объединени­ем ряда частных действий в одно целостное действие. На­выки формируются в упражнении, т. е. в целенаправлен­ном, многократно повторяющемся действии с целью его усовершенствования. На фоне уже приобретенных навы­ков действия становятся все более сознательными. Это уже волевые действия. В подростковом возрасте и в пе­риод зрелости по мере накопления знаний, появления новых интересов и потребностей волевые действия усложня­ются и совершенствуются.

В самом начале волевого акта имеет место одновре­менное возникновение нескольких мотивов деятельнос­ти, вступающих в конкуренцию между собой. Это приво­дит к «борьбе мотивов». Далее осуществляется выбор од­ного из мотивов — принимается решение, определяется цель последующей деятельности. Вслед за принятием ре­шения наступает облегчение, даже при отрицательном для личности содержании.

Внушаемость — свойство волевой сферы, при нали­чии которого человек легко поддается чужим влияниям, а мотивы его действий определяются последними.

Нерешительность следствие задержки волевого акта на этапе борьбы мотивов или реализации принятого решения.

Упрямство особенность поведения, а в устойчи­вых формах черта характера индивида рассматривается как дефект волевой сферы индивида, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указани­ям других людей. Упрямство — неспособность, несмотря на разумное обоснование, отказаться от принятого ранее малопродуманного решения и плана действий.

Волевая неустойчивость неумение сдерживать нео­добряемые самим человеком проявления чувств в виде раздражения, гнева, страха, ярости, отчаяния.

Все сложные волевые акты проходят вначале путь простых актов. В них имеется элемент автоматизации т. е. заученное в процессе жизненного опыта действие.

Заключительным этапом всякого волевого процесса является мышечное движение. Это движение может быть самым разнообразным: выполнение сложной детали на токарном станке, создание художественной картины, сар­кастическая улыбка в ответ на незаслуженное оскорбле­ние и много других видов человеческой деятельности и поведения.

Во всякой деятельности большую роль играет заинте­ресованность человека в выполняемой работе. При выполнении неинтересной, скучной работы, не отвечающей склонностям человека, снижается интерес к ее выполне­нию, развивается быстрое утомление. Положительные эмоции значительно отдаляют период, когда появляется усталость. Это объясняется стимуляцией подкорковых образований, которые в свою очередь тонизируют кору.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправ-ленны-х мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения, в том числе и нравственного порядка, деятельность осуществляет­ся помимо ее волевой регуляции.

Патология волевой сферы

Практически на любом этапе волевого акта может воз­никнуть патология волевой сферы. Из волевых рас­стройств следует привести такие как, например, гипобулия, гипербулия, абулия. Наиболее часто среди наруше­ний волевых процессов встречается их снижение или гипобулия, которое может сопровождаться также сниже­нием эмоционального фона.

Гипобулия — понижение волевой активности. При гипобулии люди малоподвижны, стремлений к деятель­ности у них почти не возникает. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу не потому, что наступает усталость, а в связи с отсутствием желания продолжать свое занятие. Гипобулия нередко сопровождается сниже­нием эмоционального фона. Снижение волевой активно­сти может наблюдаться у соматических больных при дли­тельном пребывании в стационаре, при явлениях госпитализма и хронизации. При шизофрении наблюдается кататонический синдром — автоматическая подчиняе-мость больных, застывающих в стереотипной позе назы­вается каталепсией.

Люди страдающие гипобулией нуждаются в повыше­нии к ним требовательности в отношении соблюдения лечебного режима. Их нужно активизировать при выпол­нении самых элементарных действий — своевременный прием лекарств, лечебные процедуры и т. д. Полезно да­вать таким больным несложные поручения, которые они должны выполнить под контролем персонала. Сложнее с амбулаторными больными. Основная тактика поведения с ними — внимательное и заботливое отношение.

Абулия — нерешительность, ослабление воли, без­волие. Патологическое нарушение психической регу­ляции действий. Характеризуется вялостью, отсутстви­ем инициативы и побуждений к деятельности. Прояв­ляется в неспособности принять решение и осуществить нужное действие, хотя необходимость его осознается. Начав какую-либо работу, больные люди ее быстро бро­сают.

Данное нарушение следует отличать от слабоволия как черты характера, вызванной неправильным воспитанием и другими факторами, которая может быть устранена на­правленной тренировкой воли.

При абулии человек прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Он долго остается в постели или сидит в стереотипной позе. Тяжелая абулия, как прави­ло, возникает при массивных поражениях лобных долей мозга, признак кататонической формы шизофрении, при кататоническом ступоре — состоянии полной обездвиженности и др. В зависимости от причины абулия может быть кратковременным, периодически возвращающимся или постоянным состоянием.

Гипербулия — чрезмерная активность человека. Не­продуктивная гипербулия наблюдается например, у больных, находящихся в маниакальной стадии маниакально-депрессивного психоза. Гипербулия может также возни­кать при некоторых соматических заболеваниях.

Многие авторы относят к нарушениям волевых дей­ствий персерверации. Персерверации — циклическое по­вторение или настойчивое воспроизведение, часто вопре­ки сознательному намерению, какого либо действия, мыс­ли или переживания.

Встречаются на практике и такие нарушения как из­вращения волевой деятельности — парабулии, которые проявляются у человека в странных, иногда нелепых по­ступках.

Материал об оценке волевых качеств пациента может дать тщательно собранный анамнез, а также наблюдение за больным: за выразительностью, точностью и быстро­той движений, степень активности.

Следует отметить, что неправильное воспитание дела­ет человека менее способным к волевой деятельности. Не­зрелость эмоционально-волевой сферы — инфантилизм, выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, пониженной критичности ин­дивида к себе и т. д. Проявляется в компенсаторных ре­акциях, таких как фантазирование, замещающее реаль­ные поступки, эгоцентризм и др.

Мы уже говорили о внушаемости и упрямстве. Про­тивоположностью внушаемости в известной мере является упрямство в отличие от настойчивости в достижении по­ставленной цели. Под упрямством понимаются не обосно­ванные разумом действия или отказ от них. Резкая сте­пень упрямства, носящая болезненный характер, назы­вается негативизмом.

С психологической точки зрения, негативизм — это немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требовани­ям и ожиданиям других индивидуумов и социальных групп. Негативизм как ситуативная реакция или как лич­ностная черта, за исключением клинических случаев бес­смысленного сопротивления, обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении и защите своего «Я». Нега­тивизм также является следствием эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.

При клинических случаях негативизма больные не выполняют предложенных им заданий — действий (пас­сивный негативизм) или производят действия, противо­положные заданным. Например, на предложение сесть больной встает, на просьбу открыть глаза— закрывает и т. д.

Волевые действия у больных и связанные с ними движе­ния могут искажаться различным образом {стереотипия, апраксия). Например, больной без надобности многократ­но повторяет одни и те же (стереотипные) действия, ска­жем, длительно, иногда повторно, вытирает полотенцем тарелки и т. п. Кроме того, могут нарушаться не только чисто волевые действия, но и автоматизмы, из-за чего боль­ные теряют способность правильно работать с клавиату­рой компьютера, -играть в спортивные игры и др.

При апраксиях нарушаются не отдельные движения, а возможность совершения действий в целом. Напри­мер, больной не может выполнить предложение дотро­нуться правой рукой до левого уха. При конструктивной апраксии больные теряют способность рисовать и копи­ровать написанное.

Особое место в патологии волевых процессов занима­ют патологические влечения. Например, патологическом влечении к поеданию несъедобных предметов, что наблю­дается как временное явление у здоровых женщин при беременности, а также у детей, при шизофрении же от­мечается часто. При психопатиях встречается патологи­ческое влечение к постоянной перемене занятий и место­жительства или просто к бродяжничеству — дромомания. Клептомания, или патологическое влечение к присвоению чужой собственности, встречается редко, и ее бывает трудно отличить от обычного воровства. В ти­пичных случаях, однако, бросается в глаза, что клепто­маны обычно не используют похищенных вещей и не из­влекают из них выгоды. Создается впечатление, что само похищение является целью их действия. Нередко мате­риально обеспеченные клептоманы похищают какие-ни­будь мелочи, например пуговицы, пряжки, простые ка­рандаши в магазине и т. д. Мы знаем случаи похищения обуви на одну ногу, вещей, не представляющих большой ценности. Клептоманов могут привлекать мел­кие и блестящие предметы.

Следует отметить, что при психопатиях бывает раз­вита патологическая лживость. Например, пациенты рас­сказывают о себе различные небылицы: о фантастичес­ких приключениях, якобы происшедших с ними, выда­ют себя за других лиц и т. д. Нередко рассказы эти изла­гаются с эмоциональной окраской и довольно убедитель­ными подробностями, производящими впечатление на слушателей. В отличие от обычной лжи, при патологи­ческой лживости зачастую не только не извлекается никакая выгода от рассказов, но, напротив, с такого рода «рассказчиками» происходят неприятности.

Разнообразны патологические влечения, связанные с половым чувством. Сюда относятся мужской и женский гомосексуализм, при котором половое влечение направ­лено на лиц одного пола. При садизме половое влечение связано со стремлением причинять боль партнеру. При мазохизме половое удовлетворение возможно только, если доставляет боль. При педофилии половое влечение на­правлено на детей. При фетишизме объектами полового влечения становятся неодушевленные предметы: женс­кие волосы, туфли, картины и статуи. Следует отметить, что не все еще достаточно изучено в этиологии половых извращений.

Вообще, развитие воли у человека может сыграть боль­шую положительную роль в компенсации различных де­фектов, различных патологических осложнений разви­тия. Описаны случаи когда благодаря огромной воле к жизни больной человек может преодолеть боль, слабость, страдания и оказать решающую помощь медицинским работникам в процессе лечения.